КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ - исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы, а также на принципе поэтически обобщённой трактовки сценического образа. Движения стремятся к геометрической ясности, чему способствует принцип выворотности.
Урок классического танца состоит из 4х частей - | 1. Exercice у станка 2. Exercice на середине зала 3. Allegro 4. Пальцевая техника (женский класс) | ||||||
Эта система, складывавшаяся в течении нескольких столетий, позволяет наиболее комплексно, грамотно воспитывать тело танцовщика. Каждое упражнение у станка имеет свою определённую задачу, формирование и развитие определённых навыков и свойств мышечного аппарата происходит постепенно – от простого к сложному, от медленных темпов к быстрым. В результате грамотного исполнения всех заданных комбинаций движений у станка, на середине закрепляются полученные навыки и появляется возможность дальнейшего развития координации, танцевальности, кантилены движений и прочих необходимых навыков.
В колонке Произношение даётся примерное и общепринятое русское произношение. Те, кто занимается французским языком, произносят слова с необходимым прононсом и грассированием, обусловленными правилами произношения буквосочетаний французского языка. Термины написаны в порядке их следования в уроке классического танца. Комбинации для разминки не входят в перечень урока, поскольку они проделываются ПЕРЕД уроком, и у каждого педагога свои методы разогрева учащихся. | |||||||
Термин | Произношение | Перевод | Значение | ||||
Exercice | Экзерсис | Упражнение | Комплекс упражнений у станка и на середине. Развивают эластичность, силу, выносливость связок и мышц. Подготавливают тело танцора к дальнейшей работе. Выполняются в определённой последованности. | ||||
Preparation | Препарасьён | Подготовка, приготовление | Подготовительное движение к упражнениям. Чаще всего это открывание работающей руки из Подготовительного положения на II поз, через I поз приёмом «подхвата». Для таких упражнений как Rond de jambe par terr, Rond de jambe en l'air существует специальный Preparation - temps relevé. | ||||
Plié | Плие | Сгибать, складывать, перегибать. | Приседания развивают эластичность ахиллова сухожилия, выворотность в тазобедренных суставах, укрепляют голеностопные суставы, наращивают силу мышц бедра и голени, подготавливают ноги к дальнейшей работе. | ||||
Demi - plié | Дэми плие | Половина приседания | |||||
Grand - plié | Гран плие | Большое приседание | |||||
Battement | Батман | Хлопанье, биение, удар | Движения работающей ноги. Существует множество видов. | ||||
Tendu | Тандю | Натянутый, напряжённый | Скольжение вытянутой ноги по полу. Существует несколько разновидностей. Развивает эластичность связок стопы, голеностопного и тазобедренного сустава. Укрепляет связки коленного сустава, и развивает силу мышц бедра и голени. | ||||
Simple | Сэмпль | Простой | Движение натянутой работающей ногой по полу из I, V позиций вперёд, в сторону, назад | ||||
Dégagé | Дэгажэ | Открытый, освобождённый, извлечённый | 1. Вагановская школа - открывание работающей ноги при исполнении battement tendu et jeté вперёд, в сторону и назад через условное sur le cou-de-pied. Возвращение работающей ноги происходит обычным способом, через пол. 2. Московская школа - переход с одной ноги на другую. Может исполняться на полу или в воздухе, на вытянутых ногах или через demi plie. Например, применяется при исполнении temps lie. | ||||
Énveloppé | Анвлёпэ | Завёрнутый, обёрнутый | Вагановская школа - возвращение работающей ноги в V позицию через условное sur le cou-de-pied. Применяется при исполнении battement tendu et jeté вперёд, в сторону и назад. | ||||
Jeté | Жэтэ | бросать | Бросок вытянутой ноги на 45°, 90°, выше. Развивает эластичность и силу связок стопы, голеностопного и тазобедренного суставов, увеличивает силу мышц бедра и голени, укрепляет связки коленного сустава. Приобретается навык резкости, отрывистости и точной фиксации движения работающей ноги. | ||||
Balançoire | Балянсуар | качели | Бросок вытянутой ноги через I позицию вперёд-назад. | ||||
Piqué | Пике | Колоть, укалывать | Колющее движение вытянутой работающей ногой. Ещё более усиливается навык резкости, отрывистости и точной фиксации движения, приобретается лёгкость движения работающей ноги. | ||||
Batterie | Батри | Ударять, бить | Подготовительное упражнение для заносок. Развивает навык исполнения мелкой техники. | ||||
Flic-flac | Флик фляк | Шлёп-шлёп, хлюп-хлюп | Движение, развивающее ловкость стопы и координацию вращательных движений. Работающая нога, предварительно открытая в сторону, вперёд или назад, сгибаясь в колене, лёгким прикосновением подушечки стопы к полу проходит сзади опорной стопы, приоткрывается на 2-ю позицию, затем таким же способом проходит вперёд опорной ноги. Либо делается наоборот. Движение может начинаться с 45° или 90°, исполняться на месте или с поворотом. | ||||
Battement soutenu | Батман сутэню | Поддерживать | Движение, при котором работающая нога открывается из 5-й позиции носком в пол через Sur le cou-de-pied или на воздух par developpé. И Втягивается обратно по полу. Опорная исполняет relevé - demi plié. Может исполняться в пол, на 45°, 90°, en tournant. | ||||
Rond de jambe | Рон дэ жамб | Круг ногой | Круговое движение работающей ноги. Может исполняться по полу и по воздуху. | ||||
Rond de jambe par terr | Рон дэ жамб пар тэр | Круговое движение, выполняемое носком вытянутой ноги по полу | Развивает эластичность и укрепляет связки тазобедренного сустава. | ||||
en dehors | Ан дэор | наружу | 1. Направление движения опорной ноги от себя. 2. Направление вращения от опорной ноги (pirouettes). | ||||
en dedans | Ан дэдан | вовнутрь | 1. Направление движения опорной ноги к себе. 2. Направление вращения к опорной ноге (pirouettes). | ||||
Temps relevé | Тан релевэ | Поднимать во времени | 1. Препарасьён к rond de jamb par terr и en l’air. 2. Один из приёмов исполнения пируэтов. | ||||
Fondu | Фондю | Таять, плавить, расплавлять | Тающее движение. Укрепляет связки тазобедренного, коленного суставов. Развивает эластичность связок коленного сустава в медленном темпе. | ||||
Sur le cou-de-pied | Сюр ле ку дэ пье | На шейке ступни | Положение, когда вытянутая стопа работающей ноги находится на щиколотке опорной ноги, с отведённым в сторону коленом. Существует 2 вида – условное (спереди – dessus, и сзади - dessous), и обхватное (спереди). | ||||
dessus | Дэссю | Поверх, наверху, сверху, над чем-либо | Обозначает положение работающей ноги в начале движения, во время движения и по окончании движения
| ||||
dessous | Дэссу | Снизу, внизу, под чем-либо | |||||
Pas de bourrée | Па дэ буррэ | Набивать, раздавать удары, толчки | Мелкие переступания с ноги на ногу в три движения – два шага на полупальцах, третье движение – опускание в demi-plié. Исполняется без перемены ног, с переменой ног, с чётким прохождением ног через Sur le cou-de-pied, и без него. Кроме того, существует несколько разновидностей этого движения. | ||||
Fouetté | Фуэтэ | Бить, хлестать кнутом | 1. Партерные и воздушные повороты на опорной ноге, с переходом из одного положения тела в другое, из одной позы в другую, с работающей ногой на полу и в воздухе. 2. Пируэт, во время которого работающая нога выполняет хлёсткие движения от колена работающей ноги по дуге в сторону. Знаменитый женский трюк, когда танцовщица исполняет подряд 32 поворота, не сходя с места. | ||||
Frappé | Фрапэ | Бить, ударять | Ударное движение – резкое сгибание и выпрямление работающей ноги в колене, с ударом по щиколотке опорной ноги (выполняется на Sur le cou-de-pied условном и обхватном). Продолжает разрабатывать эластичность связок коленного сустава, одновременно укрепляя их. Укрепляются связки стопы, голеностопа и тазобедренного сустава. | ||||
Double frappé | Дубль фраппэ | Двойной удар | То же движение, но с двойным переносом работающей ноги на Sur le cou-de-pied. | ||||
Petit battement | Пти батман | Маленькое движение | Мелкие переносы работающей ноги на Sur le cou-de-pied. Колено предельно выворотно, до конца не вытягивается.Закрепляется выворотное положение тазобедренного сустава, разрабатывается мелкая подвижность связок коленного сустава. | ||||
Rond de jamb en l'air | Рон дэ жамб ан лер | Круг ногой по воздуху | Вращение нижней части ноги в коленном суставе, при неподвижно закреплённом в выворотном положении тазобедренном суставе. Развивает эластичность связок коленного сустава. Исполняется en dehors и en dedans. | ||||
Adagio | Адажио | Итальянский музыкальный термин – медленно, спокойно, не спеша. | 1. Комбинации движений, исполняемых в медленном темпе у станка и на середине (Battement developpé, Releve lent, Port de bras и др.). Используются позы классического танца (Arabesque, Attitude, à la seconde) и разные формы Port de bras. Все движения группы Adagio развивают Aplomb. 2. Медленный танец в балете (сольный, ансамблевый, массовый). | ||||
Developpé | Дэвлёпэ | Раскрывание, развёрнутый | Движение, в котором работающая нога из 5-й позиции поднимается на 90° и выше вперёд, в сторону или назад, через Sur le cou-de-pied, Retire или Passé. Развивает силу мышц бедра, выворотность в тазобедренном суставе, балетный шаг. | ||||
Passé | Пасэ | Проходить, проводить | Позиция согнутой работающей ноги на уровне колена, проходящее движение на уровне колена. | ||||
Retire | Рэтирэ | Втаскивать, тянуть к себе | Скольжение работающей ноги с вытянутыми пальцами и согнутым коленом по опорной ноге спереди и сзади через Sur le cou-de-pied. | ||||
Relevé lent | Рэлевэ лян | Поднимать медленно | Медленное поднимание вытянутой ноги из 5-й или 1-й позиции приёмом Battement Tendu на 90° и выше. Развивает силу мышц бедра, выворотность в тазобедренном суставе, балетный шаг. | ||||
Arabesque | Арабэск | Арабский орнамент, тонкие, изящные линии. | Одна из основных поз классического танца, получившая своё название от древнего арабского украшения, представляющего собой переплетение тонких, изящных геометрических линий. Работающая нога вытянута в направлении назад, носком в пол, на 45°, 90° и выше. Для русской школы классического танца основными являются четыре вида Arabesque, установленные А. Я. Вагановой и Н. И. Тарасовым. | ||||
Attitude | Атитюд | Поза, положение | Прообразом этой позы предположительно является скульптура Джованни де Болонья «Летящий Меркурий». Впервые поза появилась в творчестве Карло Блазиса. Работающая нога согнута в колене и отведена вперёд или назад на 45°, 90° и выше. | ||||
Port de bras | Пор де бра | Носить руки | Правильное прохождение рук через основные позиции, закруглённые (Arrondi)или удлинённые (Allongé), с наличием поворотов или наклонов головы, а также с перегибами корпуса. В русской школе классического танца существует 6 форм пор де бра. | ||||
Allongé | Аллёнже | Удлинять, вытягивать, продлевать | Удлинённое положение рук в различных позициях, которое может быть как зафиксированным, так и проходящим. | ||||
Arrondi | Арронди | Округлять, закруглять | Округлённое положение рук и кистей во всех позициях, принятых в классическом танце. | ||||
Aplomb | Апломб | Равновесие, устойчивость, самоуверенность | 1. Правильное распределение веса, полный контроль тела во время исполнения движений. 2. Уверенная манера исполнения. | ||||
Grand battement jeté | Гран батман жэтэ | Большое бросковое движение | Резкий бросок вытянутой ноги на 90° и выше из 5-й, 1-й позиции во всех направлениях. Может исполняться приёмами Battement tendu и battement développé. Развивает балетный шаг, силу и выносливость всех мышц и связок, лёгкость движений. | ||||
Pointe | Пуантэ | Остриё, кончик | При исполнении Grand battement jeté нога не возвращается в 5-ю позицию, а сначала касается вытянутыми пальцами пола, и со вторым броском закрывается в позицию. | ||||
Balance | Балянсэ | Качать, раскачивать | 1. Движение с покачиванием корпуса во время равномерных переступаний с ноги на ногу. 2. Короткое и чётко фиксированное покачивание работающей ноги через 1 поз. вперёд-назад. | ||||
Exercice на середине зала включает в себя комбинации движений почти в той же последовательности, что и у станка. Развивается Aplomb, более сложная координация движений. В младших классах выполняются все упражнения, что и у станка. В средних и старших классах многие упражнения объединяются в сложные комбинации, включающие вспомогательные танцевальные движения.
Условный порядок Exercice на середине зала: 1. Малое adagio 2. Battement tendu et jeté 3. Battement fondu et frappe 4. Rond de jamb en lˊair et petit battement 5. Grand battement jeté 6. Большое adagio 7. Вращения | |||||||
Épaulement | Эпольман | Плечи, «налегание плечом» | Условный поворот корпуса и головы относительно 1 точки зала на 45°. | ||||
Effacé | Эфасэ | Сглаженный, незаметный | Открытая поза (вперёд и назад) или направление движения. | ||||
Croisé | Круазэ | Скрещенный | Закрытая поза (вперёд и назад) или направление. | ||||
Écarté | Экартэ | Широко расставлять, растопыривать, отклонять | Поза классического танца, в которой работающая нога может находиться только в стороне на полу или в воздухе. Соответствующая ноге рука находится в 3-й или 1-й позиции. При этом корпус развёрнут в épaulement к 1-й точке или от неё. | ||||
à la seconde | Алязгон | Второй, вторая | Положение ноги, открытой в сторону, в пол или на воздухе, en face. | ||||
En face | Ан фас | лицо | Положение тела танцовщика лицом к зрителю, 1 точке зала. | ||||
Temps lié | Тан лие | Связанные темпы, времена | Учебно-композиционная форма связанных воедино и выполняемых слитно движений. Может исполняться par terr, с port de bras, на 90°, на полупальцах и всей стопе, с различными приёмами вращений на полу и в воздухе, с прыжками. Развивая пластичность, гибкость, координацию движений, силу, выносливость, овладение различными приёмами вращений, способствует совершенствованию техники классического танца как в adagio, так и в allegro, воспитывает чувство танцевальной кантилены. | ||||
Tombé | Томбэ | Падать, упасть | Связующее движение, переход с одной ноги на другую, но в отличии от dégagé, переход осуществляется с вытянутой ноги на demi plié. существует множество видов - от партерных до прыжковых, на месте в 5-й позиции и с продвижением во всех направлениях. | ||||
Tour lent | Тур лян | Медленный поворот | Медленный поворот на опорной ноге в больших позах Arabesque, Attitude, à la seconde, Effacé Croisé, Écarté. Исполняется на всей стопе, на полупальцах, на demi plié. | ||||
Grand fouetté en tournant | Гран фуэтэ ан турнан | Большие повороты | Повороты на опорной ноге из одной позы в другую, со сменами epaulement, приёмами plié-relevé, relevé, sauté. | ||||
Relevé | рэлевэ | Подъём | Подъём на полупальцы или на пальцы | ||||
Renversé | Ранверсэ | Опрокинутый | Резкое, неожиданное перегибание корпуса в большой позе (преимущественно из Attitude Croisée), сопровождаемое Pas de bourrée en tournant, которое заканчивается выпрямлением корпуса. | ||||
Pas de bourrée de côté | Па дэ буррэ дэ к[ᵫ]тэ | Сбоку, в бок, набок | Из стороны в сторону без перемены ног | ||||
Pas de bourrée dessus-dessous | Па дэ буррэ дэссю дэссу | Над, под | С переменой ног из стороны в сторону | ||||
Pas de bourrée suivi | Па дэ буррэ сюиви | Непрерывный, связанный | Отличается равномерностью мелких переступаний по 1-й или 5-й позиции на месте, с продвижением во всех направлениях и в повороте. | ||||
Pas de bourrée ballotté | Па дэ буррэ балётэ | Качать, раскачиваться, колебать | Без перемены ног, вперёд-назад, с покачиванием корпуса, исполняется через 4-ю позицию. | ||||
Pas de bourrée en tournant | Па дэ буррэ ан турнан | С поворотом | Все виды можно исполнить в повороте. | ||||
Pas failli | Па файи | Не выполнить, поддаваться | Скользящее, лёгкое, проходное движение. Может исполняться без прыжка и как небольшой прыжок из различных позиций с двух ног на одну во всех направлениях. Используется как связующее движение в комбинациях с прыжками и вращениями. | ||||
Pirouette | Пируэт | Вращаться | Вращение на одной ноге, может исполняться с любой позиции, с шага, с tombé в любом направлении. Работающая нога находится на Sur le cou-de-pied, passé, в любом положении или позе классического танца. | ||||
Tour | Тур | Оборот, поворот | Поворот тела на 360° на полу или в воздухе. Имеет множество разновидностей. Могут исполняться в быстром и медленном темпе. | ||||
Tour chaîne | Тур шенэ | цепь | Вращение на двух ногах на полупальцах и пальцах, с продвижением вперёд. | ||||
Tour piqués | Тур пике | Укол | Вращение на одной ноге en dedans с шага на высокие полупальцы или пальцы, работающая нога на Sur le cou-de-pied, passé сзади. С продвижением вперёд. | ||||
Tour en dehors | Тур ан дэор | Вращение на одной ноге en dehors с tombe -шага на высокие полупальцы или пальцы, работающая нога на Sur le cou-de-pied, passé сзади. С продвижением вперёд. | |||||
Pas couru | Па курю | Бежать, мчаться | Лёгкий сценический бег | ||||
Allegro | Аллегро | Итальянский музыкальный термин – быстро, весело, живо. | Прыжковая часть урока классического танца, состоящая из малых, средних и больших прыжков. В Allegroразвиваются такие элементы прыжка, какelevation, ballon,отрабатываются различные формы, приёмы и темпы исполнения прыжков на месте, с продвижением и en tournant. | ||||
Ballon | Баллон | Воздушный шар, мяч | Умение задержаться в воздухе во время прыжка. Способность фиксировать позу во время прыжка. | ||||
Élévation | элевасьён | Возвышение, повышение, поднимание | Лёгкость прыжка | ||||
Temps levé Sauté | Тан левэ сотэ | Поднимать Прыгать | Прыжок с двух ног на две по всем позициям. Самый простой прыжок. Вертикальный прыжок на одной ноге. | ||||
Échappé | Эшапэ | Свободное пространство, просвет, убегать, ускользать | Прыжок из 5-й позиции двумя ногами на 2-ю или 4-ю позицию, и обратно в 5-ю. Может исполняться с заноской (Battu), на одну ногу, en tournant. Есть большая форма – grand Échappé. | ||||
Battu | Батю | Колотить | Заноска в любом прыжке. | ||||
Changement de pied | Шанжман дэ пье | Изменение, перемена | Прыжок на двух ногах в 5 позиции, с переменой ног в воздухе. | ||||
Assemblé | Ассамбле | Собранный | Прыжок с двух ног на две, в 5-й позиции. Работающая нога начинает движение вперёд, в сторону или назад уже в demi plié. В воздухе ноги соединяются в 5-ю позицию и приземляются в 5-ю позицию на полу. Может исполняться в большой форме – grand assemble, assemble en tournant. | ||||
Pas jeté | Па жэтэ | Прыжок с броском | Прыжок с ноги на ногу, приёмом jeté вперёд, в сторону и назад, на месте и с продвижением. Может исполняться в большой форме – grand jete, jete en tournant. | ||||
Jete passé | Жэтэ пасэ | Проходящий | Большой прыжок с одной ноги на другую, приёмом сильного броска одной ноги вперёд или назад, одновременным толчком наверх, и переменой ног в воздухе. Может завершаться на одну ногу и на две. Исполняется в повороте. | ||||
Jete entrelacé | Жэтэ антрэлясэ | Переплетать, вплетать | Перекидной прыжок, при котором происходит сильный бросок работающей ноги с одновременным толчком вверх, во время которого вторая нога догоняет первую, и затем обгоняет, корпус поворачивается на полкруга, заканчивается прыжок на одной ноге. | ||||
Ballonné | Балёнэ | Раздувать, вздувать, отскакивать как мяч | Прыжок на одной ноге, во время которого вторая нога раскрывается на 45° или 90°, с окончанием на sur le cou-de-pied. | ||||
Pas de basque | Па дэ баск | Шаг баска (народ на юге Испании) | Движение с двух ног на две, из 5-й позиции проходящее через 2-ю и 4-ю позицию в 5-ю. исполняется без прыжка, с двумя маленькими прыжками, и большим прыжком. | ||||
Pas de chat | Па дэ ша | Шаг кошки | Прыжок с двух ног на две, с продвижением, маленький и большой. В маленьком прыжке ноги поочереди сгибаясь в коленях на взлёте меняются, одна перегоняет другую. Вперёд или назад. На grand pas de chat ноги через developpe распахиваются в шпагат. | ||||
Emboîté | Амбуатэ | Вставлять, вправлять | Прыжки, исполняемые последовательно с одной ноги на другую – на полупальцах, пальцах, с поворотом. Нога находится на sur le cou-de-pied или маленький attitude вперёд или назад. | ||||
Glissade | Глиссад | скользить | Прыжок невысокий, из 5 позиции в 5 позицию, в котором ноги по очереди открываются и поочереди закрываются через батман тандю. В воздухе происходит мгновенная фиксация 2 пальцевой позиции. | ||||
Brisé | Бризэ | Ломать, разбивать. | Прыжок с продвижением за той ногой, которая, ломая линию движения, выносится и делает заноску, с приземлением на 2 ноги. Может исполнятся с одной на одну ногу. | ||||
Cabriole | Кабриоль | Прыгать, кувыркаться. «Прыжок козлёнка» | Прыжок, во время которого, одна нога выбрасывается вверх, а вторая нога ударяет снизу один или два раза. | ||||
Chassé | Шассэ | Гнать, догонять | Прыжок с продвижением в разных направлениях, в котором одна нога как бы догоняет другую в воздухе. | ||||
Coupé | Купэ | Подрезать, подсечь, «подрезанный шаг» | Короткое движение, представляющее собой замену ног в 5 поз. | ||||
Entrechat | Антраша | переплетённый | Вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги разводятся и быстро скрещиваются несколько раз (entrechat troi, quatre, cinq, six, huit). При чётном количестве прыжок заканчивается на две ноги без перемены ног, при нечётном – на одну ногу с переменой. | ||||
Entrechat royal | Антраша руайяй | Королевский. По легенде название получил в честь Людовика XIV, однажды допустившем ошибку при исполнении. И этот неправильный прыжок вошёл в арсенал классического танца с новым названием. | Прыжок с одной заноской и переменой ног. | ||||
Sissonne | Сисон | По одним источникам это движение получило название по имени графа Sissonne, в 17 веке. По другим данным движение получило название от старинного провансальского танца. | Прыжок с двух ног на одну, или две ноги, имеющий множество разновидностей – простые и сложные, маленькие и большие. | ||||
Fermé sissonne | Фэрме сисон | Закрывать, замыкать | Закрытый прыжок с двух ног на две, во время которого ноги раскрываются одновременно, а закрываются по очереди быстрым, захлопывающимся движением. | ||||
Ouvert sissonne | Увэр сисон | открывать | Прыжок с двух ног на одну, во время которого работающая нога выбрасывается приёмом дэвлёпэ или жэтэ. | ||||
Saut de basque | Со дэ баск | Прыжок баска | Прыжок с одной ноги на другую с поворотом в воздухе, во время которой одна нога забрасывается вытянутая в сторону, а вторая приходит на passe. |