Выработка навыков психологической безопасности ребенка, по средствам лагеря досуга и отдыха

Романова Дарья Николаевна

Педагог-психолог, сответствие категории

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного

образования им. Б.Б.Протасова»

«Выработка навыков психологической безопасности ребенка, по средствам лагеря досуга и отдыха»

 

 

На базе МБОУ ДО ЦДОс3 по27 июня 2019 года, с 5 по 8 ноября 2019 года, с 28 по 31 декабря 2019, 4 января 2020, 9 января 2020, 10 января 2020 года работал лагерь досуга и отдыха «Удивительный жираф». Руководителем которого являлась Романова Дарья Николаевна, педагог-психолог Центра дополнительного образования. В разные периоды лагеря его посещали от 10 до 15 детей в возрасте от 7 до 16 лет включительно, это дети из семей состоящих на учете СОП, и дети состоящие на учете «группа риска». И как в дальнейшем показала практика это оптимальная возрастная категория для данных детей, которым необходимо было взаимодействовать длительный период.

Отсутствие навыков эмоциональной саморегуляции, большая зависимость от складывающихся жизненных обстоятельств, и служит зачастую, причиной того, что дети, относящиеся к данным категориям находятся в сложных, противоречивых отношениях с окружающими их людьми, и чаще чем другие совершают общественно опасные деяния или употребляют алкоголь.

В данном лагере мы старались создать для детей максимальное колличество ситуаций, в которых они будут успешны. Проводились мероприятия, в которых дети учились эмоциональной стабилизации, старались отслеживать те эмоциональные процессы, которые с ними происходят, и как следствие у них происходит развитие эмоционального интеллекта. Что в свою очередь является одним из факторов способствующих развитию навыка для определение уровня психологической безопасности ребенка в окружающих его сферах, а именно в семье, в интернет-пространстве, в образовательном учреждении, а так же навыки способствующие поддержанию здорового образа жизни.

 В основу организации работы лагеря легли здоровье сберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. К началу лагерной смены была разработана программа ЛДО, включающая план оздоровительных, культурно-массовых, профилактических мероприятий, где четко определены цели и задачи лагеря.

Цель программы:

создание необходимых условий для полноценного отдыха и оздоровления, рационального использования каникулярного времени, занятости и социальной защиты детей, находящихся в социально-опасном положении и «группе риска».

Основныезадачипрограммы:

формирование общей культуры и навыков здорового образа жизни, личностного развития, самоопределения и творческого саморазвития детей;

формирование социально-активной позитивно-направленной личности;

организация комплекса профилактических мероприятий, направленных на улучшение физического, психического и духовного здоровья детей.

Более подробно работу лагеря предлагается рассмотреть на основе смены, которая была проведена с3 по27 июня 2019 года. В данный период лагерь посещали дети от 7 до 16 лет, из них 5 человек – до 10 лет, 4 человека 11-13 лет и 6 человек – 14- 16 лет.

В первый день лагеря были проведены диагностики, которые включали в себя: «Восьмицветовой тест Люшера» (используется для измерения психофизиологического состояния человека, его стрессоустойчивости, активности и коммуникативных навыков), «Экспресс-диагностика личности подростка» модификация подросткового варианта личностного опросника Айзенка EPI, разработанная Т. В. Матолиной (данный личностный опросник предназначен для диагностики и изучения индивидуально-психологических особенностей и характерологических проявлений лиц подросткового возраста), так же применялись такие методы как беседа и наблюдение. По результатам применяемых методик было выявленно нестабильное эмоциональное состояние в разной степени у каждого ребенка, неустойчивый уровень самооценки. В процессе беседы было выявленно, что многие дети поддерживают тюремное направление и тематику.

Именно на коррекцию данных факторов и была направленна основная деятельность лагеря.

Помимо мероприятий предусмотренних программой ЛДО, в течение лагерной смены была организована работа с субъектами профилактики района, деятельность которых в период лагеря также была направленна на коррекцию выявленных факторов риска.

Мероприятия направленные на повышение самооценки:

- Выступлкения на внутрилагерных мероприятиях. В период ЛДО ежедневно проводились внутрилагерные мероприятие. Достаточно сложный был этап для детей именно более старшего возраста, так как они уже длительный период не участвовали ни в каких мероприятиях, именно на работу с ними и была направленна основная деятельность. Каждому из детей уделялось макимум внимания именно в беседах, необходимо было дать им возможность именно проговорить свои чувства и переживания, не боясь обесценнивания своих со стороны других детей. Далее проводились мотивациолнные беседы, и в компелексе эти медоты дали результат, в котором дети согнласились на выступления, и даже сами написали песню и презентовали ее на одном из выступлений. В дальнейшем они с удовольствием участвовали во всех предлагаемых мероприятиях.

- ГУ 28 ОГПС МЧС России Пермского края. Эстафета в рамках пожарно-профилактической акции «За безопасность-вместе». Согласие на участие в этом мероприятии, это был огромный шаг для них, так как здесь необходимо было показать свои навыки физической подготовки и плюс соревновательный аспект, дети данных кватегорий, достаточно осторо реагируют на неудачи связанные с ними, и по этому зачастую отказываются от каких- либо соревнований, так как опять же неустойчивый уровень самооценки не дает им такой возможности. Перед эстафетой с детьми проводился ряд мотивационных беседы, на повышения уровня самооценки. По стабилизации эмоционального состояния работали с детьми на понимание своих эмоций, почему имеено так реагируют на какую-либо ситуацию, на умение проговаривать свои эмоции, на понимание и построение логического ряда возможных последствие тех или иных действий под воздействием эмоций. В этой эстафете дети заняли 2 место, и это имело колоссальный эффект для детей, они стали более уверенны в своих силахи и способностих.

 

Мероприятия направленные на стабилизацию эмоционального состоянмия:

- Посещение бассейна. Два раза в неделю у детей была возможность бесплатно посещать бассейн, что в свою очередь имелло положительный эффект, ведь Плавание может уменьшить стресс, причем даже лучше, чем какой-то другой вид физической активности. Это очень расслабляющая тренировка, позволяющая большему количеству кислорода поступать в мышцы и параллельно заставляя регулировать дыхание. Это также может способствовать росту новых клеток мозга, что будет способствовать более успешному обучению ребенка.

- Беседы и тренинги. С детьми лагеря регулярно проводились треннинги и беседы котрые были направленны на сплочение, на умение разрешать конфликты, на развитие эмоционального интеллекта. Тренинги зачастую проводились на свежем воздухе, что позволяло совместить еще и оздоровление детей.

- Встреча заведующей отделением "Сопровождение семей с детьми, центра помощи детям" Романовой Галиной Фортунатовной. Многие семьи тех детей которые посещали лагерь стоят на учете в данной организации, Галина Фортунатовна провела беседу с детьми направленную на формирование психологической безопасности ребенка в семье.

- Социальные сети. В начале лагерной смены была создана беседа в социальной сети Вконтакте, благодаря которой можно было проанализировать страницы детей и выявить наличие деструктивной направленности. И на основе данного анализа провести информационные беседы на формирование психологической безопасности ребенка в интернет-пространстве.


Мероприятия направленные на коррекцию положительной направленности в отношении тюремной тематики:


- Матч по волейблу между струдниками полиции и детьми отряда (10.06.2019 г). Изначальлно дети участвующие в матче проговаривали о нежелании играть с сотрудниками полиции, так как многие из них находились на учете в ПДН и имели негативный опыт общения с сотрудниками, по оканчании матча прослеживалась положительная динамика в общении с сотрудниками полиции, и явное повышение их авторитета в глазах детей. Этот матч помог нам положительно настроить детей в отношении полиции.)

- Встреча с начальником отделения МВД России по Красновишерскому району подполковником полиции Кузнецовым Иваном Викторовичем.

После встречи с Иваном Викторовичем, уровень положительной направленности к тюремной тематике заментно снизился.

- Сотрудники ГИБДД совместно с ребятами лагеря провели акцию «Пешеход на переход».. Главная цель акции - убедить пешеходов, что очень важно переходить проезжую часть только в разрешенных местах и по пешеходному переходу, что игнорирование Правил может повлечь тяжкие последствия. Участники акции изготовили трафарет с призывом переходить проезжую часть только по пешеходному переходу. В центре города вблизи пешеходного перехода с помощью краски через трафарет нанесли важное правило, кроме того раздали памятки с рекомендациями для пешеходов жителям города.Данное взаимодействие сотрудиков ГИБДД и детей закрепило положительное впечатление о сотрудниках полиции.

- Прогуратура красновишерского района в лице старшего помощника прокурора Екатерина Павловна Рачева. провела профилактическую беседу "Комендантский час". В рамках которой до детей доведены основные положения уголовной ответственности несовершеннолетних, история становления прокуратуры.

 

В конце смены провели заключительную диагностику, что бы понимать динамику результатов, по результатам диагностики положительная динамика в стабилизации эмоционального состояния, самооценки наблюдалась у 12 из 15 детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: