Неоабсолютизм в Венгрии и заключение австро-венгерского соглашения 1867 г

10. Неоабсолютизм в Венгрии и заключение австро-венгерского соглашения 1867 г.

После подавления революции в Венгрии начался период жесткой реакции. Страна управлялась непосредственно из Вены министром внутренних дел Австрии Александром Бахом и его чиновниками, которых народ называл «баховскими гусарами». В Венгрии активно действовала тайная полиция, которая. Было ликвидировано городское, муниципальное самоуправление.

Австрийская реакция лишила Венгрию всех завоеваний революции, за исключением одного: антифеодальное аграрное законодательство продолжало действовать. 1853 г. – издан Урбариальный патент Баха ознаменовал собою начало процесса завершения аграрных преобразований: начался обмер бывших крепостных наделов, а также установление и выплата компенсаций помещикам. Урегулирование аграрных отношений завершилось в основном к началу 1870-х гг., а в Трансильвании — в первые десятилетия XX в. В результате отмены крепостничества в руках крестьян оказались миллионы хольдов земли, причем большая часть за государственный выкуп, что выгодно отличало Венгрию. Культура земледелия все еще оставалась на низком уровне: господствовало трехполье.

Разнообразен и широк спектр сопротивления, которое охватило все слои венгерского общества: в деревне повсеместное неповиновение, дворянство последовало за своим лидером Фе. Деаком и ударилось в «пассивное сопротивление» (саботаж, невыполнение поручений, отказ от должностей). Уже в начале 1850-х гг. стало ясно, что неоабсолютизму не удастся сломить венгерский дух.

Неустойчивым, слабым и непрочным являлось и международное положение монархии. Империя оказалась в полной международной изоляции, это вызвало крушение режима Баха. Программа Кошута, разработанная в 1850-51 гг. предусматривала самоуправление комитатах и городах, причем официальным языком в них признавался язык большинства населения. Основным недостатком этого и последующих эмигрантских планов был отказ от права самоопределения народов Венгрии (сами венгры за свою независимость, но немадьярским народам не желали ее давать, право на автономию признавалось только для Хорватии-Славонии). Кошутская программа не понравилась господствующим классам Венгрии: они не хотели выхода из империи и ее разрушения, им нужна была самостоятельность и конституция, но в империи.

Поражение в войне 1859 г. положило начало глубокому кризису всей монархии. Спустя неделю после подписания перемирия император обнародовал манифест, в котором давал обещание осуществить административно-конституционные реформы в духе времени. По замыслу венского двора решение венгерского вопроса также должно было вывести империю из кризиса. Накануне реформ Венгрию охватила волна демонстраций в честь реформаторов Казинци, Сечени, революционера Гарибальди.

апрель 1860 г. - император отменил указ о разделении Венгрии на пять административных округов, объявив о своем намерении созвать Государственное собрание Венгрии и комитетские собрания.

октябрь 1860 г. - при решающем участии венгерских консерваторов-аристократов был подготовлен проект новой конституции, обнародованный императором под названием Октябрьского диплома:

•      восстановил законодательные учреждения — сеймы, ландтаги — стран и провинций империи; их права в местных делах были расширены.

•      наибольшие уступки - Венгрии: ликвидирована «Сербская Воеводина», восстановлена комитатская система, а венгерский язык объявлен официальным языком.

Но план спасения империи с использованием Венгрии наибольшее сопротивление встретил именно в этой стране. Движение сопротивления приняло массовый характер.

февраль 1861 г. - новая, централистская конституция — Февральский патент: превращение рейхсрата в двухпалатный парламент, состоящий из палаты господ и палаты депутатов, избираемой сеймами и ландтагами провинций (стран). 343 места в палате распределялись следующим образом: Венгрия — 85, Трансильвания — 25, Хорватия-Славония — 9, Венеция — 20, Чехия — 45 и т. д. Венгры вновь единодушно отвергла Февральский патент, причины: готовы были договориться с династией и Австрией на основе восстановления конституции 1848 г.; также необходимо признать абсолютное равенство Венгрии с Австрией.

август 1861 г. – император распустил Государственное собрание; было отменено комитатское самоуправление, комитатами стали руководить императорские комиссары; набор рекрутов и взимание налогов производились насильственно; в Венгрии вводилось военное положение.

Обстановка накалялось. Чтобы прийти к компромиссу, по поручению императора был установлен тайный контакт с Деаком в целях выяснения условий возможного австро-венгерского соглашения.

6 апреля 1865 г. - Деак опубликовал знаменитую «пасхальную статью»: готовность Венгрии пойти на соглашение, если ей будет позволено жить по ее собственным законам. «Пасхальная статья» открыла путь к прямым переговорам и публичным дискуссиям, в центре которых стояли вопросы о положении Венгрии в империи. Июнь 1865 г. – сформировано новое правительство Белькреди, поставившее перед собой цель подготовить соглашение с Венгрией. Франц Иосиф прекратил действие Февральского патента и созвал Государственное собрание. Процесс переговоров остановился на время австро-прусской войны. Август 1866 г. – переговоры продолжились, но снова зашли в тупик из-за неуступчивости Белькреди. Февраль 1867 г. - главой кабинета стал Бойс, занимавший более либеральную позицию. Венгерскую делегацию возглавил граф Дюла Андраши.

17 февраля 1867 г. - по рекомендации Деака император назначил Д. Андраши главой ответственного правительства Венгрии=> единая Австрийская империя превратилась в двухцентровую дуалистическую Австро-Венгрию. Австро-венгерское согласие было достигнуто. Шестьдесят девять статей соглашения (Закон XII от 1867 г.) были ратифицированы венгерским Государственным собранием 20 марта.

Они сделали империю Габсбургов дуалистическим конституционным государством. Империя была разделена на венгерскую часть – Транслейтанию (земли, расположенные восточнее реки Лейты: Венгрия, с автономными Хорватией и Славонией, Трансильвания, сербские, словацкие и итальянские земли) и австрийскую часть – Цислейтанию (земли, расположенные западнее реки Лейты: Австрия, чешские, польские, словенские земли и герцогство Буковина).

Обе части империи получали суверенитет в ведении внутренних дел. Каждая часть имела избираемое и независимое правительство, собственную систему государственной администрации, суда и юстиции. Австрийские законы были объявлены недействующими на территории Венгрии.

Квинтэссенция системы заключалась в наличии двух независимых друг от друга и ответственных перед собственными парламентами правительств и третьей, особой структуры, созданной для урегулирования вопросов и управления делами, отнесенными к разряду «общих» дел. Общими признавались дела внешние и военные, для ведения которых были созданы три общих министерства — иностранных дел, военное и— финансов —для финансирования исключительно деятельности обоих министерств. Все три министерства имели министров, которые назначались и увольнялись императором-королем и подотчетны были только ему. Общие министры не имели права вмешиваться в дела обоих правительств и, более того, должны были согласовывать свою политику и действия с ними.

Существовали парламентские структурыделегации, каждая по 60 депутатов, выделялись двумя парламентами. Заседали отдельно и общались между собой исключительно письменно. Созывались они монархом для утверждения бюджетов общих министерств, контролировали их работу, поскольку министры регулярно выступали перед ними с отчетами.

Для определения доли участия каждого из двух государств в общих расходах оба парламента выделяли так называемые квота-депутации, которые также общались письменно. Австрийская квота в общих расходах в 1867 г. составила 70%, венгерская —30% (в 1872 г. она была увеличена до 31,4%, а в 1899 г. до 34,4%). Все экономические, таможенные и прочие вопросы, затрагивавшие интересы обоих государств, решались экономическим соглашением, заключавшимся их правительствами на 10-летний срок.

Основные вопросы политики, касавшиеся общеимперских интересов, обсуждались и решались чаще всего императором, советовавшимся «приватно» с кем-либо по своему выбору, — общим советом (совещанием), в котором участвовали государь (тогда совет назывался коронным), общие министры, оба премьера, а также приглашаемые лица.

Монарх сохранял за собой право предварительного одобрения законопроектов, лично назначал глав правительств и общих министров, а также оставался верховным главнокомандующим единой австро-венгерской армии.

8 июня 1867 г. - в храме Матьяша первый премьер-министр первого ответственного правительства дуалистической Венгрии граф Андраши возложил корону св. Иштвана на императора Франца Иосифа и его супруги Елизаветы, сделав их законными королем и королевой Венгрии.

Соглашение 1867 г. часто называют «компромиссом 1867 г.»: на уступки должны были идти обе стороны, точнее, все три стороны: Австрия, Венгрия и династия. Первой пришлось устраниться от управления Венгрией, второй распрощаться с мечтой о полной государственной независимости, а третьей отказаться от ничем не ограниченной самодержавной власти и господства над обеими странами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: