Страна | Налоговые льготы | Внешнеторговые льготы | Прочие стимулы |
Гаити | Освобождение от всех налогов на 8 лет | Беспошлинный импорт оборудования, сырья и капиталоемких товаров | Свободный перевод прибыли за рубеж |
Гватемала | Освобождение от подоходного налога на 12 лет | Отсутствие пошлин, количественных ограничений на экспорт и импорт | Свободный перевод прибыли за рубеж |
Гондурас | Освобождение от уплаты корпоративного налога и подоходного налога на трех уровнях | Беспошлинный импорт и экспорт всех товаров | Свободный перевод прибыли за рубеж |
Доминиканская Республика | Освобождение от всех налогов на 15 лет | Беспошлинный импорт капиталоемких товаров, сырья и оборудования (при обязательном лицензировании) | Свободный перевод прибыли за рубеж |
Коста-Рика | Освобождение от подоходного налога на 6 лет, затем 50%-ная скидка на 4 года | Отсутствие экспортных и импортных квот, беспошлинный экспорт и импорт (при взимании комиссионных за услуги в размере 0,6% объема экспорта и импорта) | Свободный перевод прибыли за рубеж |
Панама | Освобождение от подоходного налога на 15 лет, от налога с продаж и налога на собственность | Беспошлинный импорт капиталоемких товаров, оборудования и лицензированного сырья | Свободный перевод прибыли за рубеж |
Пуэрто-Рико | Освобождение от корпоративного налога и личных подоходных налогов на федеральном (США) уровне | Беспошлинный импорт продукции завершенного производства | Свободный перевод прибыли за рубеж |
Сальвадор | Освобождение от уплаты корпоративного и личного подоходного налогов на 10 лет | Беспошлинный импорт оборудования и сырья в течение 10 лет независимо от объема экспорта фирмы | Свободный перевод прибыли за рубеж |
Ямайка | Освобождение от налога на прибыль, налога с местных продаж и налога на собственность | Беспошлинный импорт и экспорт всех товаров, отсутствие квот и налогов на экспорт и импорт | Свободный перевод прибыли за рубеж |
Только льготы не служат достаточным стимулом привлечения капитала. Необходимы иные факторы, составляющие инвестиционный климат: политическая и экономическая стабильность, уровень развития инфраструктуры, стоимость и квалификация рабочей силы.
Для привлечения капитала и особенно иностранных инвесторов в СЭЗ создается более благоприятный режим предпринимательства, чем в целом по стране.
Во-первых, для свободных таможенных зон и складов, а во многих случаях и для комплексных и других свободных экономических зон устанавливается особый таможенный режим. Территории зон выводятся за пределы таможенной территории страны, и таможенные пошлины при ввозе товаров для нужд зоны не взимаются. Правда, если эти товары без достаточной переработки будут вывозиться из зоны на территорию страны, то таможенные пошлины оплачиваются.
Во-вторых, на компании, функционирующие в зоне, распространяется льготный налоговый режим. Часто на определенный период, необходимый для развития производства, инвесторы получают скидки с налогов на прибыль и некоторых других видов налогов, а налоги, которые они платят, поступают в фонд развития зоны для оплаты кредитов, предоставленных на развитие инфраструктуры.
В-третьих, в зонах для инвесторов часто устанавливаются относительно низкие ставки арендной платы за землю, коммунальные платежи, в том числе за электроэнергию и т.п.
В-четвертых, если в стране существуют валютные ограничения, то в зонах может устанавливаться свободный режим обмена валюты, вывоза прибылей иностранного капитала.
Для управления деятельностью зоны создается администрация, которой предоставляются довольно широкие права, в частности самостоятельно регистрировать компании с иностранными инвестициями. В Китае, например, в некоторых зонах администрация может регистрировать компании с иностранными инвестициями по принципу «одной печати», т.е. инвестор согласовывает создание предприятия не с разными органами государственной власти, а только с администрацией зоны.
Существенное значение для развития имеет развитие инфраструктуры. Для этих целей во многих зонах создаются компании развития зоны. Эти компании могут быть государственными и финансироваться за счет бюджетных средств или государственных кредитов. Они могут быть и частными структурами, получающими поддержку администрации зоны. Если вначале им нужна финансовая помощь, то в дальнейшем они работают на самоокупаемости.
Компании развития прокладывают коммуникации, строят дороги, а в некоторых случаях и здания, которые потом сдают в аренду или передают инвесторам. Они занимаются набором и обучением кадров для работы в СЭЗ. В некоторых случаях на них возлагается привлечение иностранных инвесторов, установление контактов между ними и национальными производителями.
В некоторых зонах кроме компаний развития создаются транспортные компании, располагающие различными транспортными средствами, которые готовы транспортировать продукцию создаваемых в зонах предприятий.
Таким образом, активное организующие начало в лице администрации зон, компаний развития, транспортных компаний – важное условие успешного формирования и развития зон.
Влияние СЭЗ на экономику страны и региона. Преимущества СЭЗ можно суммировать следующим образом:
- увеличение валютных поступлений;
- рост совокупного экспорта;
- достижение «демонстрационного эффекта» для национальных отраслей и компаний;
- рост занятости и среднедушевого ВВП;
- повышение оплаты труда по сравнению со средним по стране уровнем;
- содействие повышению уровня квалификации работников;
- подготовка управленческих кадров;
- повышение эффективности инфраструктуры по сравнению со средним по стране уровнем.
Функционирование СЭЗ оказывает немалое влияние на внешнюю торговлю отдельных развивающихся стран – через них проходит существенная доля национального экспорта (в среднем 30-40%); темпы роста торговли в СЭЗ выше средних по стране. Их совокупное воздействие на мировую торговлю неоднозначно и требует более подробного изучения в мировой экономической литературе. Однако, начиная с 1985 г., высокие темпы роста торговли некоторых РС, в частности, обусловлены расширением влияния и роли СЭЗ. В 90-е гг. немалая доля национальной торговли РС Азии, Африки и Латинской Америки проходила через СЭЗ. Как правило, выделяют 8 таких стран: Доминиканская Республика, Сальвадор, Мексика (зоны «макиладорес») в Латинской Америке; Тунис и Марокко – В Африке; Китай, Филиппины, Бангладеш – В Азии. По оценке ВТО, темпы развития национального экспорта этих стран в связи с развитием СЭЗ выше темпов расширения международной торговли в целом (примерно 2-4 раза).
В мировой практике наиболее широкое распространение получили зоны свободной торговли, экспортно-производственные зоны, научные и промышленные парки.
Общие итоги и уроки функционирования СЭЗ. В последние десятилетия СЭЗ превратились в важный элемент мирового хозяйства. Обобщение 20-летнего опыта функционирования СЭЗ в 15 странах позволило извлечь следующие уроки.
1. Наиболее важный урок состоит в том, что зоны никогда не развиваются в полном соответствии с первоначальным планом. Неопределенность и непредсказуемость, присущая всем инновационным проектам, в случае с зонами особенно высоки. Ключевым фактором непредсказуемости является сложность механизма взаимодействия зоны с окружающей ее средой. Кроме того, в основе успеха многих зон лежит не столько планирование начальных стадий их развития, сколько гибкость управления ими на последующих стадиях, осуществляемого администрацией зоны и правительством страны. Изучение опыта неудавшихся зон позволяет выделить несколько типичных просчетов, допущенных на стадии их проектирования, в том числе: неудачный выбор местоположения зоны; недостаточное внимание к наличию базовой инфраструктуры (транспорта, связи и т.д.); недостаточные институциональные связи между администрацией зоны и государственными ведомствами (министерствами экономики и финансов, таможенным управлением и др.), причастными к предоставлению различных льгот действующим в зоне предприятиям.
2. Социально-экономические выгоды от создания зоны также могут быть больше или меньше планируемых.
3. Анализ затрат-результатов, традиционно применяемый при технико-экономическом обосновании проекта зоны, не позволяет улавливать такие социально-экономические выгоды, как модернизирующее влияние зоны на национальную экономику через демонстрационные и обучающие эффекты; возможность экспериментировать с новыми для страны экономическими механизмами и инструментами; способность зон содействовать трансформации закрытой экономики в открытую.
4. Совокупность социально-экономических эффектов зоны может оказывать на национальную экономику как положительное, так и отрицательное влияние. Положительное влияние обычно имеет место тогда, когда численность и размеры зон достигают определенной критической массы, а национальная экономика и национальное законодательство – определенной стабильности. В противном случае влияние СЭЗ может быть неоднозначным.
5. Успех любой производственной зоны определяется не столько ее внутренней рентабельностью, исчисленной с помощью анализа затрат-результатов, сколько ее международной конкурентоспособностью относительно других СЭЗ, расположенных в различных странах мира.
6. Каждому типу зон должен соответствовать свой набор льгот и стимулов. Желательно, чтобы систем льгот была проста, ясно изложена и устойчива, т.е. не менялась в течение, например, 10 лет. «Налоговые каникулы» обычно устанавливаются на 2-5 лет, хотя в некоторых случаях они могут достигать 20 лет (в Ирландии) и даже 25 лет (в Сенегале). В некоторых странах (например, в Гонконге) «налоговые каникулы» не предусмотрены.
Опыт создания СЭЗ в России. В России вопрос о создании СЭЗ остро встал в 80-х гг. Но до сих пор пакет необходимых юридических документов не сформирован. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост» предусматривает разработку проекта федеральной программы формирования СЭЗ на территории России, создание локальных свободных зон в наиболее перспективных для привлечения иностранных инвестиций регионах и развитие на этой основе экспортного потенциала страны. На сегодняшний день на территории России функционирует около 30 СЭЗ. Наиболее известные из них – «Янтарь», «Находка», «Сахалин», «Ингушетия», «Калмыкия», «Адыгея», СЭЗ в России можно рассматривать как оазисы экономического роста.
Рассмотрим некоторые действующие в России специальные экономические зоны в разрезе их функционального назначения» т.е. по характеру деятельности.
Зоны свободной торговли в России существуют в форме таможенных складов и свободных таможенных зон. Первый таможенный склад появился в бывшем СССР в 1980 г. в Бутово, а в 1991 г. были образованы еще 4 таможенных склада. К 1995 г. только в Москве насчитывалось 150 складов различной специализации - как оснащенных по последнему слову техники, так и немеханизированных. Толчком к их бурному росту послужил принятый в 1993 г. Таможенный кодекс, который установил ранее не существовавшие таможенные зоны беспошлинной торговли и переработки товара.
Режим таможенных складов определен для хранения ввезенных товаров без взимания таможенных пошлин, а также экспортных товаров с возвратом пошлин или освобождением от них. Предельный срок хранения товаров на складах -3 года. За эти время они могут пройти сортировку, дробление партий, упаковку, маркировку и т.п. Фактически владельцы таможенных складов предоставляют своим клиентам налоговые кредиты, в том числе и долгосрочные.
Еще более льготный режим имеют свободные склады. Кроме налогового кредита они предоставляют возможность для любой производственной и коммерческой деятельности (кроме розничной торговли). Ограничения на срок хранения товаров на свободных складах нет.
Аналогичные условия установлены Таможенным кодексом и для свободных торговых зон, где можно осуществить производственную деятельность. Первые такие зоны в России — «Шереметьево», «Московский Франко-порт» и «Франко-порт Германии» были образованы в 1993 г. А в 1994 г. многие российские регионы, не дожидаясь правительственных решений, перешли к их созданию. Началось обустройства свободных торговых зон «Щери-дан», «Гавань» (г. Санкт-Петербург), «Ростов» (г. Ростов-на-Дону), принято решение создать подобную зону в Ульяновске.
Из всех СЭЗ, созданных на территории России, к понятию экспортно-производственной зоны наиболее близка СЭЗ «Находка». Здесь созданы и успешно функционируют более 470 предприятий, из которых 50% — акционерные общества, полностью принадлежащие иностранному капиталу, 42% - совместные предприятия, 8% -филиалы инофирм.
СЭЗ «Находка» имеет следующие налоговые льготы:
• ставка федерального налога на прибыль, переводимую за границу, составляет 7%, ставка аналогичного местного — не более 3%;
• прибыль и часть прибыли, переводимые за границу, полностью освобождаются от налогообложения на 5 лет (после объявления о регулярном получении прибыли);
• часть прибыли, реинвестируемой в развитии производства, а также в объекты инфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полностью освобождается от налога.
Общий объем иностранных инвестиций в СЭЗ «Находка» на середину 1995 г. составил 280 млн. долл. США, в том числе прямые иностранные инвестиции - 80 млн., долл. США и 300 млн. долл. США в форме займов и кредитов. Среди основных инвесторов - американцы, южнокорейцы, японцы и китайцы. В 1994 г, 80 млрд. руб. (16 млн. долл. США) здесь вложили русские предприниматели. Общий объем товарооборота СЭЗ «Находка» составил в 1994 г. 672 млн. долл. США, в том числе экспорт — 423 млн. долл. США, импорт - 149 млн. долл. США. В результате в Находке создано более 50 важнейших предприятий, закладывающих основы финансовой и производственной инфраструктуры.
Формирование СЭЗ «Находка» не завершено. Размеры привлеченного иностранного капитала сегодня не идут в сравнение с планами развития зоны. Так, проекты по созданию российско-американского промышленного парка на сумму 200 млн. долл. США и российско-корейского промышленного парка на сумму 700 млн. долл. США пока не реализуются.
Россией, КНР и КНДР осуществляется идея создания первой в мире международной СЭЗ путем объединения ряда национальных экспортно-производственных зон. Этот региональный проект «Туманган» осуществляется под эгидой ЮНИДО (Комиссия ООН по промышленному развитию) с 1992 г. В соответствии с проектом, в бассейне реки Туманная, протекающей по территории России, КНР и КНДР, будет создана трехсторонняя интегрированная СЭЗ с льготным таможенным, валютным и налоговым режимами. Управление СЭЗ «Туманган» должно быть совместным с передачей юрисдикции международному консорциуму, созданному участниками проекта. Отметим, что в его реализации заинтересованы и такие страны, как Япония, Южная Корея, Монголия, США и Канада. Общий объем инвестиций в реализацию проекта международной СЭЗ оценивается в 10—15 млрд. долл. США. В стратегии регионального развития проекта «Туманган» предполагается сделать акцент на создание промышленной и телекоммуникационной инфраструктуры.
От создания первой международной СЭЗ «Туманган» страны — непосредственные участницы проекта - КНР, КНДР и Россия получат различные по своим масштабам результаты. В наибольшем выигрыше окажется Китай, так как основные инвестиции будут сделаны и привлечены именно этой страной. КНДР и Россия выиграют значительно меньше вследствие недостаточности собственных первоначальных инвестиций. При этом нужно учесть, что для России участие в создании СЭЗ «Туманган» может иметь и прямо отрицательные последствия. Это связано, во-первых, с тем, что ее национальные порты Владивосток и Находка перестанут играть ключевую роль, а во-вторых, со снижением привлекательности для иностранных инвестиций в уже существующую СЭЗ «Находка».
Таким образом, создание СЭЗ на территории страны и, в первую очередь международной, должно быть четко продуманным решением и отвечать национальным государственным интересам в соответствии с определенными критериями эффективности их функционирования.
Государство при создании СЭЗ, прежде всего, должно преследовать стратегические цели по решению таких важных макроэкономических задач, как ускорение темпов роста, модернизации экономики и промышленности, насыщение внутреннего рынка высококачественных товарами и т.д. Содействовать решению этих стратегических задач СЭЗ призваны через мировой рынок — путем увеличения валютных поступлений за счет роста экспорта товаров и услуг. Среди конкретных задач, выполнение которых обеспечивает эффективное функционирование создаваемой зоны, необходимо выделить следующие:
• привлечение иностранного капитала и предпринимателей;
• максимальное использование местных ресурсов и рабочей силы;
• увеличение валютных поступлений;
• стимулирование развития отсталых районов, включая изменение их специализации;
• модернизация производственных структур и технологий, привлечение новейшей технологии и ноу-хау;
• повышение квалификации рабочей силы и специалистов, внедрение новых методов организации труда и производства;
• испытание новых методов хозяйствований, отработка и отбор наиболее эффективных форм деятельности в условиях свободного рынка.
Что касается такой формы СЭЗ, как научно-промышленные парки, то в настоящее время в России созданы и действуют 27 технопарков и 63инкубатора инновационного бизнеса, которые объединены в ассоциацию «Технопарк». По оценкам западных специалистов, наиболее успешно функционируют НПП «Зеленоград» и «Дубна». Эффективное функционирование НПП в России сдерживается отсутствием существенной поддержки со стороны государства, тогда как наиболее успешно действующие зарубежные технопарки находятся именно в тех странах, где правительство поддерживает темпы НТР в стране и во главу этой политики поставлена задача оптимизации хозяйственной системы и восприимчивости к достижениям НТП.
Необходимо отметить еще важнейшую функцию НПП - сдерживание «утечки мозгов», что весьма актуально для России, которая превращается в мирового лидера в этой сфере. Данная ситуация - следствие постепенного разрушения научно-технического потенциала России, отсутствия спроса на высококвалифицированных и талантливых ученых и специалистов.
Фактически к началу 2003 г. в России было создано 23 СЭЗ федерального значения, в том числе на основе федеральных законов зоны действовали на трех территориях — в Калининградской и Магаданской областях и Ингушетии.
Многие свободные экономические зоны — в Бурятии, Республике Тыва, Ингушетии, Угличе и Новгородской области — на практике были лишь внутренними оффшорами: предприятия только регистрировались на территории СЭЗ, а производственную деятельность осуществляли за ее пределами. С вступлением в действие второй части Налогового кодекса они потеряли львиную долю своих льгот и практически прекратили свою деятельность.
Таким образом, специфика политики зонирования в нашей стране заключалась в том, что на протяжении 1990-х гг. и в начале текущего десятилетия она не имела четкой стратегической направленности, носила стихийный характер. В стране отсутствовала основополагающая концепция и соответствующая правовая база развития СЭЗ. Вопрос об их создании решался под воздействием различных факторов — намерений администраций отдельных регионов, пожеланий иностранных и отечественных предпринимателей, складывающейся в стране политической и экономической ситуации. Российские СЭЗ создавались, как правило, не на основе федеральных законов, а на основе отдельных указов и постановлений исполнительной власти, принимаемых по отдельным СЭЗ.
Типы российских СЭЗ. В России зарегистрированы рее перечисленные типы СЭЗ, хотя большинство из них действует в законодательно-правовом вакууме, а их деятельность с точки зрения международных стандартов далека от эффективной.
Зоны свободной торговли в России существуют в форме таможенных складов, свободных таможенных зон производственного и торгового типов и магазинов беспошлинной торговли. Первый таможенный склад появился в нашей стране в 1980 г. в Бутове накануне Московской олимпиады. В середине 1990-х гг. только в Москве насчитывалось свыше 150 складов различной специализации. Толчком к их быстрому росту послужил принятый в 1993 г. Таможенный кодекс РФ, который установил ранее не существовавшие таможенные режимы, такие, как свободные таможенные зоны и склады, магазины беспошлинной торговли, переработка товара на таможенной территории.
Режим таможенных складов установлен для хранения ввезенных товаров без взимания таможенных пошлин, а также для вывозимых товаров с возвратом пошлин или освобождением от них. За период хранения ввозимых товаров на складах (до трех лет) они могут пройти переработку, сортировку, упаковку, маркировку для последующего их вывоза за пределы территории РФ или на остальную часть территории РФ. Фактически таможенные склады предоставляют своим предприятиям-клиентам налоговые кредиты.
Еще более льготный режим имеют свободные склады. Кроме налогового кредита, они предоставляют возможность ведения производственной и коммерческой деятельности (кроме розничной торговли). Ограничений по срокам хранения товаров на свободных складах нет. Создание свободных складов и регулирование правового режима их деятельности осуществляются в соответствии с таможенным законодательством РФ.
Аналогичные условия установлены Таможенным кодексом РФ и для свободных таможенных зон, где можно осуществлять производственную деятельность. Свободные таможенные зоны производственного типа создаются на участках территории РФ, имеющих развитую производственную и транспортную инфраструктуру и другие благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности. В этих зонах разрешается осуществлять производственные операции, в результате которых изменяется позиция товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Первые свободные таможенные зоны — «Шереметьево», «Московский франко-порт» и «Франко-порт Терминал» — были созданы в 1993 г. В 1994 г. в отдельных российских регионах, администрация которых не дожидаясь правительственных решений начала создавать свободные таможенные зоны, приступив к их обустройству («Шерри-зон» в Москве, «Гавань» в Санкт-Петербурге, «Ростов» в Ростове-на-Дону); принято решение о создании свободной таможенной зоны в Ульяновске. Свободные таможенные зоны производственного и торгового типов стали одними из немногих СЭЗ в России, получивших правовую поддержку в законопроекте «О свободных экономических зонах», который был одобрен Государственной Думой 9 июля 2000 г.
Разновидностью зон свободной торговли являются и специальные магазины беспошлинной торговли («дьюти фри»), которые располагаются в крупнейших международных аэропортах страны. Эти магазины наделены правом беспошлинного ввоза товаров. В настоящее время магазины беспошлинной торговли (37 предприятий в июне 2000 г.) существенно расширили ассортимент продаваемой продукции (косметика, сигареты, спиртные налитки, икра и другие мало-объемные товары). В результате сформировалась отрасль с ежегодным объемом продаж, превышающим сотни тысяч долларов.
Из всех свободных экономических зон, созданных на территории России, сегодня наиболее близка к понятию зоны экспортного производства СЭЗ «Находка». Основные цели ее создания — обеспечить благоприятные условия для привлечения иностранных капиталовложений и потенциала отечественных предпринимателей для решения задач социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексное освоение природных ресурсов региона, расширение экспортного производства. Намеченные цели предполагалось достичь путем введения льготного налогообложения и особого таможенного режима.
В соответствии с решением Правительства России «О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны "Находка"» от 8 сентября 1994 г. и другими регулирующими документами в СЭЗ для предприятий, иностранные взносы в которые превышали 30%, были установлены следующие льготы:
• федеральный налог на часть прибыли, переводимой за границу, составляет 7%, а соответствующий местный налог — не более 3%;
• прибыль и часть прибыли, переводимой за границу, полностью освобождается от налогообложения на пять лет;
• часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объекты инфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полностью освобождается от налога.
К середине 1990-х гг. СЭЗ «Находка» добилась определенных положительных результатов. В ней действовало около 500 предприятий с иностранными инвестициями, главным образом китайскими, японскими и американскими, ей были предоставлены иностранные целевые кредиты. Осуществляются проекты по созданию на территории СЭЗ российско-южнокорейского технологического парка и российско-американского промышленного парка, на реализацию которых планировалось привлечь свыше 900 млн. долл. Выделены средства из бюджета России на создание ТЭЦ, системы водоснабжения, реконструкцию аэропорта «Золотая долина», дополнительных портовых мощностей. Объем экспортной продукции свободной экономической зоной в 1995 г. составил 423 млн. долл., в 3 раза превысив импорт.
С февраля 1994 г. административный комитет, осуществляющий управление СЭЗ «Находка», приступил к внедрению новой стратегии ее развития. Основным направлением данной стратегии стало создание в СЭЗ локальных зон, которые должны способствовать улучшению инвестиционного климата зоны и созданию новых рабочих мест, стимулировать развитие экспортно-ориентированных отраслей. Другое направление стратегии — превращение СЭЗ «Находка» вцентр переработки грузов Азиатско-Тихоокеанского региона.
Формирование СЭЗ «Находка» не завершено. Размеры накопленных зарубежных инвестиций (343 тыс. долл. прямых инвестиций на начало 2004 г.) не идут ни в какое сравнение с перспективными планами развития зоны. Сохраняется зависимость свободной экономической зоны от бюджетных дотации центра. Вместе с тем уже сейчас можно отметить первые позитивные итоги: рост объемов промышленной продукции; рост инвестиций в основной капитал; развитие отдельных элементов инфраструктуры; создание новых рабочих мест (табл. 8.2), что отличает данную свободную экономическую зону от других СЭЗ России. Опыт СЭЗ «Находка» доказывает возможность развитая свободных экономических зон в России на основе удачного выбора территории, правильной экономической специализации, а также рационального объединения усилий и возможностей федеральных и местных органов власти.
К торгово-производственным зонам может быть также отнесена особая экономическая зона в Магаданской области, созданная в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 г. С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни населения.
Особая экономическая зона, юрисдикция которой распространяется только на г. Магадан, наделена значительными льготами. До 31 декабря 2005 г. при осуществлении хозяйственной деятельности участники зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, однако 50% суммы налоговых освобождений они платят в виде регистрационного сбора во внебюджетный фонд администрации зоны. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы.
Предприятия — участники зоны освобождены также от уплаты таможенных сборов и налогов. Иностранные товары, приобретаемые участниками зоны для производственных нужд и используемые на территории зоны, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей. Подвергнутые обработке иностранные товары не облагаются таможенными пошлинами и другими налогами при их ввозе на остальную часть таможенной территории РФ.
В 2002 г. участниками особой экономической зоны являлись 412 субъектов хозяйственной деятельности. Наибольшее их количество сосредоточено в промышленности (17%), торговле (45%), сфере услуг (12%), строительстве (9%) и транспорте (8%). Подобная структура участников ОЭЗ в целом соответствует отраслевой структуре предприятий области.
Среди технико-внедренческих зон, действующих в России, наиболее широко представлены технологические парки (технопарки). В настоящее время в России создано 29 технопарков и 63 инкубатора инновационного бизнеса, которые объединены в ассоциацию «Технопарк». Наиболее успешно функционируют «Зеленоград» и «Дубна».
В первой половине 1990-х гг. большинство технопарков было создано по решениям местных органов власти. В последние годы этому вопросу стало уделяться внимание и со стороны федеральных властей. Так, в 1997 г. Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Министерство образования РФ совместно с государственными фондами технологического развития и содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере приняли программу «Активизация инновационной деятельности в России».
Одним их важных направлений деятельности программы стали создание и поддержка инновационных технологических центров, способных выполнять функции опорных точек роста инновационной инфраструктуры. В 1997 г. в соответствии с этой программой было создано семь инновационных технологических центров в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Казани. Однако, несмотря на расширяющееся число создаваемых технопарков в России, они не выполняют поставленных перед ними задач. Эффективное функционирование технопарков сдерживается отсутствием финансовой поддержки со стороны государства; федерального закона о технопарках; долгосрочной технологической политики, призванной разработать основные направления развития отечественной науки и технологии, а также определить место технологических парков как инструмента интеграции науки и производства в российской экономике.
В 1990-е гг. в России стали возникать такие сервисные зоны, как банковские оффшорные центры и эколого-экономические зоны. Особенно активно Россия стала подключаться к международному оффшорному бизнесу. В 1994 г. оффшорная зона была создана в Калмыкии, затем ее примеру последовала Ингушетия, где была создана зона экономического благоприятствования. В 1997 г. был организован оффшорный центр «Золотое кольцо» в Угличе. Несколько позже оффшорные зоны появились в Туве, Смоленске, Эвенкии. На сегодня законодательные акты, позволяющие при желании объявить регионы и области оффшорными зонами, приняты в Ульяновской области, республиках Саха, Бурятия, Татария, Башкирия, г. Курск и даже в Подмосковье.
Новым явлением в российской практике создания функциональных зон стали туристско-рекреационные и эколого-экономические зоны. Эти зоны специализируются на таких сферах предпринимательской деятельности, которые не разрушают и не загрязняют окружающую среду. К таким сферам относятся туризм, рекреация, валютно-финансовые операции, различного рода услуги (консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации и др.), сфера образования, здравоохранения и др.
Комплексные зоны образуются путем установления особых льгот по сравнению с общим режимом осуществления хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований России. Отличие комплексных свободных экономических зон от зон других типов заключается в их больших пространственных масштабах, более высокой концентраций производства и более широкой сфере деятельности. Их функции включают развитие экспортно-ориентированного производства, финансового рынка, страхования, коммуникаций, туризма и др.
К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) СЭЗ «Янтарь». Эта зона была создана Постановлением Верховного Совета РСФСР в январе 1991 г. сроком на десять лет на территории Калининградской области. Зона должна была стать экспериментальной лабораторией рыночной экономики и быстрого роста мелкого и среднего предпринимательства. Для этого у нее были хорошие предпосылки. Калининградская область — западный анклав России, обладающий единственным незамерзающим портом на Балтийском море и развитой транспортной сетью. На территории области находятся уникальное месторождение янтаря (около 90% мировых запасов), месторождения нефти, бурого угля, каменной соли, минеральной воды. На нее приходится 10% общероссийского лова рыбы и морепродуктов. Область обладает богатым лечебно-курортным потенциалом. Большое значение для области имело окончание в 1993 г. строительства железнодорожной магистрали Калининград — Берлин по европейской колее, завершение проекта реконструкции автострады Калининград — Эльблонг.
Историко-географические факторы делали СЭЗ «Янтарь» особенно привлекательной для предпринимателей и туристов из Западной Европы, в первую очередь из Германии. Последующие постановления Правительства РФ и указы Президента РФ (1992) сформировали механизм функционирования зоны. Ей были предоставлены значительные экономические льготы. В результате уже в 1993 г. в зоне было зарегистрировано 600 предприятий с иностранными инвестициями; Началась структурная перестройка экономики области. Более чем в два раза возрос внешнеторговый оборот. До уровня среднероссийских снизились цены на продукты питания и товары народного потребления;
Однако в результате принятых в 1993—1995 гг. различных нормативных актов ряд федеральных льгот, предоставленных СЭЗ «Янтарь», был отменен или значительно сокращен. Итогом подобных действий явилось резкое снижение эффективности зоны, что привело к ухудшению внутриэкономического положения в области и ослаблению ее внешнеэкономических связей.
Новый Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», вступивший в силу 22 января 1996 г., призван активизировать деятельность этого хозяйственно-территориального образования. Несмотря на короткий срок существования Особой экономической зоны, можно отметить определенные позитивные результаты ее деятельности. Так, за 1999—2003 гг. инвестиции в основной капитал в Калининградской области выросли на 406% (в Российской Федерации — на 154%), а объем промышленного производства увеличился на 195% (в Российской Федерации — на 137%). В условиях отмены ввозных таможенных пошлин увеличился ввоз в область комплектующих изделий оборудования, что позволило организовать ряд импортозамещающих производств. В области выросли новые отрасли — автомобильная (из импортных комплектующих собираются автомобили «КИА», «БМВ», «Хаммер») и мебельная (продукция, которой стала конкурентоспособной и на внутреннем, и на внешнем рынках), сборочные производства бытовых приборов и электроники, холодильного оборудования, видеокассет, картриджей для бытовых фильтров для очистки воды. Сформировался значительный сектор малого предпринимательства, существенно возросла роль сферы услуг, повысилась роль области в обслуживании внешнеторговых связей России. Одновременно в Особой экономической зоне сохраняются зависимость от бюджетных дотаций центра, высокие базовые ставки, введенные управлением литовских железных дорог на перевозки товаров из (в) Калининградской области транзитом через Литву, низкий объем иностранных инвестиций на душу населения (42-е место среди российских регионов в 2002 г.), огромный торговый дефицит, на финансирование которого тратится более 4% актива платежного баланса России, рост теневой экономики.
Особое место во внешнеэкономической политике России занимает формирование международных экономических зон, осуществление международных программ по развитию приграничных районов. Так, подготовлен международный проект развития района бассейна реки Туманная (Туманганский проект) на стыке границ России, Китая и КНДР. В основу проекта положена концепция сотрудничества в рамках трех национальных экономических зон по собственным согласованным планам в различных режимах функционирования. Проект рассчитан на 20 лет, его общая стоимость — 30 млрд. долл., в том числе половину расходов составят объекты инфраструктуры. К середине 1996 г. в Туманганскую зону были привлечены иностранные инвестиции в размере 500 млн. долл., из которых 260 млн. долл. приходится на Россию. Реализация этого проекта предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России.
Перспективы функционирования российских СЭЗ. В современных условиях требуется пересмотреть политику зонирования на основе экономической целесообразности, необходимого профессионализма и более конструктивного использования мирового опыта. Первоочередной задачей практики нормального становлений и развития зон является принятие федерального закона о свободных экономических зонах, который должен регламентировать основные положения деятельности СЭЗ, в частности порядок создания, функционирования и ликвидации зон, типы зон, порядок финансирования объектов инфраструктуры, механизм хозяйственной деятельности, включающий гарантии и льготы для иностранных инвесторов, функции управления, создание федерального ведомства по координации деятельности зон.
Данный закон должен быть конкурентоспособным по сравнению с аналогичными документами других стран, стремящихся к организации СЭЗ на своей территории. Такого же рода активность проявляется в последнее время со стороны государств как ближнего, так и дальнего зарубежья.
В то же время в России отсутствует федеральный закон о СЭЗ. Законопроект «О свободных экономических зонах» был принят Государственной Думой и Советом Федерации в июне 2000 г., но в июле 2000 г. был отклонен Президентом РФ. В начале 2004 г. Минэкономразвития России внесло в Правительство РФ новую версию закона об особых экономических зонах, который в апреле 2005 г. был передан на рассмотрение Государственной Думы РФ, Таким образом, в России на протяжении 1990-х гг. и первой половины текущего десятилетия не была создана законодательная база для деятельности СЭЗ, что создает большие трудности на пути организации и функционирования этих территориально-хозяйственных образований.
Важную роль может сыграть также укрепление законодательной базы, регулирующей деятельность иностранного капитала в РФ. Законодательная база, помимо Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (1999), должна включать законы о концессиях, дополнения и изменения Закона «О соглашениях о разделе продукции», Земельный кодекс РФ и другие законодательные акты. Несмотря на то что большинство перечисленных документов значится в приоритетном списке Государственной Думы, их продвижение идет крайне медленно. Отсутствие прочной законодательной базы в России ограничивает приток иностранного капитала как в СЭЗ, так и в страну в целом.
Очевидно, что только часть ранее созданных СЭЗ может сохраниться в новых, более жестких условиях рыночных отношений. При благоприятно складывающихся обстоятельствах наибольшие шансы стать эффективно работающими зонами имеются у СЭЗ «Находка» и Особой экономической зоны в Калининградской области. Однако и им, чтобы привлечь инвесторов, как иностранных, так и российских, надо отказаться от территориальной аморфности и более четко определить модель развития СЭЗ. Первой зоне прежде всего необходимо отказаться от масштабов Калининградской области, а второй — от территории всего города, ограничившись лишь тем, что относится к ее портовому хозяйству.
Что касается перспектив развития других СЭЗ, то они довольно призрачны. Многие из них, как правило, имеют неоправданно крупные размеры, не располагают выходами к международным морским портам и аэропортам, в них отсутствует развитая инфраструктура. Другими словами, у них нет «козыря», который обладал бы особой привлекательностью для иностранных инвесторов и позволил бы российским СЭЗ конкурировать с сотнями разбросанных по всему миру уже действующих и создающихся зон.
Вместе с тем это не означает, что у российских СЭЗ совсем нет будущего. Некоторые из них имеют право на существование при проведении корректировки своей политики и функциональной направленности. Перспективными представляются СЭЗ Санкт-Петербурга и Выборга, особенно первая, если создать на ее основе несколько небольших припортовых и технологических зон. Например, как это сделано в зоне свободного предпринимательства Ленинградской области, где одна большая зона разделена на 13 субзон. Хорошие перспективы у СЭЗ «Шерризон» — российского варианта СЭЗ «Шеннон». Пока здесь многое находится в процессе становления, но активно ведущееся обустройство прилегающей к международному аэропорту Шереметьево территории, быстро и масштабно осуществляемые работы по созданию общей инфраструктуры, складских помещений и экспортно-ориентированных производств в сочетании с продуманным технико-экономическим обоснованием проекта обещают ему в будущем успех. Создание и успешное функционирование «Шерризон» может повлечь за собой образование аналогичных зон в районе аэропортов Домодедово и Внуково.
Перспективной формой СЭЗ могут стать технопарки, что в значительной степени объясняется особенностями взаимоотношений науки и производства в нашей стране. Отечественная наука занимает приоритетные позиции в ряде высокотехнологичных отраслей, в особенности в фундаментальных исследованиях, Однако до сих пор остается неразрешимой проблема интеграции науки и производства. Из-за несовершенства хозяйственного механизма предприятия промышленности и сельского хозяйства почти не используют достижения научно-технического прогресса. Наука, как и производство, сильно монополизирована. Не существует институтов и инфраструктуры венчурного бизнеса, т.е. специализированной предпринимательской деятельности, обслуживающей продвижение новшеств от научной идеи до ее практического освоения. В этих условиях связующим звеном между наукой и производством могут быть технологические парки с исследовательскими центрами различной ведомственной принадлежности, в которых будут заняты десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, обладающих многолетним опытом в важнейших областях знаний.
Создание технопарков могло бы не только привести к организации отдельных высокотехнологичных производств, но и содействовать расширению и диверсификации российского экспорта (в 2004 г. 90% экспорта России приходилось на энергоресурсы и другие виды сырья). Технопарки с участием иностранного капитала могли бы дать значительный народно-хозяйственный эффект: обеспечить дополнительный приток валютных средств за счет экспорта высокотехнологичной продукции; способствовать развитию отечественной промышленности, которая, будучи неспособной первой интегрировать достижения науки и техники в производство, воспользуется плодами деятельности технопарков, приобретая на внутреннем рынке их высокотехнологичную продукцию; поможет ослабить «утечку умов». Кроме того, технопарки, создаваемые и на базе бывших закрытых городков ВПК, могли бы несколько облегчить проблему конверсии военных отраслей и проблему занятости.
Другое стратегически оправданное направление — реализация транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание здесь широкой сети свободных таможенных зон не только ускорило бы интеграцию России в мировую экономику, но и притянуло бы к ней крупные потоки товаров и капиталов, которые ныне направляются в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона. Наконец, богатые природными ресурсами, но не имеющие особого выигрышного положения зоны (Кемеровская и Читинская области, Алтайский край) могут быть преобразованы в рад крупных концессионных участков. Основное внимание здесь следует уделять не столько традиционным для СЭЗ налоговым льготам для иностранных инвесторов, сколько заключению долгосрочных инвестиционных контрактов на разработку минеральных ресурсов с гибкой шкалой раздела продукции, что способствовало бы притоку иностранного капитала в другие отрасли местной промышленности и социальной сферы.
В то же время для экономически отсталых районов, особенно в городах и пригородах, представляются актуальными и перспективными предпринимательские зоны, подобные аналогичным зонам, действующим в США, Великобритании и Франции.
Изложенное дает основания считать, что в подходе к СЭЗ в нашей стране неуместен как безоглядный энтузиазм, так и всеобщий нигилизм. Решения о создании СЭЗ требуют селективного подхода, большой подготовительной работы и ответственных решений федеральных и местных властей. СЭЗ не способны стать универсальным средством решения проблем, стоящих перед российской экономикой, но в ряду других инструментов экономического регулирования могут служить целям ускорения перевода страны и ее регионов на рыночные отношения, более быстрого и глубокого включения России в мировую экономику.
Заключение.
Контрольные вопросы и задания:
1. Объясните общие условия и предпосылки создания СЭЗ.
2. Дайте классификацию СЭЗ на основе разных признаков (с точки зрения хозяйственной деятельности, с точки зрения особенностей организации, с точки зрения интеграции в экономику).
3. Какова мировая практика системы льгот в СЭЗ?
4. Какое влияние оказывает СЭЗ на экономику страны и региона?
5. Каковы общие итоги и уроки функционирования СЭЗ?
6. Проанализируйте опыт создания СЭЗ в России.