Философская позиция в медицине

Философская позиция в медицине

Медицинское знание в современную эпоху становится важнейшим феноменом культуры, от которого зависит сохранение физического и психического здоровья людей, перспективы развития цивилизации.

Анализ философско-методологических оснований медицины – это прежде всего выяснение отношения к философии как специфическому знанию, как мировоззренческой и общеметодологической основе медицины. Общеизвестно, что философско-методологическая культура – основная предпосылка научно-исследовательского и практического успеха.

Философская позиция в медицине – это определённое понимание гносеологических и ценностно-нормативных оснований медицины, её норм и идеалов, а также понимание оснований самого медицинского знания в самых различных контекстах – борьбы материализма и идеализма, эмпиризма и рационализма, диалектики и метафизики. Наконец, понимание сущности человека, выступающее как философское и методологическое основание медицины, также необходимо искать в философских концепциях эпохи.

Для философии прежде всего представляет интерес присущее медицинскому знанию своеобразие. Это связано с тем, что здесь соединяются воедино биология и антропология, социогуманитарные, технические и естественно-научные знания, образующие специфическое единство. Наряду со знанием теоретических основ биологии, социологии и других наук для учёного-медика большое значение имеют знание ценностных ориентаций, философско-методологических оснований и методическая вооружённость. Это обусловлено усложнением тех закономерностей жизнедеятельности человека в норме и паталогии, которые изучаются медициной и смежными науками на современном этапе. Медицинское знание, как и любое знание, социально обусловлено, является неотъемлемой частью определённой эпохи, вписывается в культуру общества, переплетаясь, соединяясь с другими его элементами, в частности с философией. Как известно, на развитие естествознания и медицины XIX-XX вв. сильное влияние оказали марксистская философия, естественно-научный материализм, различные формы позитивизма и аналитической философии, феноменология, экзистенциализм, философская антропология и другие течения.

Особое место в философии медицины принадлежит разработке проблем социально-медицинского знания, на основе которого формируется современная социальная медицина. К кругу таких вопросов относятся, например, проблема взаимодействия культурно-исторических типов общества и типов здравоохранения в обществе (например, влияние капитализма и социализма на решение проблем общественного здоровья, социальную профилактику и организацию здравоохранения, т.е. на социальную медицину). Наконец, влияние научной революции, техники и индустриализации, экономики и демографических процессов на развитие медицины и здравоохранения. «Болезни индустриализации» (например, связанные с ухудшением экологии), «болезни цивилизации» (например, стресс или гиподинамия), проблемы эволюции заболеваемости и болезней в обществе – всё это проблемы философии медицины.

Общеизвестно, что в медицине методологической основой выступал механицизм (– односторонний метод познания и соответствующее ему мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды движения) и биологизм (- о дно из направлений в социологии, сводящее сущность общественных отношений только к биологическим процессам и явлениям), нозологизм (Нозоло́гия (др.-греч. νόσος «болезнь» + λόγος «слово, учение») — учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медицины: познание структурно-функциональных взаимосвязей при патологии, биологические и медицинские основы болезней), организмоцентризм и популяционный подход. В современной медицине важную роль играют правильное решение психосоматической проблемы (взаимовлияние психики и тела: психические травмы ухудшают здоровье тела и ухудшение телесного здоровья влияет на психику), соотношения биологического и социального.

Кроме того, в медицине начал формироваться синергетический подход. Синерге́тика (от греч. совместная деятельность)—междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.

С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как  «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций.

 Синергетика исследует самоорганизацию систем. При этом здесь под самоорганизацией понимается спонтанный переход открытой неравновесной системы от менее сложных и упорядоченных форм организации к более сложным и упорядоченным. Длительное время в науке доминировало представление, что самоорганизующиеся процессы присущи лишь живым системам, а системы неживой природы способны только к само дезорганизации. Но тогда трудно понять, как из систем неживой природы могут возникать системы живой природы. Самоорганизация присуща и тем и другим. Бесспорным условием самоорганизации является открытость системы. Открытая система – это система которая обменивается с внешней средой веществом, энергией и информацией. В такого рода системах использованная энергия рассеивается в окружающей среде, а взамен её поступает новая энергия из окружающей среды (поэтому подобные системы или структуры называют диссипативными с англ. «рассеивающие». Диссипативные структуры связаны с возникновением порядка через флуктуацию. Флуктуации – это случайные отклонения величин, характеризующих системы, от их среднего значения. В равновесных системах они подавляются, а в неравновесных усиливаются и расшатывают порядок (структуру) характерный для системы. В результате этого возникает неустойчивость и появляется особая точка перехода, которую называют точкой бифуркации или точкой разветвления. Какую из возможных структур выберет система, по какому пути пойдет её дальнейшее развитие или даже произойдет её распад – все это зависит от случайных факторов и заранее предсказать нельзя. После того, как система «сделала выбор» т.е. пришла к какому-то новому устойчивому состоянию возврат к прежнему состоянию стал невозможен. Развитие таких систем характеризуется необратимостью (один из физиков, с своеобразным юмором, проиллюстрировал необратимость так: «если из аквариума сварили суп, то из супа вернуться вновь к аквариуму невозможно») Т.о. развитие невозможно без ликвидации равновесия, устойчивости. Более того, длительное пребывание системы в изолированном, устойчивом состоянии ведет к её дезорганизации и разрушению).

В современных методологических исследованиях актуальной является проблема объекта и предмета медицины. В медицине её решение имет принципиальное логико-методологическое и практическое значение. Ещё не преодолены попытки её сведения к клинической, а ещё уже – к диагностической деятельности, к распознанию и описанию симптомов, синдромов, отдельных свойств и признаков. Этот подход объективно связан с таким пониманием объекта и предмета медицины, которое ведёт к превращению последней, по существу, в эмпирическую науку, к отрыву (и даже к абсолютизации) эмпирических исследований от методологических и теоретических разработок. В медицине длительное время общепринятой была точка зрения, согласно которой её знания основывались прежде всего на биологии и физиологии. Складывалось искажённое представление об объекте и предмете медицины, ограничивались возможности теоретического обобщения, ослаблялась связь теории с практикой здравоохранения. Например, не уделялось должного внимания изучению индивидуального и общественного здоровья и проблем профилактики.

В самом общем виде к пониманию предмета медицины можно подойти через закономерности, законы, что указывает на тенденцию к большей теоретизации предмета медицинской науки. Подлинно научное определение объекта и предмета медицины становится возможным на сравнительно высокой ступени её развития с возникновением нормальной и патологической физиологии, теоретической биологии, дисциплинарного деления медицинского знания и базирующихся на этой основе современных теоретических концептуальных схем и научных программ.

Специфика медицины как науки, основывающейся на естественно-научных и социально-гуманитарных знаниях, накладывает отпечаток на понимание её объекта и предмета.

Предельно широкая постановка вопроса об объекте медицины как науки позволяет в качестве такового считать природу, общество и сознание, духовную жизнь. Предметом медицины в этом случае является их саногенное (оздоравливающее) и патогенное влияние на человека, профилактика заболеваний, диагностика, лечение и реабилитация.

Исторически наиболее ранним подходом к пониманию объекта медицины являются определения, вытекающие из гуморального (В медицине относящийся к жидким внутренним средам организма; также осуществляемый через жидкости тела (кровь, лимфа, тканевая жидкость) и солидарного подходов (в медицине – учение, согласно которому сущность болезней заключается в нарушении соотношения и характера движения твёрдых частиц организма. Восходило к учениям др.-греч. философов Демокрита, Левкиппа и Эпикура, объяснявших всё сущее свойствами частиц материи, их движения и взаимодействия), сторонники которых считали, что объектом медицины является организм человека. В рамках этих подходов понималась как деятельность, направленная не только на излечение человека, но и на предотвращение болезней, укрепление здоровья и продление его жизни. Именно такое понимание медицины мы видим в трудах Гиппократа, Авиценны и других известных врачей-мыслителей. Среди современных медиков и философов имеет распространение, по существу, такой же подход – медицина изучает здорового и больного человека на организменном, психическом, а также на социальном уровнях с целью диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Более глубокий подход к объекту и предмету медицины связан с углублением и развитием идеи древних о связи организма и среды. Благодаря такому подходу становится возможным учёт внешних социальных и экологических факторов в их этиологическом (Этиоло́гия — раздел медицины, изучающий причины и условия возникновения болезней. В профессиональной медицинской среде термин «этиология» употребляется также как синоним «причины» (например, «грипп — заболевание вирусной этиологии») и патогенетическом (Патогенетические факторы - это исключительно внутренние факторы (физиологические и патологические), которые определяют развитие болезни) значении, возникает популяционный подход. Из сказанного может быть сделан вывод об усложнении, углублении понимания объекта и предмета медицины.

Важной философской и методологической проблемой является классификация медицинских наук. Известно традиционное деление наук на естественные, общественные и технические, а также на фундаментальные и прикладные. Конечно, такого рода классификации относительны, ибо в условиях НТР имеется достаточно большое количество наук, находящихся на стыке или активно обменивающихся идеями и методами друг с другом. Медицина является наглядным примером такого рода относительности классификации наук: о ней говорят и как о науке, и как об искусстве, акцент делают то на её теоретичности, то, напротив, на её эмпирическом характере. Постоянно подчёркивают, что она находится на стыке между естественными и общественными науками.

В медицинских науках имеют место взаимосвязанные процессы дифференциации и интеграции, ведущие, с одной стороны, к формированию и развитию новых дисциплинарных единиц медицинского знания, а с другой стороны – к междисциплинарному синтезу (например, генная иммунология).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: