Влияние аэродинамических и конструктивных параметров самолета на его основные летно-технические характеристики

Рассмотрим влияние этих факторов на максимальную скорость установившегося горизонтального полёта, скороподъемность, потолок, дальность и продолжительность полёта, взлётно-посадочные характеристики самолёта.

    Определим максимальнуюскорость установившегося горизонтального полёта. Из первого уравнения установившегося горизонтального полёта   определим скорость

Располагаемая тяга двигателей, установленных на самолёте равна . Тогда

              ,

где  – взлётная масса самолёта;  – начальная тяговооружённость самолёта;  – удельная нагрузка на крыло.

    Так как при максимальной скорости полёта угол атаки  и  невелики

и индуктивное сопротивление мало, то приближенно можно принять , и тогда

                       .                                            (9.1)

Из (9.1) видно, что на величину оказывают влияние начальная тяговоoружённость, удельная нагрузка на крыло и коэффициент лобового сопротивления самолёта при нулевой подъёмной силе. Следовательно, для увеличения максимальной скорости надо увеличивать тяговооружённость и удельную нагрузку на крыло, а также уменьшать коэффициент . Уменьшение коэффициента  достигается компоновкой самолёта, уменьшением аэродинамических форм частей самолёта, выбором профилей крыла и оперения с минимальными коэффициентами трения и волнового сопротивления и др.

    Рассмотрим скороподъёмность самолёта. Скороподъёмность зависит от величины вертикальной скорости: чем больше , тем меньше время набора высоты и тем лучше скороподъёмность самолёта.

    При установившемся наборе высоты

Так как располагаемая тяга , а потребная  то

                                   (9.2)

Из (9.2) видно, что на величину вертикальной скорости влияют начальнаятяговооружённость самолёта и аэродинамическое качество. Увеличение тяговооружённости и аэродинамического качества улучшают скороподъемность самолёта.

    Рассмотрим теоретический статический потолок самолёта. Теоретический потолок самолёта  с турбореактивными двигателями можно определить из равенства потребной и располагаемой тяги для установившегося горизонтального полёта на :

                       или

    Для дозвуковых самолётов на высотах м высотно-скоростная характеристика двигателей:

где  – относительная плотность воздуха.

    Тогда

    Отсюда

                                        (9.3)

Из (9.3) видно, что с увеличением тяговооружённости самолёта  и аэродинамического качества K относительная плотность воздуха D уменьшается, а высота теоретического потолка  увеличивается. При этом растет величина и практического потолка.

    Рассмотрим дальность и продолжительность полёта самолёта. Дальность и продолжительность полёта самолёта на крейсерском участке определяются выражениями

                        

где  – соответственно километровый и часовой расходы топлива.

Чем меньше , тем больше дальность и продолжительность полёта.

    Для самолётов с турбореактивными двигателями в установившемся горизонтальном полёте

                            

Из этих формул видно, что для уменьшения  необходимо применять двигатели с меньшим удельным расходом топлива  и увеличивать аэродинамическое качество

    Для увеличения аэродинамического качества, кроме уменьшения коэффициента лобового сопротивления при нулевой силе , надо уменьшать индуктивное сопротивление за счет увеличения эффективного удлинения крыла . Самолёты

с крыльями большого удлинения имеют большую дальность и продолжительность.

    Дальность и продолжительность полёта существенно зависят от запаса топлива на самолёте. У современных самолётов с большими габаритными размерами запас топлива может достигать до 40…50% средней полётной массы самолёта.

    У самолётов с поршневыми и турбовинтовыми двигателями для увеличения дальности и продолжительности полёта необходимо применять двигатели с меньшим удельным расходом топлива, увеличивать аэродинамическое качество и применять воздушные винты с высоким КПД в режиме полёта на максимальную дальность.

    Рассмотрим взлётно-посадочные характеристики самолёта. Зависимость ВПХ от аэродинамических и конструктивных параметров самолёта и способы их улучшения были рассмотрены ранее (см. 8.3.1). Здесь добавим, что на ВПХ большое влияние оказывает и удельная нагрузка на крыло  С увеличением удельной нагрузки на крыло растут скорости , и, следовательно, увеличивается взлётная и посадочная дистанции самолёта.

    Уменьшение нагрузки на крыло является эффективным путем улучшения ВПХ, однако, этот путь является и наименее приемлемым, так как увеличение  и дальности полёта требуют повышения нагрузки на крыло. Кроме того, понижение удельной нагрузки на крыло приводит к уменьшению полезной весовой отдачи, что ухудшает экономические показатели при эксплуатации самолёта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: