Тема 3. Психодинамическое направление в теории личности

Тема 3. Психодинамическое направление в теории личности

1. Человек как энергетическая система, роль бессознательного в детерминации поведения человека.

2. Содержание бессознательного, инстинкты и мотивация.

3. Структурная модель личности З. Фрейда: инстанции личности.

4. Развитие личности. Стадии психосексуального развития.

5. Развитие психоанализа: аналитическая психология К. Юнга.

6.  Индивидуальная психология А. Адлера.

7. Неопсихоанализ: социально-психологические теории психоанализа К. Хорни, Э. Фромма, Г. Салливена.

8. Эго-психология Э. Эриксона.

9. Вклад французской психоаналитической школы в развитие теорий личности.

 

Тема 4. Теории личности в классическом неоклассическом бихевиоризме

1. Ортодоксальный бихевиоризм Уотсона.

2. Основная формула бихевиоризма.

3. Понятие промежуточных переменных.

4. Научение как центральная проблема бихевиоризма.

5. Модели научения.

6. Классическая парадигма Павлова: респондентное поведение.

7. Оперантная парадигма Скиннера.

8. Социально-когнитивное направление в теории личности А. Бандуры и Дж. Роттера.

 

Тема 5. Теории личности в гуманистической и экзистенциальной психологии

1. Проблема личности в гуманистической психологии.

2. Становление гуманистической психологии как третьего направления в психологии.

3. Экзистенциальный подход к проблеме личности В. Франкла

4. Экзистенциальный подход к проблеме личности Р. Мэйя.

 

Тема 6. Когнитивное и диспозициональное направление в теории личности

1. Диспозициональная теория личности Г. Олпорта.

2. Структурная теория черт личности Р. Кеттелла.

3. Теория типов личности Г. Айзенка.

4. Понимание движущих сил развития и структуры личности в теории личностных конструктов Дж. Келли.

5. Экспериментальные методы диагностики системы «личностных конструктов».

Методические рекомендации:

По некоторым темам дисциплины вы можете провести теоретическое исследование и результаты отразить в реферате.

Реферируемые книги, журнальные статьи, научные отчеты должны соответствовать изучаемой теме или всей дисциплине.

Этапы подготовки и написания реферата

1 Выбор темы

В начале учебного года или семестра преподаватель проводит среди студентов распределение тем рефератов и определяет сроки их защиты. У каждого студента должно быть достаточно времени, чтобы собрать литературу, продумать план, написать, а затем усовершенствовать первоначальный вариант работы.

Тематика реферата определяется в соответствии с учебной программой, с учётом интересов и склонностей студентов. Таким образом, студенту, как правило, предоставляется самостоятельный выбор темы в рамках изучаемого предмета.

Выбор одинаковых тем рефератов двумя или несколькими студентами одной и той же группы не рекомендуется.

2 Составление библиографии и изучение литературы.

Чтобы отобрать необходимую для написания реферата литературу, студенту нужно самостоятельно или вместе с преподавателем составить предварительный план реферата. В плане определяются основные направления развития поставленной проблемы и структура будущей работы. В плане реферата отражаются основные ключевые моменты, которые в дальнейшем будут рассмотрены в ходе его выполнения.

После этого студент приступает к изучению подобранной литературы. Это могут быть монография, статьи, брошюры, материалы периодической печати.

 Изучая литературу, студент должен усвоить научные понятия, термины, научиться отбирать нужные тезисы, факты, цифры и другие материалы. Для удобства в работе они записываются на отдельных карточках

Обычно достаточно познакомиться с 2-3 работами, чтобы составить своё мнение по выбранной теме, составить план и приступить к написанию реферата.

3. Написание реферата

Структура реферата включает в себя вводную часть, основную часть, заключение, приложения и список использованной литературы.

Во вводной части (введении) следует раскрыть цели и задачи, раскрыть общую изученность темы и используемую литературу.

Основная часть посвящена непосредственно теме реферата. В ней раскрывается непосредственно объект и предмет исследования. Если при подборе материала студент сталкивается с тем, что в литературе нет единой точки зрения на рассматриваемую проблему, то нужно привести основные, наиболее интересные точки зрения разных авторов и дать им свою оценку, что повышает ценность реферата.

Статистический, цифровой материал должен обосновывать и иллюстрировать мнения и выводы автора. Не следует перегружать реферат цифрами, излишними расчетами, громоздкими таблицами (при большом объеме их лучше разместить в приложении реферата), так как это отвлекает от возможности понять основные узлы темы и связь между ними.

В заключение реферата делаются сначала выводы по каждому подпункту, а затем итоговый вывод по работе, а также в заключении должно быть показано, насколько решены поставленные задачи.

4. При написании реферата и оформлении его необходимо знать ряд обязательных требований:

-объём- 6-12 страниц

-ясность и грамотность изложения

–логичность в подаче материала

-соблюдение абзацев

-цитатный материал имеет точные указания на источник в подстрочных сносках (фамилия, инициалы автора, название работы, место и год издания; для журнала – номер и год издания)

-точное цитирование, все цитаты заключаются в кавычки, при цитировании можно опустить одно или несколько слов, заменив их многоточием, если при этом не нарушается общий смысл высказывания

-соблюдение единства условных обозначений и допускаемых сокращений слов

-список использованной литературы приводится в алфавитном порядке, по фамилиям авторов

5. Примерная структура учебного (обзорного) реферата

1. Введение

 Актуальность темы, степень ее разработанности, история вопроса и другое.

 Сведения об авторах и статьях, посвященных данной теме.

2. Основная часть

 Параллельное изложение общих для всех работ проблем с сопоставлением позиций авторов.

 Изложение проблем, не являющихся общими для всех работ.

 Указание на сходство (различие) в материале, подходах, методах рассмотрения проблемы.

3. Заключение

 Обобщение основных идей, содержащихся в реферируемых работах.

 

Описание оценочного средства:

Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой программы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

 

Критерии оценки:

Показатели оценки Критерии оценки Баллы (max)
1. Новизна реферированного текста - актуальность проблемы и темы; - новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.  
2. Степень раскрытия сущности проблемы - соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - обоснованность способов и методов работы с материалом; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.  
3. Обоснованность выбора источников - круг, полнота использования литературных источников по проблеме; - привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).  
4. Соблюдение требований к оформлению - правильное оформление ссылок на используемую литературу; - грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - соблюдение требований к объему реферата; - культура оформления: выделение абзацев.  
5. Грамотность - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; - литературный стиль.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: