Литература
Основная: [10]; [11]; [12]; [13].
Дополнительная: [32]; [46]; [47].
Вопросы для самоконтроля
1. Что означают понятия «организация» и «социальная организация»?
2. В чем различие содержания понятий "субординация" и "организационная иерархия"?
3. Каковы отличительные признаки формальной, неформальной, внеформальной и социально-психологической организаций?
4. Организационная сложность, какие проблемы она вызывает с точки зрения социолога?
5. Как бы Вы определили понятие "управление" с точки зрения социологии организаций?
6. Что такое управляемость организации?
7. В чем отличие функций руководства и лидерства в организациях?
8. Как вы можете определить первичный производственный и трудовой коллектив?
9. Какие организационные патологии в управлении вы знаете?
Тема 5. Социальные институты: функции, структура. Институт семьи.
Понятие «социальный институт». Процесс институциализации. Социологический анализ социальных институтов: институциональные связи и отношения, организационные структуры. Виды и функции социальных институтов. Общество и социальные институты: факторы взамодетерминации. Дисфункции социальных институтов. Факторы деинституционализации.
|
|
Семья как универсальный социальный институт. Формы и функции семьи. Брак как социальный институт. Формы брака: моногамия, полигамия, эндогамия, экзогамия, гетерогамии, гомогамия. Факторы брачного выбора. Социальные факторы интеграции и дезинтеграции брака и семьи.
Цель – изучить механизмы и особенности формирования и функционирования социальных институтов как проявления основных форм жизнедеятельности общества.
По данной теме необходимо:
Знать основные положения институциональной социологии; понятия «институциализация», «социальный институт», «деинституциализация», «дисфункция»; основные виды и функции социальных институтов; особенности и отличительные признаки институтов семьи, брака; функции семьи.
Уметь определять соответствие основных потребностей общества формируемым социальным институтам; выявлять «главные» и «не главные» социальные институты; анализировать причины деинституциализации, вызываемые дисфункцией социальных институтов; выявлять и анализировать причины, способствующие интеграции и дезинтеграции семьи.