Альфред Адлер Опасности изоляции
Сущность человека и смысл его жизни можно понять только из его отношения с другими людьми и из ответов, которые он дает на насущные для общества вопросы. Ценность и значение мысли, действия, гениального достижения всегда основываются только на их вкладе в развитие человечества. Все великие творения индивидуальной и коллективной психики, законы, религия, достижения науки и произведения искусства получали свое значение исключительно благодаря своей постоянной или временной пользе для общества.
Природа немилосердно обошлась с человеком. Даже наша современная культура во всех ее формах по-прежнему недостаточно развита, чтобы можно было наслаждаться спокойным существованием. Процесс, возбуждаемый против нас природой, суров и безжалостен. Напряжение, в которое он нас повергает, бренность всего земного, беспомощность первых лет нашей жизни создают в душе каждого человека настроение неуверенности и неполноценности, из-за которого навязчивым образом развивается стремление улучшить свое положение.
Путь к ослаблению детской неуверенности четко предписан логикой фактов. Он ведет в сообщество людей. Поддержка и чувство сопричастности способны устранить неуверенность ребенка. Поэтому задача воспитания состоит в том, чтобы содействовать процессу «укоренения» и пробудить любовь к этой земле.
Многие дети растут, не обретая корней. Они ведут себя, словно чужаки среди других людей, и отстраняются от решения общих задач. Вариантов — бесчисленное множество. Вместе и порознь они неверно решили свою арифметическую задачу. Жизнь каждого индивида, подобно арифметической задаче, имеет свое решение, заключает в себе абсолютную истину, разве что нам трудно и невозможно рассчитать эту задачу до конца.
Любая значительная ошибка подвергается критике и наказанию природой и внешним миром и препятствует приобщению к обществу и его задачам. Мы связаны с людьми трояким образом и должны считаться с этой связью трояким образом: в обществе, в работе и в любви.
Все, что предстоит нам сделать, предполагает согласие с
целями общества. В соответствии с этим подготовка к жизни
должна происходить уже в детстве. Ребенок не должен расти,
словно чужак среди своего окружения, ему нужно познать его надежность, обрести веру в свои способности и воспринимать свое развитие в направлении общности как ценное и правильное.
Этому развитию легко могут помешать трудности нашей
суетной жизни. В таком случае всегда можно найти причины, которые восходят к самому раннему детству. Они не имеют
объективной природы, хотя и понятны. Они возникают из-за
незрелой, ошибочной позиции ребенка. Это могут быть
органические дефекты, болезни и недуги, и, хотя со временем их
можно устранить, они уже в раннем возрасте создают неизгладимое впечатление о враждебности жизни. Или это могут быть
оправданные или неоправданные ощущения бессердечности,
имеющие те же последствия. Изнеживание также ведет к
чрезмерной привязанности к узкому кругу людей и порождает
парализующую неуверенность по отношению ко всему новому.
Со всеми этими тремя типами детей легко может случиться
так, что они будут чувствовать себя словно в стране врага и
потеряют контакт с жизнью.
Такое отношение к жизни неизбежно связано с чрезмерным
вниманием к собственной персоне, с воинственной установкой и враждебной бесцеремонностью по отношению к другим людям.
Только тогда, когда становится понятной техника эгоцентрической жизни со всей ее неуверенностью в будущем, с недостатком
уверенности в собственных силах, как только она избавляется от
всех уловок и ухищрений с их обесцениванием жизненного счастья и жизненной судьбы других, с ее удушением чувства общности и
тщетным стремлением к усилению собственной власти
варварскими способами, становится понятной изолированность
таких людей и ее аберрация в невроз, фантастику и — при
некоторой сохранной активности — в запущенность, преступление и самоубийство.
Отклонение, отход от путей общности проявляется очень рано и самыми разными способами. Но, пожалуй, ни один из окольных путей маленького ребенка не является столь важной причиной и следствием одновременно, как изоляция, какой бы она ни была — внешней или психической. Правильная подготовка к жизни в
обществе становится из-за этого невозможной. Без сомнения, необходимость такой подготовки сегодня по-прежнему
недооценивается. Она является предварительным условием
общения с людьми, выбора профессии и профессиональной
деятельности, формирования моральных и эстетических чувств, вступления в новые отношения, формирования логических и речевых функций и непринужденного создания дружеских и
любовных уз. Она является также предварительным условием умения терпеть трудности и неудачи в доме, школе и мире.
Однако настоящая подготовка к жизни возможна только в
обществе, точно так же, как обучить плаванию можно только в воде. Небольшие, но очень важные технические детали осанки, движений рук и ног, речевые формы выражения, логика, отношение
к эмоциональной и аффективной жизни и общественно
приемлемые формы удовлетворения влечений усваиваются только
в самом обществе. Поэтому необходимо как можно раньше со
всеми полезными мерами предосторожности знакомить ребенка с
требованиями самых разных сфер жизни и препятствовать его
изоляции.
В практической жизни это требование должно принять такую
форму, чтобы ребенок уже в семье не встретил препятствий в
присоединении к ее членам ни вследствие равнодушия, ни из-за односторонней привязанности к одному из родителей. Споры между родителями, пререкания и ссоры так же мешают
налаживанию контактов, как и давление навязанного авторитета. Принуждение, придирчивость и препятствование
самостоятельному развитию точно так же ведут к неуверенности и малодушию ребенка и делают его менее общительным. Вместе с
тем тенденция семьи к изоляции, малодушие матери или отца, а
также их страх перед будущим легко лишают ребенка веры в себя и наносят ущерб его способности вступать в контакты. Это
малодушие может охватывать любые классы, нации или
государства.
Образ изолированного ребенка не всегда легко распознать.
Смысл изоляции почти никогда не осознается. Этих робких,
нерешительных, замкнутых детей, которые ни с кем не дружат или дружат только с теми, кто позволяет над собой командовать,
которые зачастую беспрерывно читают книги и предаются
мечтаниям, не так-то просто подвигнуть к сотрудничеству и
солидарности. Их тщеславие и чувствительность непомерно велики и делают их непригодными для общих игр. Они всегда
демонстрируют мужество только в фантазии или для бравады. Но
уже при небольших затруднениях и неудачах они тут же идут на
попятную и легко впадают в малодушие. Отговорки, ложь и
уклонение от действий под разными предлогами часто встречаются как признак плохого приспособления к требованиям общества,
равно как и ощущение странности происходящего, свербящее
недовольство, нетерпение и недостаточное понимание ближних. Их жизнь кажется нам чужой, да и сами они со своим мелочным
самолюбием ощущают себя чужими на этой земле, словно считают себя созданными только для высших сфер.






