Методические указания по изучению темы

При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля.

Следует начать с понятия «человек» в социологии, проявлений его «внешней» и «внутренней» активности. Взаимосвязи социальной активности и социальной среды (макросреда и микросреда). Установите содержание понятий «индивид», «индивидуальность», факторы и социальные последствия процессов индивидуации и индивидуализации (социальная атомизация и социальное одиночество).

Переходя к социологическому анализуличности, установите взаимосвязь и влияние биологической и психологической структур на «социальное» в личности. Рассмотрите социальную структуру личности: деятельностные социальные качества, потребности и способности, ценностно-нормативная структура (соотношение культурных ценностей общества и субкультурных ценностей группы), убежденность и целостность личности.

Обратитесь к основным положениям ролевой, статусной концепций личности. Обратите внимание на рассмотрение проблемы личности в работах Р. Парка, Дж. Мида, З. Фрейда, А. Халлера, Р. Линтона, У. Джеймса, Ч. Кули, А. Маслоу, Т. Парсонса, Р. Мертона.

Дайте характеристику социальных типов личности: базисная (базовая), модальная, современная, маргинальная, социабельная, конформная, девиантная.

Соотнесите содержание понятий «социализация», «социальная адаптация», «интериоризация», экстериоризация. Обратитесь к к онцепциям формирования личности (Дж. Г. Мид, Б. Ф. Скиннер, Э. Эриксон, Ж. Пиаже).

Определите специфику первичной и вторичной социализации, их субъектов (агентов). Отдельно рассмотрите специфику и изменения в социализации взрослых и детей в современном обществе.

Рассмотрите социальную адаптацию: добровольную и вынужденную, социально одобряемую и негативную, трудовую и профессиональную, адаптацию к трудным жизненным ситуациям (бедность, безработица, инвалидность).

Обратите особое внимание на факторы и социальные последствия десоциализации личности (социальная деградация, дезадаптивность, депривация, маргинализация личности).

Переходя к социологическому анализу поведения в социологии следует остановиться на таких факторах социального поведения личности и общностей как: потребности, интересы, цели, ценностные ориентации, стереотипы, установки, традиции. Рассмотрите основные виды поведения социальных субъектов: статусное и ролевое, индивидуальное и групповое, коллективное и массовое, антисоциальное, репродуктивное и миграционное. Определите содержание культурно одобряемых отклонений. Специального рассмотрения требует девиантное (делинквентное) поведение и его виды. Обратитесь к концепциям девиантного поведения (Э. Дюркгейм, Р. Мертон).

Рассматривая факторы роста социальных девиаций в современном российском обществе, попытайтесь построить ранговую модель факторов, влияющих на распространенность конкретной формы социальных отклонений среди молодежи. Определите стигматизацию как фактор девиантного поведения.

Далее соотнесите понятия «социальный конформизм» и «конформное поведение», « нонконформизм». Установите факторы конформного поведения.

В заключение данной темы обратитесь к рассмотрению содержания, функций, видов социального контроля. Обратите внимание на институциональные формы социального контроля, внутренний контроль (самоконтроль) и внешний контроль.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: