Долгосрочный проект в старшей группе «Природа глазами детей»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40» городского округа Саранск

 

Подготовили: воспитатели

Баклина В.Н.

Тростина И.Г.

Саранск 2020

Проект: «Природа глазами детей»

Авторы проекта: Баклина Валентина Николаевна – воспитатель первой квалификационной категории, Тростина Ирина Геннадьевна – воспитатель высшей квалификационной категории.

Краткая аннотация проекта

Мы работаем с особой категорией детей – дошкольниками, и именно в этом возрасте необходимо заложить у детей основы экологической культуры. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» – природа.

Проект «Природа глазами детей» рассчитан на детей дошкольного возраста и разработан с учётом возрастных особенностей детей и объёма информации, которая может быть ими воспринята. Реализация проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа.

 

Актуальность проекта

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Окружающий мир привлекает ребёнка своей новизной. Предметы, окружающие детей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.

Ребёнок, который познаёт неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребёнка, расширяется словарь: ребёнок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребёнок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире.

Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Экологическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

 

Новизна проекта

Экологическое образование представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.

 

Оригинальность: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы.

Основная цель проекта: формирование экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте.

Задачи проекта:

образовательные:

· расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире;

· формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать связи между ними;

· закреплять представление о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;

· приобщать детей к выращиванию растений;

· формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними;

· формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

развивающие:

· развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;

· развивать эстетическое восприятие природных явлений;

· развивать связную речь, обогащать словарь детей, фантазию, воображение, творческие способности;

· развивать у воспитанников способности к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.

 

воспитательные:

· воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому;

· воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;

· воспитывать у ребёнка потребность здорового образа жизни, позитивное отношение к природе и самому себе, как её части.

 

Вид проекта:

§ по продолжительности – долгосрочный;

§ по доминирующей деятельности – игровой, познавательный, творческий;

§ по количеству участников – групповой.

Продолжительность: учебный год (сентябрь – май).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Методы организации педагогической деятельности:

В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).

Словесные методы (используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их): беседа; рассказ; обсуждение (впечатлений от экскурсий, о ролевых и познавательных игр); сравнивание (участие в выставках, конкурсах); чтение литературы.

Наглядные методы (с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе): демонстрация наглядных пособий; демонстрация голосов птиц, звуков природы, наблюдение.

Практические методы (использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний): познавательно-исследовательские работы; игра; изготовление рисунков.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: