Регулирование половых отношений
Брачные обычаи, наблюдаемые в человеческих общностях, представляют собой один из способов обеспечения обмена женщинами внутри социальной группы, т.е. замены системы кровного родства социальной системой отношений свойства! (Все иллюстрации: жестокость наказания, "казаки" и др. полное несоответствие между биологическим и социальным родством).
Половая идентификация. Доходит до того, что даже половая идентификация обретает социальный характер.
Даже вполне нормальное биологическое развитие само по себе еще не делает человека мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле. Для этого биологические характеристики должны быть дополнены "психологическим полом", который включает в себя определенную сексуальную идентичность, т.е. чувство и сознание своей половой принадлежности; связанные с ней психосексуальные ориентации (например, влечение к противоположному полу) и социосексуальные ориентации. Человек должен войти в систему половых ролей, в свете которой индивид различает критерии "мужественности" и " женственности", оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус.
|
|
Но все эти качества не являются прирожденными. Они формируются только через общение с другими людьми. Сознание своей половой идентичности непосредственно зависит от того, как определяют его пол окружающие люди (имя, одежда и др. знаки). Представление ребенка о "мужественности" и "женственности" и о мере своего собственного соответствия этим критериям в значительной степени зависят от культурных норм и влияния окружающих людей.
Отсюда возможность разнообразных конфликтов и психосексуальных аномалий. Вплоть до случаев полного несовпадения психосексуальной идентичности с биологическим (морфологическим) полом. Наличие таких случаев показывает, что социально-культурные факторы могут детерминировать психологический пол сильнее, чем природные. Будучи не в силах изменить психиатрическими методами ложную (с биологической точки зрения) половую идентификацию врачи не видят другого средства облегчить состояние пациента, кроме хирургического изменения его анатомического пола.
Адаптация в новом поле у лиц, перенесших подобную операцию. Кульминационным пунктом в системе перестройки личности является переодевание в соответствующую одежду. До момента смены одежды и придания внешности соответствующего выражения прооперированные не могли (даже в мыслях) назвать себя другим именем и в другом роде. Этот факт показывает, насколько тесно в половой идентификации переплетаются манера поведения, внешность и наименование себя.
|
|
Многие уже на второй третий день с радостью замечают, что в разговоре не путаются в грамматических конструкциях, хотя специально за своей речью уже не следят. "Как только я надела женскую одежду, так разговор стал сам собой получаться". Пока лицо, сменившее пол не начинает общаться с другими индивидами, его адаптация к новой половой роли не происходит. Основным подкрепляющим и формирующим фактором была реакция других людей (В какой грамматической форме обращаются, в той и отвечают).
Эмоциональное сопереживание в рамках половой идентификации, смена моральных ориентиров (Отношение к тетке).
Формирование половой идентификации - это сложный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения.
Воспроизводство потомства (любовь к детям) мощнейший биологический инстинкт.
Процесс регулирования численности населения происходил отнюдь не случайно. Напротив, собиратели и охотники сумели сделать то, что современному человеку не всегда удается: они ограничили свою численность в соответствии с имеющимся количеством природных ресурсов.
Детоубийство - распространенная форма репродуктивного поведения, обусловленная острой нехваткой пищи и мобильностью. Кочевое племя не
может иметь детей больше, чем может унести на себе.
Женщина-бушменка должна пронести ребенка на себе в общей сложности 7-8 тыс. км., пока он (к четырехлетнему возрасту) не начнет передвигаться самостоятельно. Поэтому новорожденного убивали, если он рождался раньше, чем предыдущий мог уже уверено передвигаться вместе с взрослыми. Количество убиваемых детей достигало 50%. (Ограничение числа душ).
Это пример победы культуры над природой. Требовалось мощное давление культуры, чтобы вынудить родителей бросить или убить собственного ребенка вопреки биологическому инстинкту.
Стремление к власти как стремление к утверждению своей системы ценностей, отсюда вражда по отношению к представителям своего биологического вида, ставшего чужим по культуре.
В человеческих сообществах власть и жажда власти становится существенным мотивом, хотя проявления ее могут быть весьма многообразны. Жажда власти, борьба за власть обусловливают такие формы поведения, которые не имеют аналогов в природе.
Война, как видоспецифическая форма поведения человека заслуживает особого внимания, поскольку она противоречит природе и законам биологической эволюции. (Идентичный биологически вид расщепляется на множество социокультурных "видов", что позволяет им преодолеть биологический запрет). Война не является ни следствием генетической информации, ни порождением культурной эволюции. Она - характерная особенность самой этой эволюции.
Культурно обусловленное многообразие преимуществ. Любой человек представляет собой неповторимую индивидуальность не только по заложенной в нем генетической информации, но, прежде всего, по своему культурному достоянию, и это составляет основу для постоянного
самоутверждения и соперничества. Извечная неопределенность возможностей каждого индивида и поведения окружающих его людей стала движущей силой эволюции. Уникальность любого человека обрекает его на непрестанное соперничество в борьбе за свое место в жизни.
В отличие от животных, всегда "играющих по одним правилам", в которых преимущества зафиксированы и стабильны, люди способны сами менять "правила игры", создавая культурные системы, в которых могут быть элиминированы естественные преимущества и резко усилено влияние иных, определяемых культурой преимуществ.