Особенности предпринимательской деятельности

Особенности предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность как особый вид деятельности

Определение 1 Основы предпринимательской деятельности – это важнейшие принципы и правила осуществления предпринимательской деятельности. Прежде чем рассматривать основы предпринимательской деятельности, следует четко определить, из каких компонентов состоит сама предпринимательская деятельность и что она собой представляет.

Определение 2 Под предпринимательской деятельностью понимают особый вид человеческой деятельности, основанной на ответственности, инициативе, инновационности и осуществляемой на свой страх и риск с целью извлечение прибыли. В основе предпринимательской деятельности лежит предпринимательская идея.

Определение 3 Предпринимательская идея – это принимающий материализованную форму результат мыслительной деятельности, воплощающийся в ходе осуществления предпринимателем экономической активности благодаря совмещению потребностей рынка и возможностей предпринимателя. Благодаря использованию природных качеств, умения комбинировать факторы производства и реализовать новые коммерчески успешные идеи предприниматель получает доход от управления – так называемый предпринимательский доход.

Введение

 В последнее время пересматривается роль бизнеса в российском обществе и значение предпринимателя:

1. Низкий вклад от малого предпринимательства в национальную экономику, особенно на местном уровне. По ключевым показателям роли и вклада предпринимательства в национальную экономику Российская Федерация отстает не только от развитых, но и развивающихся стран, в том числе БРИКС. Так доля малых предприятий в ВВП России, как и занятость населения на таких предприятиях, чрезвычайно малы по сравнению с аналогичными показателями экономически развитых стран. В настоящее время российская экономика далека от достижения целевых показателей развития предпринимательства (Согласно вступившей в июне 2016 года Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года Правительство планирует увеличить долю некрупных компаний в российском ВВП до уровня развитых стран, то есть удвоить – до 40%). На активизацию будущих предпринимателей и поддержку существующих (органы поддержки и регулирования предпринимательства, институты развития предпринимательства: акселераторы, инкубаторы и др.) государство прямо и косвенно тратит миллионы бюджетных денег. Количество государственных объектов инфраструктуры содействия бизнесу и предпринимательской инициативе за два последних года выросло на 12%.

2. Повышенный интерес россиян к предпринимательству слабо трансформируется в создание нового и развитие функционирующего бизнеса. С одной стороны, в России существует более высокий уровень желания и готовности к предпринимательству. Из всех возрастных групп в России именно у молодежи наибольшая готовность к предпринимательству. Об это свидетельствуют результаты исследования готовности населения России к предпринимательству. Проект «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов (GUESSS)» по результатам опросов российских студентов (4578 человек) выявил следующее: - большинство студентов – как в России, так и в других странах – планируют получить работу по найму сразу после окончания обучения (более 75%); - создать свой бизнес с нуля в России готовы чуть более 9% студентов, что выше международного показателя практически на 3%; - однако спустя 5 лет после окончания вуза разница в планах становится более заметной: число желающих стать предпринимателями среди российских студентов возрастает с 9 до 53%, а в международной выборке – с 6 до 31%. То есть согласно данному исследованию в России сильнее проявляется готовность к предпринимательству, чем в большинстве исследованных стран.

 5 С другой стороны, такая повышенная готовность к предпринимательству у россиян воплощается в реальность значительно хуже. Другой международный проект «Исследование глобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor – GEM)», который оценивает все возрастные группы трудоспособного населения, а не только студентов, в очередном отчете подтвердил, что в России планируют открыть собственное дело в ближайшие три года 4,7% респондентов – это самый низкий показатель среди стран-участниц проекта (70). В странах БРИКС он составил в среднем 22%, а в странах Восточной Европы – 21%. То есть готовность к предпринимательству в России сильно зависит от возраста, что в частности объясняется историческими особенностями становления предпринимательства в нашей стране. Если в среднем по всем возрастным группам в России процент существенно меньше, то среди студентов напротив выше. А у работающей молодежи готовность к самозанятости первые годы еще существенно возрастает. Поэтому чтобы не терять предпринимательский потенциал инициативных граждан необходимо формировать у молодежи современные предпринимательские компетенции. Предполагаемый практикум базируется на самых последних методологических положениях теории предпринимательства и стартап-экосистемы (Business Model Generation, Customer Development, Lean Startup и др.), а также авторском подходе по определению сущности процесса появления новых предпринимателей. Практикум предназначен для студентов, обучающихся основам предпринимательства. Цель изучения состоит в том, чтобы познакомить студентов с содержанием предпринимательской деятельности и сформировать умения производить необходимые подготовительные действия по организации предпринимательства, расчеты, регистрационные процедуры, выстраивание бизнес-процессов и последующее совершенствование бизнеса. Выполняя задания, практикум научит находить ответы на основные вопросы, стоящие перед начинающим предпринимателем и позволит приобрести практические знания и умения, необходимые в предпринимательской деятельности:

 1. Какой бизнес создавать?

 2. Что потребуется для создания бизнеса?

 3. Будут ли покупать?

 4. Будет ли бизнес прибыльным?

 5. Как будет работать бизнес?

6. Где взять деньги на бизнес?

 7. Как зарегистрировать бизнес?

 Последовательное выполнение следующих 10 практических заданий и упражнений позволит студенту разработать и оформить собственный бизнес-проект:

 1) поиск, оценка и выбор бизнес-идеи;

 2) составление бизнес-модели;

 3) исследование рынка;

 4) составление финансовой модели;

 5) разработка бизнес-плана;

6) поиск источников финансирования;

 7) осуществление государственной регистрации субъекта предпринимательства.

 Формирование предпринимательских компетенций может способствовать активизации положительных эффектов от развития собственного предпринимательского потенциала: инициативные граждане быстрее и эффективнее найдут приложение своим предпринимательским способностям, сформируют более адекватные ожидания от занятий собственным бизнесом.

Домашнее задание:

Заполнить таблицу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: