Промышленные отрасли Латинской Америки

В настоящее время Латинская Америка производит около 5% стали в мире. 92% выплавляемой в регионе стали производят Бразилия (в 2015 г. 33 млн т), Мексика (18), Аргентина (5) и Венесуэла (1,3). На Кубе, в Сальвадоре, Гватемале, Эквадоре и Уругвае производство стали из лома составляет основу черной металлургии. Латинская Америка выпускает почти 30% мирового производства продуктов прямого восстановления железа с использованием местных ресурсов природного газа в Венесуэле, Мексике, Тринидаде и Тобаго и Аргентине. Экспорт металлопродукции осуществляется в США и в меньшей степени в Японию. В структуре экспорта металла преобладают полуфабрикаты. Вместе с тем импорт готовой стальной продукции из Китая достигает 1 млн т в год.

Важнейшие отрасли цветной металлургии Латинской Америки представлены медной, свинцовой, цинковой, алюминиевой промышленностью и некоторыми другими. Предприятия по выплавке меди находятся в Мексике, Перу, Чили. Наибольшие объемы меди выплавляются в Чили (5,7 млн т год), Перу (1,3), Мексике (0,4), Аргентине и Бразилии (по 0,2). Китай закупает медное сырье, в основном, у Чили. Крупнейшими экспортерами меднорудного сырья являются Чили и Мексика. Из-за малого содержания металла в рудах наиболее крупным производством черновой меди отличаются страны, богатейшие по запасам и добыче медных руд. В Чили производится почти 3 млн т рафинированной меди в год.

Высокое содержание свинца и цинка в концентратах обуславливает их высокую транспортабельность и объясняет большие разрывы мест добычи полиметаллических руд и производства концентратов, с одной стороны, и выплавки готовых металлов — с другой. Крупнейшим центром по выплавке цинка в Латинской Америке является г. Торреон в Мексике, являющейся одним из крупных поставщиков цинкового концентрата на мировой рынок.

На заводе в г. Торреон производство вторичного свинца за последние десять лет выросло примерно на 70%, до 110 тыс. т в год. Свинцовые и 40% цинковых концентратов перерабатывается внутри страны, 60% цинковых концентратов экспортируется, главным образом в США и Японию. Свинец производится также в Боливии. По выплавке алюминия лидирует Бразилия (1,7 млн т в 2015 г.), Аргентина (0,46 т), Венесуэла (0,35 т). В Бразилии имеются крупные запасы бокситов и дешевая электроэнергия, что и определило быстрое развитие этой отрасли.

Латинская Америка издавна славилась своими месторождениями серебра, наибольшие запасы которого сосредоточены в Перу (23% мировых запасов), Чили (14%), Мексике (7%). Мировым лидером по добыче серебра является Мексика, затем следует Перу. По добыче золота в Латинской Америке в последние годы лидируют Перу (158 т/год), Мексика (124 т/год), Бразилия (80 т/год) и Аргентина (64 т/год). Металлургия редких металлов развита в Бразилии, Чили, Боливии, Аргентине и других странах. Например, Аргентина, Чили и Боливия входят в так называемый «литиевый треугольник». Здесь находятся крупнейшие на нашей планете запасы лития. На долю Чили приходится около 40% мировых поставок этого металла. В Боливии сосредоточено примерно 50% лития в мире (солончак Уюни). Недавно в этой стране был открыт первый завод по производству лития.

Главные отрасли обрабатывающей промышленности (машиностроение и химическая промышленность) наиболее развиты в трех странах — Бразилии, Мексике и Аргентине. Специализация местного машиностроения — автомобилестроение, судостроение, авиастроение, производство электробытовых приборов и машин (швейных и стиральных, холодильников, кондиционеров). Развитие машиностроения, в частности, автомобилестроения, ускорилось в последние годы. В Бразилии, Мексике и Аргентине выпускаются в основном легковые автомобили европейских, японских и американских марок. Судостроение развито в Бразилии, Аргентине, Перу, Чили, а авиастроение — в Бразилии и Аргентине. Бразилия первой из латиноамериканских стран построила искусственный спутник Земли. Основные центры машиностроения: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Мехико, Монтеррей, Гвадалахара, Буэнос-Айрес, Кордова, Сантьяго, Вальпараисо. Быстро развиваются электротехническая и радиоэлектронная промышленность, предприятия которой представлены сборочными заводами, построенными американскими и японскими компаниями в Мексике, Бразилии и Аргентине.

Основные направления химической промышленности — нефтехимия, фармацевтическая и парфюмерная промышленность. С конца XX в. в Латинской Америке быстрое развитие получила химическая промышленность, которая специализируется на выработке товаров бытовой химии: моющих средств, предметов санитарии и гигиены и основной химии (различных видов удобрений и пластмасс).

Велика роль текстильной и пищевой промышленности. Ведущие отрасли текстильной промышленности — производство хлопчатобумажных (Бразилия), шерстяных (Аргентина и Уругвай) и синтетических (Мексика) тканей. В пищевой промышленности важнейшими являются сахарная, плодоконсервная, мясохладобойная, рыбоперерабатывающая. Крупнейший в регионе и в мире производитель тростникового сахара — Бразилия. Отраслями международной специализации является производство легковых автомобилей и автобусов (Бразилия и Мексика), лесозаготовка и лесопиление (Бразилия).

Сельское хозяйство Латинской Америки играет важную роль в экономике. Малотоварное потребительское производство сочетается с крупным плантационным, монокультурным хозяйством, продукция которого широко представлена на мировом рынке. Латинская Америка является крупным поставщиком говядины — 21% от мирового производства, а также мяса курицы — 17%, кукурузы — 20%, сахарного тростника — 30%, фруктов — более 21%. На регион приходится треть мирового экспорта мясной продукции.

Главные районы сельского хозяйства расположены на побережьях океанов и вокруг городских агломераций. Важнейшая отрасль сельского хозяйства региона — земледелие. В сельском хозяйстве в целом ярко выражена монокультурность. В Мексике, Аргентине и Бразилии преобладают зерновые (пшеница). В странах Кариб- ского бассейна главными культурами являются кофе, сахарный тростник, бананы. В Перу и Никарагуа выращивают хлопчатник. Наибольший потенциал для резкого увеличения производства сельскохозяйственной продукции имеют Аргентина и Бразилия, имеющие обширные площади плодородных почв. В последние десятилетия при росте населения на 35% производство пшеницы выросло на 60%, риса — вдвое, мяса — на 145%, картофеля на 65%, тростникового сахара — в 2,5 раза, кукурузы втрое, а сои в 4 раза. Быстро растет и экспорт сельскохозяйственной продукции. В регионе наряду с экспортерами продовольствия есть и импортеры. Это в основном страны Карибского бассейна и Центральной Америки.

В структуре сельского хозяйства большинства стран, кроме Аргентины и Уругвая, преобладает растениеводство, а в нем — зерновое хозяйство, получившее широкое распространение в субтропических странах (Аргентина, Уругвай, Чили, Мексика). Главные зерновые культуры Латинской Америки — кукуруза, пшеница и рис. Крупнейшие производители кукурузы в регионе — Бразилия, Аргентина и Мексика. Быстро растет бразильский экспорт этой культуры. Экспортируют кукурузу также Аргентина и Парагвай. Главный производитель и экспортер пшеницы в регионе Аргентина с конца XX в. почти в 3 раза уменьшила производство этой культуры, а Мексика — удвоила. Рис выращивается в наибольших объемах в Бразилии (около 10 млн т/год), Перу, Колумбии и Уругвае. Экспортерами являются Уругвай, Бразилия и Аргентина.

Наиболее благоприятные природные условия для выращивания сахарного тростника имеются в странах Карибского бассейна и на прилегающих побережьях, где преобладает тропический климат с относительно равномерным распределением осадков в течение года. Это Куба, Ямайка, Гаити, Доминиканская Республика, Гайана, северо-восточная Бразилия. В последние десятилетия крупнейшими производителями сахарного тростника являются Бразилия, Мексика, Аргентина, Колумбия, Гватемала и Куба. Важнейшие экспортеры тростникового сахара в регионе по убыванию: Бразилия, Мексика, Гватемала и Куба. Например, в последние годы Бразилия экспортирует примерно в 25 раз больше сахара, чем Куба, опустившаяся по этому показателю со второго на четвертое место.

Кофейные плантации располагаются предгорьях на высоте 500— 1500 м над уровнем моря. Эта культура выращивается во всех тропических странах. Крупнейшие производители кофе в Латинской Америке: Бразилия, Колумбия (1-ое и 2-ое места в мире), Гондурас, Мексика, Гватемала. В центрально-американских странах выращивают в основном аравийский кофе разных сортов, а в Южной Америке — бразильскую арабику. Крупнейшие экспортеры кофе: Бразилия (1-ое место в мире), Колумбия, Гондурас, Перу, Гватемала, Мексика. В Латинской Америке быстро растет производство сои. Бразилия и Аргентина по сбору сои занимают второе и третье места в мире. Далее следуют Парагвай, Уругвай и Боливия. Какао производят Бразилия, Эквадор, Колумбия, Доминиканская Республика и другие страны.

Главными производителями бананов в Латинской Америке являются Бразилия, Эквадор, Коста-Рика, Мексика, Колумбия.

Главные экспортеры бананов — Эквадор, Коста-Рика и Гондурас, где четверть всего экспорта составляют бананы.

Крупнейшим производителем хлопка-волокна в Латинской Америке является Бразилия, производящая более 1,5 млн т в год. Эта страна за последние десятилетия удвоила производство этой волокнистой культуры. Другими производителями хлопка-волокна являются Мексика и Аргентина. Бразилия и Аргентина — крупнейшие производители цитрусовых. Резко возросло производство плодов в Чили.

Животноводство дает треть сельскохозяйственной продукции. Ведется круглогодичный выпас скота. Главные отрасли животноводства — скотоводство (преимущественно мясного направления), овцеводство (шерстного и мясошерстного направления), свиноводство. По размерам поголовья крупного рогатого скота выделяются: Бразилия (второе место в мире), Аргентина, Мексика, Уругвай, свиней — Бразилия и Мексика, овец — Бразилия, Перу, Аргентина и Уругвай. В горных районах Перу, Боливии и Эквадора разводят лам. Рыболовство развито в Чили, Перу, Колумбии и Мексике. Бразилия, Аргентина и Мексика — крупнейшие производители мяса в Латинской Америке. В последние годы Бразилия стала крупнейшим экспортером мяса в мире. Другие экспортеры мяса в регионе — Уругвай, Парагвай, Мексика. Аргентина уже не входит в первую десятку стран экспортеров мяса в мире.

Автотранспорт является главным видом сухопутного транспорта в Латинской Америке. Общая протяженность шоссейных дорог — более 2,5 млн км, из них — около 600 тыс. км с твердым покрытием. Преобладают грунтовые дороги. Важную роль играют Панамериканское и Трансамазонское шоссе. Доля железнодорожного транспорта сокращается. Недостатки латиноамериканских железных дорог — разноколейность, низкое техническое состояние и весьма неравномерное распределение по территории региона. Внутренний водный транспорт наиболее развит в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Колумбии и Уругвае. Судоходство существует на реках Парана, Амазонка, Рио-Гранде, Уругвай.

Во внешних перевозках преобладает морской транспорт; 40% морских перевозок приходится на Бразилию. Морской транспорт преобладает во внешних перевозках грузов, а в странах Карибского бассейна — и пассажиров. Собственные сравнительно крупные торговые и танкерные флоты имеют Бразилия и Аргентина. Больше судов зарегистрировано в Панаме, Антигуа и Барбуде, Багамских островах, Белизе, Гондурасе и др. Главные морские порты: Буэнос- Айрес, Ла-Плата, Нассау, Рио-де-Жанейро, Ресифи, Маракайбо,

Тампико, Веракрус, Вальпараисо. Важное значение для судоходства имеет Панамский канал на территории Панамы длиной 81,6 км, шириной 91,5 м, имеющий два шлюза. Его средняя пропускная способность составляет 48 судов в сутки.

В последнее время в результате развития нефтеперерабатывающей промышленности в регионе быстро развивается трубопроводный транспорт. В Венесуэле на трубопроводный транспорт приходится 3/4 внутреннего грузооборота. В Мексике и Аргентине также развит трубопроводный транспорт. В этих странах протяженность трубопроводов составляет 85% в регионе. Крупные нефтепроводы, идущие из глубинных районов добычи к портам, построены в Колумбии, Эквадоре, Перу, Боливии. Для освоения и развития отдаленных районов региона важное значение имеет воздушный транспорт. В регионе насчитывается более 12,5 тыс. аэропортов. Крупнейшие аэропорты международного значения имеются в Буэнос-Айресе, Сантьяго, Рио-де-Жанейро, Каракасе, Гаване и др. В местных перевозках в горных районах Анд по-прежнему очень велика роль гужевого и вьючного транспорта лошадей, мулов, а в некоторых местностях — и лам.

6. Почему в структуре сельского хозяйства большинства стран Латинской Америки преобладает растениеводство?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: