double arrow

Преступления коррупционной направленности и борьба с ними.

1

Преступления коррупционной направленности и борьба с ними.

Довольно часто каждый из нас слышит, что коррупция - это «бич современности», но разберемся, что же такое коррупция и почему она является «бичем современности»? Сам термин имеет латинские корни и обозначает «портить», corrumpere. А словарь Ожегова дает следующее определение, коррупция – это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. Довольно сжатое определение, а вот Федеральный Закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" дает более развернутое понятие. Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. А также данные от имени или в интересах юридического лица.

Однако далеко не все обыватели знают такую точную интепретацию данного термина, проведя опрос среди студентов г. Пензы, выявили, что для 53% опрошенных, абсолютное большинство, считают коррупцией взяточничество, использование должностного положения в личных, корыстных интересах. Что позволяет сделать вывод о самых актуальных направлениях коррупции для населения. Хотя борьба с коррупцией и является сейчас национальным интересом Российской Федерации, что подтверждается принятием Указа Президента РФ от 11 апреля 2014 г. N 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы" и высказываниями Владимира Владимировича о возможном ужесточении наказания за преступления коррупционной направленности на Совете при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека 14 октября 2014 года, однако, возвращаясь к опросу, более чем 54% опрошенных считают, что меры по борьбе с коррупцией в России неэффективны.

Основной причиной, по которой население не верит в борьбу с коррупцией, являются, бесспорно, коллизии в праве, большое количество нормативно-правовых актов, запутанность и сложность правовых норм. В один только Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вносились изменения уже 18 раз. А возможность «отмыва» денег до сих пор существует. «За 9 месяцев 2014 года по итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты выявлено порядка 400 нарушений законодательства о закупках на общую сумму около 112 млрд. рублей», - сообщил Максим Рохмистров, аудитор Счетной Палаты Российской Федерации. Статистики за 2015 год еще нет, но число нарушений законодательства при такой тенденции вряд ли уменьшится.

Также интересной лазейкой в антикоррупционном законодательстве, а в частности, в Указе Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", по которому, казалось бы, все финансовые потоки служащих будут на виду, однако, в законодательстве нет ни слова про электронную коммерцию, а именно, про электронные кошельки, на которых можно хранить серьезные суммы и обналичивать их в дальнейшем через 3-х лиц. К примеру, на самой популярной электронной системе расчётов «WebMoney» можно хранить неограниченное количество финансов, единственным ограничением будет служить только лимит пополнения счета в день, не более 150000 руб. в сутки и не более 2000000 руб. в месяц. И служащий вообще не отчитывается за этот счет, на котором могут храниться миллионы...

Аналогичная ситуация происходит и с наличными денежными средствами, они также не подлежат учету. Да, большинство служащих боятся сейчас открыто брать взятки наличными, но статистика все равно заставляет задуматься, по словам Руководителя Администрации Президента Сергея Иванова: «За 9 месяцев 2014 года за коррупционные преступления осуждены 8 тысяч человек, из них 45 - депутаты и кандидаты в депутаты, 1200 - гражданские служащие, столько же - работники государственных организаций». Да и недавний случай с губернатором Сахалинской области лишнее тому доказательство.

Также интересным аспектом является непредставление сведений о доходах и расходах совершеннолетних детей служащих. Что интересно, несовершеннолетние облагаются декларацией, а их совершеннолетние старшие братья и сестры нет. И в ближайшее время декларировать свои доходы им не придется. На встрече Сергея Иванова, Ларисы Брычёвой и Евгения Школова с представителями СМИ Сергеем Ивановым было сказано, что: «Нам вообще не надо забегать вперёд, нам надо выполнять то, что хотя бы определено на сегодняшний день законом. Добиться чёткости, неукоснительности, неотвратимости наказания. Понимаете, расширять до бесконечности тоже опасно. Во‑первых, это какой контролирующий аппарат должен быть, чтобы 5–6 миллионов человек декларации проверять!» А значит, пока эта лазейка открыта ей будут пользоваться.

Что можно изменить при текущем положении дел? Актуальным решением будет ужесточение уголовного законодательства за преступления коррупционной направленности. Для начала хотелось бы затронуть статью 44 Уголовного Кодекса Российской Федерации, которая устанавливает виды наказания на территории РФ. Где до 2003 года был закреплен очень действенный вид наказания, а именно конфискация имущества. Но после внесение изменений в УК РФ Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ, пункт «ж», утратил силу. Однако, если применить данный вид наказания к преступлениям коррупционной направленности результат будет виден очень скоро. Но данный вид наказания следует применять и на членов семьи осужденного: на супругу/супруга, совершеннолетних детей. Да, данная норма будет негуманной, довольно жесткой, но результат она принесет. Так как когда служащий, украв миллионы, получает условный срок, вряд ли исправится, да и цель уголовного наказания в виде восстановления социальной справедливости не будет достигнута. А вот когда на кону все личное имущество служащего и его родственников, то многие служащие задумаются, участвовать ли в коррупционных схемах или нет. Вводить конфискацию только на имущество служащего будет бессмысленно, так как и так ежегодно вскрываются факты, когда служащие переписывали свое имущество на родственников. А при конфискации со всех уйти от справедливого наказания будет проблематично. Также следует добавить, что вводить данную норму желательно в виде дополнительного наказания по отношению к основному виду наказания в виде лишения свободы, санкция получится очень жесткой, зато действенной. Но, вводя данную норму, нужно идти далее и вводить ее для всех субъектов, а не выводить в специальный субъект только для государственных и муниципальных служащих. Так как при принятии данной нормы резко возрастет уровень коррупции в правоохранительных органах и судебной системе, что вполне логично. Служащему гораздо проще и удобнее дать взятку судье или сотруднику и отделаться штрафом, условным сроком или лишением свободы, в зависимости от тяжести преступления, чем получить реальный срок вместе с конфискацией всего имущества. И если не урегулировать этот вопрос, то норма просто не будет действовать. Введение данной санкции будет актуально для ч. 4-6 ст. 290 и ч. 4-5 ст. 291, которые квалифицируются, как тяжкие преступления.

Если пойти дальше в борьбе с коррупцией, то будет рационально ввести пожизненный запрет на занятие должностей для всех служащих за совершения любых преступлений коррупционной направленности. Благодаря данной санкции можно реально снизить уровень коррупции не только в органах государственной власти, но и в судебной системе, правоохранительных органах, прокуратуре. При наличии данной санкции в ст. 285-293 УК РФ отношение служащих к коррупции начнет меняться, так как даже за небольшую взятку служащий лишится данного звания на всю жизнь. Аналогично и с сотрудниками правоохранительных органов, прокуратуры, судов, где данная норма будет даже более актуальной и полезной.

Ну и если уничтожать коррупцию до конца, то введение смертной казни за ч.5-6 ст. 290 и ч.5 ст. 291, которые квалифицируются, как особо тяжкие преступления, было бы очень сильным фактором в борьбе с коррупцией. Для России данный опыт пока нов, но если рассматривать опыт наших соседей из Китайской Народной Республики, которые с 2000 по 2010 год расстреляли за коррупцию около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10-20 лет заключения. И данный опыт можно считать успешным, так как за 10 лет исследований независимой неправительственной организацией Transparency International, Китайская Народная Республика в 2014 году находилась на 100 месте из 175 стран-участников в сфере коррупционных проявлений. Для сравнения Россия с куда более нетерпимым отношением к коррупции находится на 136 месте, ухудшив свой результат на 9 позиций по сравнению в 2013 годом.

Данные методы помогут России начать действительно успешно бороться с коррупцией, да, данные методы негуманные, очень жесткие, возможно, будут встречены негативно за рубежом. Но только использую жесткие меры, мы сможем спасти нашу страну от «гнили» взятничества и коррупции и только тогда Россия сможет вздохнуть свободно!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: