Проблемы в использовании земель, возникшие в ходе земельной реформы

Проблемы в использовании земель, возникшие в ходе земельной реформы.

Большая часть земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время не может находиться в обороте, поскольку кадастровые работы не проведены и земельная собственность находится без надлежащего правового оформления. К тому же, около 80 процентов собственников земельных долей непосредственно не заняты в аграрном производстве.

Неурегулированность прав на земельные доли, использование их преимущественно на основе краткосрочных договоров аренды приводят к многочисленным нарушениям прав собственников земельных долей, возникновению земельных споров, повышению социальной напряжённости на селе. Организации, созданные на базе бывших колхозов и совхозов, в процессе реорганизации оказались без земли. Они должны были сформировать земельные ресурсы заново, привлекая участки и земельные доли, находящиеся в собственности граждан и государства.

Однако большинство сельскохозяйственных организаций не имеют финансовых возможностей для того, чтобы подготовить землеустроительную документацию, оплатить работу по оформлению сделок с собственниками земельных долей и участков. Как правило, доходы этих организаций не позволяют им платить высокую арендную плату или купить земельные доли и участки. Сельское хозяйство сегодня, не смотря на улучшившуюся в последние годы экономическую ситуацию, имеет сотни миллиардов долгов.

Появился своеобразный бизнес, когда дельцы, пользуясь тяжелым положением крестьян, обогащаются на скупке у собственников земельных долей за бесценок (часто, заключая фиктивные договоры дарения, чтобы обойти преимущественное право покупки сособственников и субъектов Российской Федерации), а затем переводят выделенные в счет этих долей земельные участки в земли других категорий (земли поселений, земли промышленности и т.п.), для дальнейшей перепродажи. Часто земля попадает в собственность так называемых рейдеров. Подобные махинации способны подорвать экономику даже эффективных сельскохозяйственных организаций. В связи с этим одна из главных задач государства – пресечь спекуляцию сельскохозяйственными угодьями. Все это обязывает закрепить в законе правило, согласно которому лицо, выделившее земельный участок за счет земельных долей, не имеет права в течение определенного времени, например пяти лет, обращаться с ходатайством о переводе его в категорию земель несельскохозяйственного назначения. Купил землю сельскохозяйственного назначения – значит, должен на ней организовать именно сельскохозяйственное производство. Такой порядок, может быть, «остудит пыл» тех коммерческих организаций, которые не собираются использовать землю для ведения сельскохозяйственного производства.

Так же серьезной проблемой является юридическая безграмотность работников Кадастровой палаты, которая порождает огромное количество неоснованных на законе отказов в постановке выделенных земельных участков на государственный учет. Работа данной службы организована так, что появляется впечатление, будто она направлена на то, чтобы найти причину отказать заявителю, а не обеспечить возможность узаконить существование его земельного участка. Возможно что постоянная перестройка, а точнее «перетряска», которая идет в этой российской службе все годы реформы, порождает такой безответственный подход ее работников к квалификации своей деятельности и к имиджу службы в целом. И если государство не наведет здесь хоть какой-то элементарный порядок, все остальные меры по активации земельной реформы дадут мизерный результат.

В начале ее осуществления такую неэффективность еще как-то можно было объяснить – все учились работать в рамках нового Земельного кодекса и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также нового федерального законодательства о землеустройстве и кадастровом учете земель; то сейчас ситуацию торможения земельной реформы со стороны этой службы государству следует тщательно проанализировать и найти необходимые законодательные решения по адекватной рихтовке их организационной деятельности в этом направлении, если у правительства действительно есть политическая воля в разумные сроки закончить земельную реформу на селе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: