Тема 3. Психодинамическое направление в теории личности
1. Человек как энергетическая система, роль бессознательного в детерминации поведения человека.
2. Содержание бессознательного, инстинкты и мотивация.
3. Структурная модель личности З. Фрейда: инстанции личности.
4. Развитие личности. Стадии психосексуального развития.
5. Развитие психоанализа: аналитическая психология К. Юнга.
6. Индивидуальная психология А. Адлера.
7. Неопсихоанализ: социально-психологические теории психоанализа К. Хорни, Э. Фромма, Г. Салливена.
8. Эго-психология Э. Эриксона.
9. Вклад французской психоаналитической школы в развитие теорий личности.
Тема 4. Теории личности в классическом неоклассическом бихевиоризме
1. Ортодоксальный бихевиоризм Уотсона.
2. Основная формула бихевиоризма.
3. Понятие промежуточных переменных.
4. Научение как центральная проблема бихевиоризма.
5. Модели научения.
6. Классическая парадигма Павлова: респондентное поведение.
7. Оперантная парадигма Скиннера.
8. Социально-когнитивное направление в теории личности А. Бандуры и Дж. Роттера.
Тема 5. Теории личности в гуманистической и экзистенциальной психологии
1. Проблема личности в гуманистической психологии.
2. Становление гуманистической психологии как третьего направления в психологии.
3. Экзистенциальный подход к проблеме личности В. Франкла
4. Экзистенциальный подход к проблеме личности Р. Мэйя.
Тема 6. Когнитивное и диспозициональное направление в теории личности
1. Диспозициональная теория личности Г. Олпорта.
2. Структурная теория черт личности Р. Кеттелла.
3. Теория типов личности Г. Айзенка.
4. Понимание движущих сил развития и структуры личности в теории личностных конструктов Дж. Келли.
5. Экспериментальные методы диагностики системы «личностных конструктов».
Методические рекомендации:
По некоторым темам дисциплины вы можете провести теоретическое исследование и результаты отразить в реферате.
Реферируемые книги, журнальные статьи, научные отчеты должны соответствовать изучаемой теме или всей дисциплине.
Этапы подготовки и написания реферата
1 Выбор темы
В начале учебного года или семестра преподаватель проводит среди студентов распределение тем рефератов и определяет сроки их защиты. У каждого студента должно быть достаточно времени, чтобы собрать литературу, продумать план, написать, а затем усовершенствовать первоначальный вариант работы.
Тематика реферата определяется в соответствии с учебной программой, с учётом интересов и склонностей студентов. Таким образом, студенту, как правило, предоставляется самостоятельный выбор темы в рамках изучаемого предмета.
Выбор одинаковых тем рефератов двумя или несколькими студентами одной и той же группы не рекомендуется.
2 Составление библиографии и изучение литературы.
Чтобы отобрать необходимую для написания реферата литературу, студенту нужно самостоятельно или вместе с преподавателем составить предварительный план реферата. В плане определяются основные направления развития поставленной проблемы и структура будущей работы. В плане реферата отражаются основные ключевые моменты, которые в дальнейшем будут рассмотрены в ходе его выполнения.
После этого студент приступает к изучению подобранной литературы. Это могут быть монография, статьи, брошюры, материалы периодической печати.
Изучая литературу, студент должен усвоить научные понятия, термины, научиться отбирать нужные тезисы, факты, цифры и другие материалы. Для удобства в работе они записываются на отдельных карточках
Обычно достаточно познакомиться с 2-3 работами, чтобы составить своё мнение по выбранной теме, составить план и приступить к написанию реферата.
3. Написание реферата
Структура реферата включает в себя вводную часть, основную часть, заключение, приложения и список использованной литературы.
Во вводной части (введении) следует раскрыть цели и задачи, раскрыть общую изученность темы и используемую литературу.
Основная часть посвящена непосредственно теме реферата. В ней раскрывается непосредственно объект и предмет исследования. Если при подборе материала студент сталкивается с тем, что в литературе нет единой точки зрения на рассматриваемую проблему, то нужно привести основные, наиболее интересные точки зрения разных авторов и дать им свою оценку, что повышает ценность реферата.
Статистический, цифровой материал должен обосновывать и иллюстрировать мнения и выводы автора. Не следует перегружать реферат цифрами, излишними расчетами, громоздкими таблицами (при большом объеме их лучше разместить в приложении реферата), так как это отвлекает от возможности понять основные узлы темы и связь между ними.
В заключение реферата делаются сначала выводы по каждому подпункту, а затем итоговый вывод по работе, а также в заключении должно быть показано, насколько решены поставленные задачи.
4. При написании реферата и оформлении его необходимо знать ряд обязательных требований:
-объём- 6-12 страниц
-ясность и грамотность изложения
–логичность в подаче материала
-соблюдение абзацев
-цитатный материал имеет точные указания на источник в подстрочных сносках (фамилия, инициалы автора, название работы, место и год издания; для журнала – номер и год издания)
-точное цитирование, все цитаты заключаются в кавычки, при цитировании можно опустить одно или несколько слов, заменив их многоточием, если при этом не нарушается общий смысл высказывания
-соблюдение единства условных обозначений и допускаемых сокращений слов
-список использованной литературы приводится в алфавитном порядке, по фамилиям авторов
5. Примерная структура учебного (обзорного) реферата
1. Введение
Актуальность темы, степень ее разработанности, история вопроса и другое.
Сведения об авторах и статьях, посвященных данной теме.
2. Основная часть
Параллельное изложение общих для всех работ проблем с сопоставлением позиций авторов.
Изложение проблем, не являющихся общими для всех работ.
Указание на сходство (различие) в материале, подходах, методах рассмотрения проблемы.
3. Заключение
Обобщение основных идей, содержащихся в реферируемых работах.
Описание оценочного средства:
Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой программы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Критерии оценки:
Показатели оценки | Критерии оценки | Баллы (max) |
1. Новизна реферированного текста | - актуальность проблемы и темы; - новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений. | |
2. Степень раскрытия сущности проблемы | - соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - обоснованность способов и методов работы с материалом; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы. | |
3. Обоснованность выбора источников | - круг, полнота использования литературных источников по проблеме; - привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.). | |
4. Соблюдение требований к оформлению | - правильное оформление ссылок на используемую литературу; - грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - соблюдение требований к объему реферата; - культура оформления: выделение абзацев. | |
5. Грамотность | - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; - литературный стиль. |