Курск лекций для студентов колледжей. Почему мы изучаем римское право? Источники, генезис римского права

Курск лекций для студентов колледжей. Почему мы изучаем римское право? Источники, генезис римского права.

 

Вы никогда не задавались вопросом, почему право сложилось так, а не иначе, почему определенные правовые институты носят то или иное наименование?

Почему вступление в должность президента называется инаугурация?

Или, почему мы пишем иск определенным образом? Вы сталкивались уже с этим? Знаете что такое иск? И как он пишется?

Удивитесь насколько формула иска у нас и формула иска в римском праве и иск в английском праве похожи друг на друга. Буквально как две капли воды. Конечно знатоки английской правовой системы будут бить себя в грудь и рвать рубашку, говоря что римское право не оказало влияния на формирование английской правовой системы, не верьте им, они лгут.

Разберемся, почему же все страны мира используют римское право, как основу своей правовой системы?

История римского права имеет почти 2 тыс. лет истории. За этот период Рим проделал огромный путь от маленькой деревни объединявшей 300 семей (ставших потом 300 семействами сената Рима) до города с почти миллионным населением. Что бы понять, почему мы изучаем историю римского права достаточно взглянуть на карты, (Приложение 1 и 2)

И станет понятен весь европоцентризм, который присущ современному миру.

В тот период времени не было страны больше чем Римская империя, и не было города больше Рим, который просто назывался городом. Огромная территория, сотни народов, куча языков. Покоренными народами надо было, как то управлять, как то встраивать их в систему отношений, в экономику. Даже просто разговаривать на одном общем языке. И этому способствовала строгая система норм, которую мы привыкли называть правом. Рим впитывал в себя как губка лучшие примеры правоотношений. На пример ипотеку- придумали греки, международное торговое право евреи. Но изучаем и берем за основу мы именно римское право. Потому что такая огромная империя требовала огромного количества грамотных специалистов. Грамотность была повсеместным явлением. А там где есть строгая система норм и правил не могут не появиться юристы.

Ни Греция, Ни Карфаген, ни Финикия, Ни государства малой Азии не могли образовать что то глобальное  по одной просто причини, они были маленькие, и даже их колонии носили характер родовой экспансии. Для них весь мир был двух полярным. Есть мы- люди, популюс, граждане и все остальные. Например в Афганистане до сих пор существует деление на людей- афгани и гяуров(не людей). Для греков и финикийцев было характерно, что один маленький род выплескивал из себя излишки, которых иногда было даже очень много.(считается что финикийцы открыли Горгады(канарские острова) и первыми обогнули Африку, а там и до Америки недалеко.

Парфия и Китай, Индия хоть и были огромными, но они были направлены вовнутрь. Природные Богатство территории не позволяли развиваться и думать о чем-то, кроме как об утонченных удовольствиях. Хотя если честно в Китае, был период времени(троецарствие), в котором если бы победили легисты, а не конфуцианство, то сейчас мы бы с вами изучали бы китайское право

Шло время, и Рим превратился в Византию, а Европа погрязла в грязном средневековье.

Государства Европы даже в средневековье нуждались в чем-то что бы олицетворяло идею, которая бы объединяла их. А римское право, которое скрепляло их почти 2 тыс. лет стало именно этой обще обьеденяющей идеей. Основной движущей силой стали города Италии, стоящие на важных торговых путях. И тут мы приходим к этапу, который заложил основу римского права под законодательство всех европейских стран, периоду рецепции права. (Стоит быть честным с вами, и самим с собой. Современные исследователи последовательно отказываются от использования термина рецепция римского права в средневековье. Мы же, не будем отходить от пока что устоявшейся традиции и назовем этот период рецепцией римского права, либо еще по другому Периоду глоссаторов. От слова глосса(пометка на полях)

 То что сделали эти люди, заложило основу под то, что связывает мир сейчас.  Это движение не было спонтанным. Оживающая экономика требовала понятных норм, а не понятий. Бандиты не могли править долго. Ну как не могли 600 лет, достаточный срок. Все это время вопросы решались на уровне, слышь пацанчик, ты с какого района.  Поэтому если брать «правды» европейские средневековые нормы и правила, то мы с удивлением видим кровную месть, око за око и прочие вещи, которые римляне не видели уже почти 500 лет.

Весь этот период, Темное Средневековье, эти 600 лет, главным смотрящим по миру, была церковь, она была хранителем и главным решалой.  Она разводила людей краями, решала проблемы чисто конкретно и гребла бабло лопатой. Но так не могло быть вечно. Понятия конечно круто, но церковные заповеди как бы мешают торговле, Не укради это не то, о чем мечтает каждый торговец на рынке

И вот на этом противостояние с церковью, и местными зарвавшимися бригадами родилось новое направление-Интституты, как некоторые центры, где сохраняются и приумножаются знания. Точки, где в твой замок вырастят бухгалтера который посчитает хотя бы до 1000, или юриста, который поможет тебе отжать у соседа мельничку, так что бы не пришел король и не наказал тебя больно.

Процесс появления глоссаторов не был одномоментный.

Вначале 9-10 веков появились первые юридические школы, которые пытались скрестить слона с котом.

Эти школы, возникших в Риме, Павии, Равенне и других городах, в ходе изучения источников действующего права значительное внимание уделялось соотношению римского и местного права, трактовке роли римского права для восполнения пробелов местных обычаев и кодификаций.

И.А. Покровский отмечал, что "в юриспруденции Павийской школы рано образовалось убеждение, что для пополнения лангобардского права следует обращаться к римскому, что римское право есть общее право, lex generalis omnium. С другой стороны, романисты Равенны принимали во внимание право лангобардское. В тех же случаях, когда правовые системы сталкивались между собой и противоречили друг другу, юриспруденция считала себя вправе выбирать между ними по соображениям справедливости, вследствие чего эта справедливость возводилась ими в верховный критерий всякого права. То есть понятия все же господствовали над законом.

Совершенно другую точку зрения исповедовал, институт в Болоньи

Школы глоссаторов существовали в Италии, Франции, Германии. Именно  в болоньи зародились глоссаторы как новое направление. По ее образцу стали появляться и другие университеты. В Италии – Падуя, Пиза, Перуджа. Во Франции – Парижский, Монпелье. Во второй половине XII в. в Южной Франции были составлены собственные руководства для изучения и применения римского права в духе Ирнерия. Несмотря на то, что папа римский запретил в 1220 г. преподавание римского права в Парижском университете (чтобы не было сомнений в единственной ценности церковного права), в правление Людовика IX использование римского права в практике возродилось. Особый свод «Книга правосудия и тяжб» почти на 2/3 состоял из цитат римских источников.

Немного отвлечёмся от римского права, и расскажу вам о том, как сформировалось независимое студенчество в Европе

Возникновение болонской̆ школы права относят к началу преподавания в Болонском университете римского права Ирнерием (иногда называемый Вернерием, Варнерием, Гарнерием)  около 1088 г. по приглашению герцогини Матильды Тосканской̆, друга Папы Григория VII. Эта принцесса, будучи сторонницей папы римского, была против приглашения в свои суды легистов из Равенны, отличавшихся традиционной враждебностью к папскому престолу. Несмотря на это сам Ириней был последователем светской власти и был отлучен от церкви. В последующем благодаря своей приверженности королю, а не церкви, университет получает ряд привилегий. Был принят так называемый̆ Закон «Authentica habita» (первый̆ европейский закон об университетах), наделяющий̆ привилегиями университетских преподавателей̆ и студентов, «…пилигримов из любви к учености». Закон объявлял Болонский̆ университет «имперским вузом».

Среди привилегий самая главная – независимость от церкви. Она была дарована королем в благодарность за отстаивание интересов короны перед церковью.

За что же она получила такие ништяки. Фридрих I Барбаросса пригласил на заседание Ронкальского рейхстага в 1158 г. четырех знаменитых профессоров из Болонского университета, знатоков римского права, которые должны были дать теоретическое обоснование неограниченной̆ власти монарха. Они дали такое обоснование, опираясь на Юстинианову компиляцию, в присутствии представителей̆ Папы Римского и северо-итальянских городов.

(Кстати научно доказано, что Фридрих Барбаросса состоял в переписке с Юрием Долгоруким, и Андреем Боголюбским. Знаете таких деятелей?)

Мы сейчас с вами сильно утрируем, но после такой блистательной победы в юридическом ключе  и северо-итальянские города, и церковные владения попадали в полную зависимость от Императора.  Лишь в 1219 г. номинальной̆ главой̆ университета становится архидиакон Болоньи. Но и тогда могущество университетских корпораций опиралось на несколько основных привилегии:

· право прямого обращения к Папе (т.е. автономную юрисдикцию),

· право на забастовку и уход (что было невыгодно для города с экономической̆ точки зрения),

·  монополию на присвоение университетских степеней̆.

· Привилегия, в силу, которой иностранные студенты стали подсудны профессорам, а не городским судьям. При этом по долгам одного из иностранцев к ответственности могли привлечь его соотечественника.

· Самоуправление, независимость от города.. Эта привилегия раскрывается через организацию ассоциации студентов и преподавателей. Ассоциация студентов формировалась следующим образом:

Студенты из разных стран объединялись в землячества по национальному и географическому принципам (более 20 землячеств). Землячества были объединены в две корпорации или университета (ультрамонтанов и цитрамонтанов). Каждая корпорация ежегодно избирала ректора и совет из различных национальностей, заведовавший вместе с ним управлением и университетской юрисдикцией. Преподаватели в такую студенческую корпорацию не входили.

Преподаватели составляли особую организацию, зависящую от студенчества. Г. Дж. Берман пишет: «Студенческая организация (universitas, корпорация, гильдия) получала от города Болоньи хартию, которая позволяла ей заключать договора с профессорами, регулировать аренду студенческого жилья, определять преподаваемые курсы и охватываемый ими материал, устанавливать длину лекций и продолжительность каникул, регулировать цены на аренду и продажу книг». Профессоры (doctores legentes) выбирались студентами на определенное время, получали гонорар по условию и обязывались не преподавать нигде, кроме Болоньи. Находясь, таким образом, в зависимости от университета и будучи лишь свободными в руководстве занятиями студентов, они могли приобрести авторитет и влияние на слушателей исключительно своими личными качествами и педагогическими талантами. Для того, чтобы стать профессором лицо должно было получить звание доктора (обычно в результате диспута в соборе).

И так, что же такое рецепция:

Рецепция римского права

Рецепция римского права — один из важнейших исторических процессов эпохи феодализма, происходивший в Западной Европе начиная с XII в.

Рецепция (от receptio — «принятие») — восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития.

Предметом рецепции являлось римское частное право. Римское публичное право перестало существовать вместе с падением Рима.

Рецепция римского права обусловливалась:

— высоким уровнем римского права — наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»;

— недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия. Например одалия? Знаете что это такое?

Причины рецепции римского права:

— римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;

— короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

— повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

Рецепция римского права — сложный, многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права.

Этапы рецепции:

1) изучение римского права в отдельных городских центрах Италии. Происходило по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Образовались школы:

— глоссаторов: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов;

— постглоссаторов, для деятельности которых типично приспособление римского права к использованию в судах. Аккурсий в середине XIII в. соединил существовавшие при нем комментарии римского права и создал сводную глоссу (Glossa Ordinaria);

2) распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков;

3) переработка и усвоение достижений римского права.

Римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.

Памятники рецепции римского права:

— во Франции — «Извлечения Петра» (XI в.) и «Брахилогус», «Кутюмах Бовези» (конец XIII в.);

— в Англии — работа Брактона «О законах и обычаях Англии» (XIII в.);

— в Германии — Саксонское зерцало (XIII в.), Германское гражданское уложение (1900 г.), «Каролина» 1552 г. (Constitutio criminalis Carolinae);

— на Руси — Соборное уложение 1649 г.

Вернемся к римскому праву.

Любое право всегда опирается на свои источники.

 

Виды источников римского права:

— обычное право;

— законы;

— плебисциты — акты собрания плебеев без сенаторов. Отличие плебисцитов от обычных законов — плебесциты принимались народным собранием без предварительного обсуждения в сенате по инициативе плебейских трибунов. Закон Гортензия 287 г. до н. э. придал плебисцитам силу законов;

— сенатусконсульты;

— конституции императоров;

— эдикты магистратов;

— ответы юристов.

 

Как и где мы находим следы римского права, если после распада рима прошло столько лет?

1. Надписи на дереве, камне, бронзе (например, «Гераклейская таблица», бронзовая доска, на которой был изложен закон о муниципальном устройстве), на стенах построек (например, надписи, найденные при раскопках г. Помпеи, засыпанного лавой при извержении Везувия в 79 г. н. э.) и т. д. В новое время (начиная со второй половины XIX в.) надписи опубликовывали в специальном издании Corpus inscriptionum latinarum (Свод латинских надписей); над этим изданием поработали историки Моммзен, Дессау, Гюбнер, Гиршфельди др. Наиболее важные с правовой стороны надписи даются в 7 изд. (1909 г.) книги Брунса «Источники римского права» (Bruns. Fontes iuris romani).

 

2. Законы XII Таблиц — свод законов, признаваемый источником всего публичного и частного права, запечатленный в виде медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме. Законы XII Таблиц состояли из разделов: о вызове в суд (таблица I), о вершении исков (таблица II), о долговом рабстве (таблица III), о порядке манципации при сделках (таблица IV), о завещании и семейных делах (таблица V), о пользовании земельным участком (таблица VI), о воровстве (таблица VII), о личном оскорблении — обиде (таблица VIII), об уголовных наказаниях (таблица IX), о порядке похорон и церемоний (таблица X), о публичных делах в городе (таблица XI), о неиспрашивании привилегий (таблица XII). Подлинный и полный текст Законов XII Таблиц неизвестен, известны попытки их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи.

 

 

3. Corpus juris oivilis — кодификация императора Юстиниана.

 

4. Произведения римских юристов, в особенности произведения римских историков: Тита Ливия (конец I в. до н. э. — начало I в. н. э.), Тацита (I–II вв. н. э.), Аммиана Марцеллина (IV в. н. э.); римских антикваров («грамматиков»): Варрона (II–I вв. до н. э.), Феста (I в. н. э.); римских ораторов (в особенности Цицерона, I в. до н. э.); римских писателей: Плавтаи Теренция, в комедиях которых немало указаний на состояние права; лириков и сатириков (Катулла, Горация, Ювенала и др.); философа Сенеки и др.

 

5. Папирусы, изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки — папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения, например на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы — Constitutio Antonina 212 г. н. э. о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.

(раздать листочик с папирусом)

 

Задание;

1) Подготовить формулу иска римского права, английского права и русского. Найти общее, отличия

2) Подготовить образцы судебного приказа, английской системы, русской римской, найти общее частно

3) Провести игру в виде процесса легисакционный процесс, формулярном процессе, экстраординарном процессе.

4) Доклад по современным тенденциям изучения римского права в средневековье (теория Павла Виноградова)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: