Становление системы дошкольного воспитания в РФ

 

Система народного образования возникает в период, когда образование становится доступным не только детям отдельных граждан, но и широким слоям населения.

Система это совокупность элементов.

Элементы системы образования перечислены вЗаконе «Про образование». В аспекте системы дошкольного образования это:

- ДОУ разных видов, научные и методические учреждения, органы управления образованием, образование и воспитание в семье.

В любой системе различают состав и структуру. Состав - это множество элементов; подсистем, образующих целое. Структура- это способ связи данных элементов. Структура существенным образом обуславливает функционирование и развитие системы, ее взаимодействие с внешней средой.

Влияние внесистемных факторов (экономических, демографических, культурологических) на систему образования.

Диссертационное исследование Л.. Песоцкой показало динамику развития системы дошкольного образования.

Периоды становления и развития системы дошкольного образования:

(середина XIX cт.-до 1917 г.); 1917-1940-е гг.; 40-50- е гг.XX ст.; 60-80- е гг.XX ст; с 1991-е гг. XX ст.по настоящее время).

Прокомментировать в связи с внесистемными факторами, а также появлением и развитием элементов системы.

Возникновение первых дошкольных учреждений в России; в Севастополе. Роль Елизаветы Ивановны Тихеевой, Луизы Карловны.Шлегер, Ольги Крикуновой в организации дошкольных учреждений.

Монография «Общественное дошкольное воспитание в Крыму» Татьяна Головань и Тамара Пониманская. (2009 г.)

В Севастополе - «Ясли» на Приморском бульваре (1900 г.). Детский сад и приготовительное училище Ольги Крикуновой.

1918 г. – Сьезд по дошкольному воспитанию. Признание дошкольного звена в народном образовании. Все учреждения - государственные. Политика государства в области образования (раскрепощение женщины – труженицы, признание главенствующей роли общественного воспитания).

Организация дошкольного воспитания в первые годы Советской власти («Инструкция Наркомпроса по ведению очага и детского сада», «Об организации временных детских летних площадках»). Создание учреждений по подготовке и повышению квалификации дошкольных педагогических кадров.

В 20-е гг. инспектор осуществлял и методическое руководство. Методическая работа на общественных началах. В начале 30-х –появление первых райпедкабинетов. Открытие в1938 г. Института усовершенствования учителей. Получение высшего образования - в Москве, Киеве, Ленинграде (В Ялте педучилище открывается только в 1944 г.).

Таким образом. все элементы системы сформировались к концу 30-х гг двадцатого века. Начало ВОВ прервало развитие системы дошкольного образования.

 

Реформирование системы дошкольного образования в РФ основывается, как минимум на следующих базовых принципах:

- демократизации образовательного пространства, что предусматривает переход к общественно-государственной системе дошкольного образования; Автономность ДОУ, их юридическая и финансовая независимость; реализация идей педагогики сотрудничества.

- вариативность дошкольного образования, которая предусматривает наличие возможности выбора родителями форм и методов дошкольного образования для своих детей. Для ДОУ – вариативность в выборе программ.

- регионализация дошкольного образования, отказ от унитарного образовательного пространства; опора на исторические особенности становления и развития образования в конкретном регионе (например: основы севастополеведения в ДОУ – Екатерина Алтабаева. Воспитание этики межнационального общения - Людмила Мухоморина).

А также тенденции индивидуального и дифференцированного подходов, компьютеризация.  

Краткая характеристика системы дошкольного образования г. Севастополя на современном этапе (сеть дошкольных учреждений, учреждения подготовки педагогических кадров, научные и методические учреждения).

 

Развитие дошкольного образования в Севастополе

 

2018 год является юбилейной вехой в истории дошкольных учреждений нашего государства. Сто лет назад, 30 сентября 1918 года Положением об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской республике было провозглашено, что в систему народного образования присоединяется детские сады.

Становление и развитие сети дошкольных учреждений в Севастополе имеет свою интереснейшую историю.

Во второй половине XIX века в Крыму появляются первые дошкольные учреждения. На этот процесс оказал влияние целый ряд факторов и важнейших событий – прежде всего Крымская война (1853-1856 гг.) и отмена крепостного права в России. Авторами монографии «Общественное дошкольное воспитание в Крыму» Татьяной Головань и Тамарой Пониманской выделен ряд предпосылок становления общественного дошкольного воспитания в Крыму. Это большой приток рабочей силы в Крым, способствующий развитию промышленных предприятий, рост занятости женщин в общественном производстве, увеличение детской безнадзорности

Указанные предпосылки в полной мере проявляются и в Севастополе,

одном из крупных городов Крыма.

В 1875 году в Севастополе открываются реальное училище и казённая женская прогимназия. Для поступления в эти учебные заведения необходимо было держать экзамен, что требовало специальной подготовки детей в учреждениях предшкольного образования.Одним из первых таких учреждений был «Детский сад и приготовительное училище».

Школу для подготовки маленьких детей к поступлению в средние учебные заведения в собственном доме содержали Александра и Пелагея Бальзам, дочери капитана 2 ранга, участника обороны Севастополя 1854-1855 годов Спиридона Дмитриевича Бальзама.

В конце 19-начале 20 века  в Севастополе открываются дошкольные учреждения различных типов: дневной приют, детский сад, детский сад с приготовительным классом. Открытие и деятельность учреждений общественного дошкольного воспитания инициировали частные лица, благотворительные, медицинские, педагогические организации, государственные ведомства. В то же время, деятельность государственных структур не носила системный характер. Дошкольные учреждения не входили в систему народного образования.

Принятие дошкольного звена в систему народного образования осуществилось только после революции 1917 года. В первые годы советской власти воспитание в детском саду рассматривалось как средство компенсации недостатков семейного воспитания. Самым распространенным типом дошкольного учреждения был так называемый «детский очаг» - детский сад с круглосуточным пребыванием детей.

В 20-е годы в СССР активно проводилась политика «коренизации», направленная на создание максимально благоприятных условий для развития языка, культуры, осуществления представительства в органах власти. Третий Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию также призвал организовывать дошкольные учреждения для детей различных национальностей, с тем, чтобы вести учебно-воспитательную работу на родном языке. В Севастополе функционировало несколько дошкольных учреждений национального типа: крымско-татарский, еврейский, армянский детские очаги.

   Быстрыми темпами формировалась сеть дошкольных учреждений, особенно ведомственного подчинения. В конце 30-х годов в Севастополе было 36 дошкольных учреждений. Одиннадцать дошкольных учреждений были ведомственными, в том числе 9 детских садов методико-санитарного отдела Черноморского флота.

Наступившая война прервала поступательное развитие сети дошкольных учреждений. В августе 1941 г. по постановлению Комитета обороны была организована эвакуация матерей с детьми. Детский сад, открывшийся в одной из инкерманских штолен, функционировал до 1 ноября 1941 года, т.е. до начала первого штурма города.

Освобожденный в мае 1944 г. Севастополь был почти полностью разрушен. Двадцать семь детских садов представляли руины. Могли функционировать только 6 детских садов.

Сразу же после освобождения города, стали создаваться бригады по восстановлению детских садов

К концу 1955 года в Севастополе было 36 детских садов, которые посещало 2 250 детей. Таким образом, за десять лет количество дошкольных учреждений в Севастополе достигло довоенного уровня.

 Для обеспечения единых подходов и требований к организации жизни детей раннего и дошкольного возраста огромное значение имело Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Этим постановлением детские ясли городского отдела здравоохранения были переданы в единую систему отдела народного образования. Дошкольные учреждения стали именоваться «детские ясли-сад». Возникла потребность в строительстве дошкольных учреждений по типовым проектам с учетом организации групп для детей раннего возраста.

Интенсивное строительство детских дошкольных учреждений началось в 60- годы ХХ века. Первыми детскими садами, построенными по типовому проекту, были четырех групповые, со стационарными спальнями и шести групповые, а в конце 60-х годов- дошкольные учреждения, рассчитанные на 12 групп.

  Строительство и ввод в эксплуатацию этих дошкольных учреждений позволило снизить очередность и обеспечить непрерывность процесса воспитания и обучения детей, начиная с 2-месяцев до 7 лет. Дошкольные учреждения стали работать по единой «Программе воспитания в детском саду».

В 70-е годы городской отдел образования, Исполком горсовета, руководствуясь Приказом Министерства здравоохранения РСФСР, Министерства просвещения РСФСР от 4 мая 1978 года № 300/112, особое внимание уделяли организации специализированных групп и детских садов для детей с различными недостатками физического и умственного развития. Открываются группы для детей с нарушениями речи, слуха, зрения; с малыми затухающими формами туберкулеза; с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В 1980 году опыт работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей был представлен на ВДНХ СССР. Опыт отмечен Золотой медалью, дипломом 1степени и денежной премией.

В 70-80-е годы ежегодно открывались новые дошкольные учреждения. Большое участие в строительстве детских садов принимали завод «Маяк», «Парус», «Молот», предприятие «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе», Севастопольстрой, а также совхозы: «Полины Осипенко», «Красный Октябрь», «Софьи Перовской, «Садовод», «Качинский»,«Севастопольский» и другие.

 Сложный период в работе дошкольных учреждений был после распада Советского Союза в 1991 году. Период с 1991 года по 2000 год характеризуется спадом не только в промышленности, экономике, но и разрушительными последствиями, которые сказались и на образовательной системе, в том числе и на дошкольной. Значительно снизился уровень рождаемости детей, что повлекло за собой неукомплектованность детских садов детьми. Дошкольные учреждения стали закрываться. Только в 2000 году прекратилось сокращение групп и закрытие дошкольных учреждений.

Несмотря на тяжелое положение с сохранением сети дошкольных учреждений, организация учебно-воспитательного процесса осуществлялась на высоком профессиональном уровне. Возникали новые направления в содержании дошкольного образования: экологическое образование, украиноведение, основы правового воспитания, севастополеведения и другие. Дошкольные учреждения Севастополя участвовали в экспериментальной работе по апробации программы дошкольного образования «Я у свити». Научно-методическое сопровождение экспериментальной работы осуществляли члены кафедры: Трусова Елена Леонидовна, Сварковская Лина Андреевна, Попова Ирина Ивановна, Удина Елена Николаевна, Червинская Ольга Юрьевна.

 В 2014 году Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации. Одним из ключевых приоритетов социальной политики Правительства Севастополя и Департамента образования является обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования. Система дошкольного образования города по состоянию на начало 2018 года включает в себя 79 детских садов с контингентом воспитанников 16 тыс. 740 детей, из которых: 54 – детские сады, в которых функционируют группы общеразвивающей направленности;21 - детские сады, в которых функционируют группы комбинированной направленности.

. Впервые за последние 25 лет началось строительство новых дошкольных учреждений. В марте 2017 года после окончания строительства состоялось открытие детского сада в бухте Казачья, рассчитанного на 400 мест.  В 2018 году открыт новый детский сад на 350 мест в микрорайоне улицы Шевченко с красочным названием «Акварель».

В рамках Государственной программы «Развитие образования города федерального значения Севастополя на 2016-2022 годы» запланировано открытие новых детских садов:

В Севастополе свыше 80 ДОУ разных видов. Развитая сеть ДОУ компенсирующего вида. Свыше 2 тысяч педагогов-дошкольников. Около 57% имеют высшее образование. Приоритетное направление работы - экологическое воспитание, художественно-эстетическое. В ДОУ около 12 500 детей. 70% охвата. Проблемы: очередность на поступление в ДОУ (очередь детей по электронному реестру).

 Анализ историко-педагогического опыта в исследуемые периоды показал, что комплекс политических, социально-экономических, культурных факторов оказал существенное влияние на процесс эволюции сети дошкольных учреждений г. Севастополя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: