Брайлевские ноты¶как основа творческой самостоятельности незрячего музыканта

 

Демченко В.А. Брайлевские ноты, как основа творческой самостоятельности незрячего музыканта // Материалы III Городской педагогической конференции «Актуальные вопросы обучения детей с особыми возможностями здоровья в ДШИ и ДМШ». Сборник докладов. – М.: ГБУДО г. Москвы «Детская школа искусств имени Е.Ф.Светланова» методический центр «Творческое инклюзивное образование», 2019.С. 50-53.

 

БРАЙЛЕВСКИЕ НОТЫ¶КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НЕЗРЯЧЕГО МУЗЫКАНТА

Демченко В.А.

Преподаватель нотной грамоты по системе Л. Брайля

ГБУДО «Детская школа искусств Охтинский центр эстетического воспитания»

г. Санкт-Петербург

Сегодня, когда инклюзия широко распространяется в системе дополнительного образования, педагоги обычных музыкальных школ все чаще сталкиваются с проблемой поиска методических подходов обучения незрячих детей.

Традиционно обучение музыке происходит с обязательным использованием нот, а это значит, что при работе с незрячим учеником, пришедшим в обычную музыкальную школу, возникает множество вопросов как технического, так и, главным образом, методического характера. Педагог, столкнувшийся в своей практике с ребенком, не могущим использовать обычные, пусть даже увеличенные в несколько раз ноты, задается вопросом: как же учить музыканта- малыша? Как сделать обучение методически верным и грамотным?

Таким образом, учитель обычной музыкальной школы узнает о рельефно-точечном письме слепых, находит справочную литературу с описанием брайлевской нотной системы. И здесь возникает новый вопрос: как помочь ребенку освоить эти ноты и каким же образом включить их в процесс обучения?

Замечательно, что многие педагоги, попавшие в подобную ситуацию, сначала сами осваивают рельефно-точечную нотацию, а затем обучают ее азам своих маленьких воспитанников. Надиктовывают им ноты, или сами переводят их в шрифт Брайля.

Между тем, действительно, Брайлевская нотная грамота сложна, и с точки зрения зрячих музыкантов крайне нелогична.

Здесь отсутствуют звуковысотность и наглядность ритмической организации музыкального текста - каждая нота в любой из длительностей записывается своей особой комбинацией точек. Кроме того, ноты, находящиеся в разных октавах, отображаются одинаковыми знаками. Поэтому для того, чтобы определить высоту конкретной ноты, ее местоположение на клавиатуре, существует особая группа знаков - октавные знаки, отсутствующая в нотации традиционным способом. Специальные символы существуют и для обозначения пауз, знаков альтерации и всех других обозначений, использующихся в плоскопечатной нотописи.

Еще одной особенностью рельефно-точечной нотной записи является то, что все обозначения здесь записываются в строчку, знак за знаком, и чтобы прочитать или грамотно записать даже небольшую пьесу, нужно обладать подчас немалым объемом знаний правил записи и использования тех или иных знаков.

В отличие от плоскопечатных нот, при беглом чтении музыкального текста по Брайлю невозможно оценить как направление мелодических линий, так и отметить какие бы то ни было особенности ритма и музыкальной фактуры произведения в целом. Что уже говорить о кардинально отличающемся от традиционного процессе разбора и выучивания на память музыкального произведения!

Незрячему музыканту (особенно если это - маленький ребенок), часто может не нравиться длительный процесс знакомства с новым произведением по нотам: необходимость тщательного разбора и выучивания музыкального текста отдельными руками и дальнейшее кропотливое соединение мелодических линий. Малышей пугает и отталкивает насыщенность брайлевского нотного текста множеством поясняющих знаков.

Однако, именно обучение музыке по нотам является залогом грамотного общения музыканта с музыкой, а значит, следует найти путь, разработать такой методический подход, с помощью которого незрячие малыши смогут легко осваивать рельефноточечную нотацию, усваивая новые знания в форме игры, закрепляя знания на интересном и понятном музыкальном материале.

С этой целью мной и создан сборник музыкального материала «Играю и пою», который я использую в начальный нотный период на уроках нотной грамоты и чтения с листа по системе Л.Брайля.

Задумывая это пособие, я опиралась на знания механизмов мышления и памяти незрячих детей младшего школьного возраста, которые я приобрела в результате своего пятнадцатилетнего опыта работы в сфере начального обучения музыке незрячих детей. Главной же издательской идеей сборника была печать его аналога плоскопечатным способом для педагогов или родителей, стремящихся помочь маленькому незрячему музыканту освоить нотный текст или просто сориентироваться в книге.

Сборник «Играю и пою» может быть полезен и интересен незрячим детям еще и потому, что здесь почти к каждой пьесе предлагаются слова - простые стихотворения, понятные маленьким детям. Занимаясь по этой книге, малыши сами не замечают, как запоминают и перестают путать зеркальные знаки. Они с удовольствием учат новые пьесы, поют песенки и аккомпанируют себе на фортепиано.

«Играю и пою» призван помочь решать следующие педагогические задачи: выучить обозначения нот, познакомиться с порядком сопутствующих нотам знаков и освоить правила их применения, приобрести навык чтения с листа простейших ритмических цепочек и сольфеджирования несложных мелодий, овладеть навыком чтения по Брайлю разными руками, научиться взаимодействовать с другими учащимися при игре в ансамбле легких фортепианных пьес, приобрести навык соединения мелодических линий двух рук, развить навыки самостоятельного разучивания и запоминания двухручных пьес небольшой сложности.

Сборник состоит из трех разделов: «Знакомимся с нотами», «Чередование рук», «Пьесы для исполнения двумя руками».

Первый раздел пособия «Знакомимся с нотами» - это постепенное освоение нот, выстроенных в определенном порядке.

При разработке последовательности изучаемых нот я отказалась от принципа прямого сравнения и сопоставления зеркальных знаков и вводила ноты с точки зрения формирования новых звукорядов, позволяющих предлагать незамысловатые, но все же интересные мелодии.

Вместе с тем, после освоения каждой новой предлагаемой ноты, происходит ее включение в ряд уже известных. И, по моему мнению, именно на этом этапе, мелодии, построенные на нотах, записанных зеркальными знаками, наилучшим образом способствуют закреплению знаний, не вызывая при этом особых трудностей.

Знакомство с новой нотой начинается с ритмических цепочек. На этом этапе происходит дифференцирование точек в каждом знаке, запоминание образа конкретной ноты в определенной длительности и, в целом, воспитание ритмического чувства начинающих незрячих музыкантов.

Первый раздел знакомит не только с обозначением нот и пауз, но также и со знаками первой, второй и малой октав, знаками альтерации, обозначением размера и тональности музыкального произведения, знаками правой и левой руки.

Таким образом, происходит плавный переход к разделам: «Чередование рук» и «Пьесы для исполнения двумя руками», на материале которых маленькому музыканту будет совсем несложно приобретать умения чтения и игры разными руками, совершенствовать навык соединения рук.

В заключение хочу сказать, что наблюдая за детьми, владеющими знаниями нотной грамоты Л.Брайля, я замечаю у них более раннее возникновение общей активности и стремления к творческой самостоятельности, чем у их сверстников, не использующих рельефно-точечный шрифт, и запоминающих музыкальные произведения «с рук» - повторяя их после иллюстрации педагога.

Мне бы очень хотелось, чтобы педагоги, обучающие музыке незрячих детей, чувствовали в брайлевских нотах ресурс к приобретению их подопечными самостоятельности, и не считали их чем-то излишне трудным и ненужным.

Важно помнить, что именно в начальный период закладываются основы грамотности учеников, что является фундаментом их дальнейшего музыкального развития. А это значит, что от выбора, который делает педагог-наставник будет зависеть направленность и глубина обучения незрячего ребенка, перспектива дальнейшего развития его музыкальных способностей и возможности профессионального роста.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: