СССР на международной арене. От «разрядки» к конфронтации и «новому» политическому мышлению

3. СССР на международной арене. От «разрядки» к конфронтации и «новому» политическому мышлению

 

Внешнеполитическая деятельность в 70-х - первой половине 80-х годов была направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий для развития общества, на формирование и утверждение нового типа международных отношений, устранение угрозы войны. Однако атмосфера "застоя" сказалась и здесь. Были не только успехи и достижения, но и серьезные просчеты.

Советская внешняя политика осуществлялась по следующим основным направлениям; - развитие отношений с социалистическими странами; - поддержание отношений с развитыми капиталистическими странами;- укрепление отношений со странами "третьего мира" - развивающимися государствами; борьба за предотвращение мировой войны, сдерживание агрессивных устремлений НАТО и США.

В этот период были достигнуты успехи в сотрудничестве социалистических стран. В 1971 году СЭВом была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15 - 20 лет. Одним из основных направлений было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Крупными совместными экономическими проектами были строительство нефтепровода "Дружба" и газопровода "Союз", космическая программа "Интеркосмос", строительство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965 г. 8,3 млн.т нефти, в 1975 г. - около 50 млн., а к началу 80-х - 508 млн.т.

Вместе с общим позитивным процессом развития сотрудничества в некоторых странах возникали кризисные ситуации. Такая ситуация, ставившая под угрозу политическую систему, возникла в Чехословакии. Ответом был ввод советских, немецких, болгарских и польских войск в 1968 году и подавление враждебных сил.

Драматично развивались события в Польше. С кризисом начала 70-х годов польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической и политической помощи из СССР, польскому руководству удалось сохранить ситуацию под контролем, причем 13 декабря 1981 года в стране было введено военное положение. Во главе Польской объединенной рабочей партии был поставлен генерал Ярузельский. Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности.

Чехословацкие события негативно сказались на взаимоотношениях стран социалистического блока. Действия СССР были подвергнуты критике со стороны правительства Китая, Румынии, Югославии, Албании.

Со второй половины 1960-х гг. заметные перемены произошли в отношениях СССР с капиталистическими странами, выразившиеся, прежде всего, в так называемой «разрядке международной напряженности». Наиболее яркое воплощение это нашло во взаимоотношениях с США. Сближению двух мировых держав отчасти способствовало достижение ими военно-стратегического (ядерного) паритета. Начало разрядке положил визит президента США Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. В ходе встречи было подписано соглашение об ограничении стратегических вооружений, получившее название ОСВ-I, предполагавшее ограничение для обеих сторон количества межконтинентальных баллистических ракет и ракет, запускаемых с подводных лодок. В Москве также был заключен договор по средствам противоракетной обороны (ПРО). В июне 1973 г. с ответным визитом в США направился Брежнев. В результате встреч лидеров двух держав в 1974-1975 гг. были достигнуты новые договоренности о сотрудничестве в различных областях, в том числе и в совместной космической программе «Союз – Аполлон», реализованной в 1975 г Кульминацией политики «разрядки» явилось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). По итогам встречи была принята декларация, провозглашавшая незыблемость послевоенных европейских границ, отказ от применения силы в международных отношениях и мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела стран-участниц СБСЕ, соблюдение прав человека и т.д.

Дальнейшей нормализации отношений помешала как политика США (разработка и внедрение нового типа стратегических вооружений – крылатых ракет), так и размещение в 1977 г Советским Союзом в Европе ракет средней дальности (РСД-10). Однако в 1979г., после длительных переговоров, все же была достигнута договоренность о подписании договора ОСВ-II, который бы регулировал масштаб вооружений, но введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. привело к срыву ратификационного процесса и новому витку противостояния СССР и США.

Застойные явления, накапливавшиеся в 60-х-80-х гг. в политической и экономической сферах, проявлялись и в культурной, общественной жизни. Курс на десталинизацию и демократизацию общества, характерный для периода «оттепели», при Брежневе был прерван. Систему государственно-политических отношений сложившуюся в этот период в СССР с некоторой долей условности можно обозначить как неосталинизм. Это нашло выражение в таких явлениях как возрастающая бюрократизация государственного аппарата, усиление партийного контроля над всеми сферами общественной жизни, сокращение прав национальных образований, активизация антицерковной политики, усиление цензуры, практика запрета публикаций художественных произведений.

В связи с кризисом сельскохозяйственного производства неуклонно росли цены на продукты. Уже в конце 1970-х гг. в отдельных регионах страны были введены карточки на мясо, масло, колбасные изделия. Уровень жизни населения все больше определялся не уровнем заработной платы, а доступом к спецсанаториям, спецдачам, спецмагазинам и т.д.

В ноябре 1882 г., после смерти Брежнева, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Ю.В. Андропов. В 1983 г. им был начат широкомасштабный экономический эксперимент, направленный на исправление «отдельных деформаций социализма». Однако реформы начались не с экономики, а с «нулевого цикла» - с наведения элементарного порядка и дисциплины на производстве и в обществе в целом. Они были непродолжительными и не затронули экономическую и политическую сферы.

На посту Генерального Секретаря ЦК КПСС его сменил 73-летний К.У. Черненко, приход которого к власти означал отход от курса Андропова. Действительно, при Черненко не происходило новых назначений в Политбюро и Секретариат ЦК; борьба за дисциплину была свернута. 10 марта 1985 г. Черненко скончался.

Положение в экономике и социальной сфере в этот период продолжало неуклонно ухудшаться. Задания 11-й пятилетки, утвержденные в 1981 г., не были выполнены ни по одному показателю. Очевидно, что СССР на тот момент обладал достаточно сильной кадровой базой, многоотраслевой экономикой, располагал запасами многообразного сырья, что давало ему все возможности для достаточного безболезненного реформирования.

В марте 1985 г. Генеральным Секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Уже в апреле 1985 г. новый генсек предложил стране новую политику, получившую вскоре название «перестройка». За годы реформ ее первоначальный замысел неоднократно менялся, соответственно менялись и ее определения. Сегодня с достаточным основанием можно сказать, что «перестройка» - это последняя попытка здравомыслящей части правящей элиты спасти прогнившую советскую систему, соединив «социализм и демократию».


 

Заключение

 

Таким образом, в 60-80-х годах, несмотря на элементы известной демократизации политической жизни общества, продолжали сохраняться многочисленные деформации. Сфера законодательной и представительной власти была формализована. Резко усилилась роль партийно-административной бюрократии. Отсутствовала реальная контрольная деятельность трудящихся. Ослабла самостоятельность общественных организаций. Серьезный кризис поразил и Коммунистическую партию. Советское государство нуждалось в создании новой политической обстановки, в кардинальных политических, социально-экономических и культурно-идеологических реформах, в качественных изменениях всех сфер жизни и деятельности Советского государства.

В экономической области был создан единый народнохозяйственный комплекс, позволивший добиться самых высоких показателей экономического развития за всю историю страны. Советский Союз, имея 5 процентов населения земного шара, производил более 20 процентов мировой промышленной продукции.

В социальной сфере продолжалось улучшение жизни народа, осуществлялось в больших размерах строительство жилья и объектов социально-культурного назначения, повышался образовательный и культурный уровень населения.

Во внешнеполитической области высокий авторитет Советского Союза позволял обеспечивать деятельность Совета Экономической Взаимопомощи - союза социалистических государств, иметь прочные связи со многими освободившимися государствами и развивать отношения с капиталистическими государствами на основе паритета.

В военной области было достигнуто стратегическое военное равновесие между СССР и США, НАТО и ОВД, что способствовало сохранению мира и предотвращению мировой войны.

Вместе с тем, темпы экономического развития стали неуклонно снижаться, подходя к критической черте, многие передовые позиции в научно-технической области оказались утраченными. Первая половина 80-х годов, характеризовавшаяся резким усилением конфронтации с развитыми капиталистическими странами, скачком в гонке вооружений подвела страну к предкризисной ситуации. Социально-экономическое состояние государства показывало, что административно-командная система исчерпала свои возможности эффективного управления гигантским народно-хозяйственным механизмом, назрела необходимость новых реформ.

 


 

Список литературы

 

1. Ю.А. Щетинов «История России ХХ век»

2. В.П. Островский, А.И. Уткин «История России ХХ век»

3. Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов «История России»

4. А. Н. Сахарова «История России»

5. Н. С. Горбачева «Новое экономическое мышление»

6. В.А. Динес, А.А. Воротников «Экономическая история России»

7. А.В. Гончаров, М.В. Калашников «Отечественная история с древнейших времен до наших дней»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: