Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения

Задание: законспектировать лекцию. Домашнее задание: в Петербурге Достоевского (образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»), прочесть часть 1 главы 1-6.

Мармеладов - став нищим, оскорблен тем, что не может найти работу, обеспечить семью, чувствовать себя уважаемым человеком; не найдя работы, чтобы облегчить душевные страдания, начинает пить и спивается; нищета и трудности ослабили его волю, лишили надежды; изменяется сознание Мармеладова, и он совершает то, чего раньше никогда бы не сделал - крадет вещи из дома, пускает семью по миру; и как следствие - дочь отправляет на панель и не стесняется уже жить за ее счет, на деньги, заработанные ее страшным «трудом».

 Это его тягчайшее нравственное преступление.

В Раскольникове словно живут два человека, противоположных друг другу. Доброта, сострадание к обездоленным, способность бескорыстно помочь, обостренное чувство справедливости, надменность, сознание превосходства над людьми, болезненное страдание из-за бедности, от которой у него развивается комплекс неполноценности. Отсюда у героя замкнутость, и желание самоутвердиться, и повышенное самомнение.

Суть теории Раскольникова Оценивая происходящее вокруг себя,          Раскольников делает вывод о необходимости переделать мир. Главный герой задается вопросом: «Кто способен на это (переделать мир)?» Ищет ответ и находит его для себя. В голове Раскольникова зарождается теория.

I разряд: низший - обыкновенные люди - большая часть - посредственность - материал – «твари дрожащие» - законопослушные – «господа настоящего». Их задача: быть послушными, жить сегодняшним днем - они не могут изменить мир.

II разряд:высший - необыкновенные люди - немногие, талантливые - собственно люди – «право имеющие» - создающие законы – «господа будущего». Их задача: разрушить настоящее во имя будущего - они могут улучшить, переделать мир и поэтому имеют право (и должны) уничтожить все препятствия на пути ко всеобщему благу, в том числе они имеют право на преступление, на убийство немногих, мешающих этому всеобщему счастью и не считать себя преступниками, поскольку благородная цель оправдывает средства.

Итак, главный герой, задавшись целью переделать мир, приходит к выводу, чтомучающийся, страдающий обыватель не в состоянии это сделать в силу своей слабости и привычки подчиняться чужим законам. Но есть - их немного - особые люди, «владыки мира», «право имеющие», способные творить законы и преобразовывать жизнь, строить её по своим, справедливым, законам и заставить им подчиняться всех. А сопротивляющихся и мешающих необходимо уничтожить ради великой идеи преобразования мира. Так родилась его теория, суть которой в предоставлении права избранным людям творить историю, оправдывая жертвы именем прогресса.

 «... если б только я зарезал из того, что голоден был, — продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренно смотря на нее, — то я бы теперь… счастлив был! Знай ты это!...» (Раскольников Соне)

«...Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Ну, понятно теперь?...» (Раскольников Соне)

В качестве жертвы Раскольников выбирает старуху-процентщицу. Как вы думаете почему?

Раскольников считал старуху-процентщицу «вошью», недостойной жить. Свои планы на убийство Раскольников оправдывал тем, что старуха-процентщица:

· была злой и жадной одинокой старухой;

· наживалась на чужой беде, давая клиентам малые деньги под высокие проценты;

· использовала свою слабоумную сестру Лизавету как рабыню, била ее;

· написала завещание, по которому ее сестре Лизавете не оставалось ничего - все предназначалось какому-то монастырю.

Идея о «сильной личности» побудила Раскольникова отнести себя к необыкновенным и проверить это, совершив убийство. В начале занятия мы с Вами записали эпиграф: «В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей», как Вы понимаете эти слова?

Преподаватель: За преступлением неизбежно следует наказание. В чем наказание Раскольникова попробуем разобраться.

Сам Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха-ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она не достойна. Но почему он убивает Лизавету?Убийство ни в чем не повинной Лизаветы не планировалось, она просто оказалась на пути осуществления «гениального» плана Раскольникова.

О чем заставляет задуматься «случайное» убийство Лизаветы? Убийство Лизаветы заставляет задуматься над тем, а так ли хороша эта теория?

Раскольников считает, что его цель благородна, но принёс ли поступок героя кому-либо что-то хорошее?

Преступление Раскольникова не принесло никакого блага ни людям, ни ему самому.

· умирает мать, страдает сестра;

· осмеяние и осуждение Раскольникова теми самыми «униженными и оскорбленными», ради которых он шел на преступление;

· нравственные муки самого героя, отчуждение от людей.

· Убивает кроме Алены Ивановны, еще и ее сестру Лизавету.

 «Вошь ли я, как все, или человек?»- спрашивает себя Раскольников; что вы слышите в этих словах: любовь к людям или презрение к ним?

Возможно ли сочетать стремление к власти над людьми с любовью к людям? Если цель благородна, то любые ли средства для её достижения хороши 

Первоначально Раскольников приходит к выводу, что миром правит зло, муки хороших, но беззащитных людей неизбежны. Следовательно, всеобщему злу нужно противопоставить такое же зло, только меньшее. Он не хочет понимать, что сочетать любовь к людям со стремлением к власти над ними нельзя. Не может зло, пусть даже по отношению к «бесполезной» старухе, быть положено в ос Итак, какой главный вопрос задавал себе Родион Раскольников? К какому выводу приходит главный герой? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к видеофрагментам, где Раскольников рассуждает о содеянном. Обратите, пожалуйста, внимание на рассуждения главного героя, запишите те, в которых герой отвечает на вопрос: «Кто он: «тварь дрожащая» или право имеет?»

: «...Штука в том: я задал себе один раз такой вопрос: что если бы, например, на моем месте случился Наполеон и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан, а была бы вместо этих красивых и монументальных вещей просто-запросто одна какая-нибудь смешная старушонка, легистраторша, которую вдобавок надо убить, чтоб из сундука у ней деньги стащить (для карьеры-то, понимаешь?), ну, так решился ли бы он на это, если бы другого выхода не было? Не покоробился ли бы оттого, что это уж слишком не монументально и… и грешно? Ну, так я тебе говорю, что на этом «вопросе» я промучился ужасно долго, так что ужасно стыдно мне стало, когда я наконец догадался (вдруг как-то), что не только его не покоробило бы, но даже и в голову бы ему не пришло, что это не монументально… и даже не понял бы он совсем: чего тут коробиться? И уж если бы только не было ему другой дороги, то задушил бы так, что и пикнуть бы не дал, без всякой задумчивости!… Ну и я… вышел из задумчивости… задушил… по примеру авторитета… И это точь-в-точь так и было! Тебе смешно? Да, Соня, тут всего смешнее то, что, может, именно оно так и было…»

Антигуманность теории Раскольникова   Как Вы считаете, что является самым ценным на земле? Раскольников стремился помочь людям, помочь себе. Почему преступление Раскольникова не принесло никакого блага ни людям, ни ему самому? В чем беда и в чем вина героя?  «Не убий!» – гласит заповедь Закона Божия, её нарушил Раскольников. А какие ещё заповеди Христа вы знаете? (Записать ответы студентов на доске). Самое святое на земле, высшая ценность – это человек, его жизнь. Слишком велика цена, благодаря которой он сделать добро. Он покусился на человеческую жизнь.

1. «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим»

2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им»

3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»

4. «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему»

5. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе»

6. «Не убивай»

7. «Не прелюбодействуй»

8. «Не кради»

9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»

10. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего»

Какую(-ие) еще заповедь(-и), с вашей точки зрения, нарушил Раскольников?

Герой романа Ф. М. Достоевского нарушил несколько заповедей: «Не убивай», «Не кради», «Не делай себе кумира…»).

На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала? Какое подтверждение этому возможному будущему есть в тексте? (анализ сна Раскольниковао моровой язве).Эта теория привела бы к разобщению людей, к войне всех против всех, когда убивают, терзают, режут друг друга.

Свидетельством тому является третий сон героя на каторге. В болезни ему снится сон, «весь мир осужден какой-то моровой язве». Он видит чудовищные картины разлада между людьми, войн, революций, насилия. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных…»

Основной идеей романа является то, что общество, построенное на сиюминутной выгоде, на делении людей на «нужных» и «ненужных», общество, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов - убийству, не может быть нравственным, и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе. Теория Раскольникова бесчеловечна, антигуманна, она приведет к гибели всего человечества. Рок возносит над людьми сильную личность, которой разрешено всё, даже преступление, для достижения своих целей. Таким образом, теория Раскольникова обрекла бы большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия всеобщего преступления. Многие захотели бы доказать, что и они «наполеончики».

Всем ходом повествования Ф.М.Достоевский показывает, что одно преступление всегда влечет за собой и последующее. Нельзя построить жизнь по какой-то теории, пусть даже прекрасной. Если идея начинает овладевать человеком до такой степени, что он становится ее рабом, фанатиком, то это беда. Мания превосходства и вседозволенности неизбежно приводит к разрушению личности, губит человека. Преступление Раскольников совершил еще до убийства старухи-процентщицы, преступление герой совершил именно тогда, когда придумал теорию. И его преступление – это не просто шаг к убийству. Это пример будущего пути многочисленных убийств. Античеловечность теории Раскольникова не вызывает сомнения. Необходимо понимать и помнить ошибки, совершенные героем.Итак, мы с вами приходим к выводу, что никакое благо не стоит того, чтобы принести в жертву человека. Ясно и очевидно, что никакая цель не может оправдывать средства. Чтобы ни происходило, мы, люди, можем попытаться сделать мир лучше и в духовном, и в материальном плане. Главное не забывать, что самое святое на земле, высшая ценность – это человеческая жизнь, и никто не вправе покушаться на неё. «Не убий!» – гласит заповедь Закона Божия, согласно которому мы и должны выстраивать свою жизнь. Мы видим, что трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность. Самое страшное, что теория Раскольникова – это не вымысел великого гения Ф.М. Достоевского. Фактом остается то, что идея не исчезла, а даже нашла свое воплощение сначала в философских трудах, а потом в исторических событиях и об этом мы поговорим на следующих уроках.

Образ Раскольникова неоднозначен.Человек, который хотел осчастливить людей, в итоге от содеянного сам становится несчастным. Проблемы, поставленные Достоевским, остры и актуальны в наше время нисколько не меньше, а может быть даже и больше.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: