Термины классического танца

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ - исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы, а также на принципе поэтически обобщённой трактовки сценического образа. Движения стремятся к геометрической ясности, чему способствует принцип выворотности.

Урок классического танца состоит из 4х частей -

1. Exercice у станка 2. Exercice на середине зала 3. Allegro 4. Пальцевая техника (женский класс)

Эта система, складывавшаяся в течении нескольких столетий, позволяет наиболее комплексно, грамотно воспитывать тело танцовщика. Каждое упражнение у станка имеет свою определённую задачу, формирование и развитие определённых навыков и свойств мышечного аппарата происходит постепенно – от простого к сложному, от медленных темпов к быстрым. В результате грамотного исполнения всех заданных комбинаций движений у станка, на середине закрепляются полученные навыки и появляется возможность дальнейшего развития координации, танцевальности, кантилены движений и прочих необходимых навыков.

В колонке Произношение даётся примерное и общепринятое русское произношение. Те, кто занимается французским языком, произносят слова с необходимым прононсом и грассированием, обусловленными правилами произношения буквосочетаний французского языка.

Термины написаны в порядке их следования в уроке классического танца. Комбинации для разминки не входят в перечень урока, поскольку они проделываются ПЕРЕД уроком, и у каждого педагога свои методы разогрева учащихся.

Термин Произношение Перевод Значение
Exercice Экзерсис Упражнение Комплекс упражнений у станка и на середине. Развивают эластичность, силу, выносливость связок и мышц. Подготавливают тело танцора к дальнейшей работе. Выполняются в определённой последованности.
Preparation Препарасьён Подготовка, приготовление Подготовительное движение к упражнениям. Чаще всего это открывание работающей руки из Подготовительного положения на II поз, через I поз приёмом «подхвата». Для таких упражнений как Rond de jambe par terr, Rond de jambe en l'air существует специальный Preparation - temps relevé.
Plié Плие Сгибать, складывать, перегибать.

Приседания развивают эластичность ахиллова сухожилия, выворотность в тазобедренных суставах, укрепляют голеностопные суставы, наращивают силу мышц бедра и голени, подготавливают ноги к дальнейшей работе.  

Demi - plié Дэми плие Половина приседания
Grand - plié Гран плие Большое приседание
Battement Батман Хлопанье, биение, удар Движения работающей ноги. Существует множество видов.  
Tendu Тандю Натянутый, напряжённый Скольжение вытянутой ноги по полу. Существует несколько разновидностей. Развивает эластичность связок стопы, голеностопного и тазобедренного сустава. Укрепляет связки коленного сустава, и развивает силу мышц бедра и голени.
Simple Сэмпль Простой Движение натянутой работающей ногой по полу из I, V позиций вперёд, в сторону, назад
Dégagé Дэгажэ Открытый, освобождённый, извлечённый 1. Вагановская школа - открывание работающей ноги при исполнении battement tendu et jeté вперёд, в сторону и назад через условное sur le cou-de-pied. Возвращение работающей ноги происходит обычным способом, через пол. 2. Московская школа - переход с одной ноги на другую. Может исполняться на полу или в воздухе, на вытянутых ногах или через demi plie.  Например, применяется при исполнении temps lie.
Énveloppé Анвлёпэ Завёрнутый, обёрнутый Вагановская школа - возвращение работающей ноги в V позицию через условное sur le cou-de-pied. Применяется при исполнении battement tendu et jeté вперёд, в сторону и назад. 
Jeté Жэтэ бросать Бросок вытянутой ноги на 45°, 90°, выше. Развивает эластичность и силу связок стопы, голеностопного и тазобедренного суставов, увеличивает силу мышц бедра и голени, укрепляет связки коленного сустава. Приобретается навык резкости, отрывистости и точной фиксации движения работающей ноги.
Balançoire Балянсуар качели Бросок вытянутой ноги через I позицию вперёд-назад.
Piqué Пике Колоть, укалывать Колющее движение вытянутой работающей ногой. Ещё более усиливается навык резкости, отрывистости и точной фиксации движения, приобретается лёгкость движения работающей ноги.
Batterie Батри Ударять, бить Подготовительное упражнение для заносок. Развивает навык исполнения мелкой техники.
Flic-flac Флик фляк  Шлёп-шлёп, хлюп-хлюп Движение, развивающее ловкость стопы и координацию вращательных движений. Работающая нога, предварительно открытая в сторону, вперёд или назад, сгибаясь в колене, лёгким прикосновением подушечки стопы к полу проходит сзади опорной стопы, приоткрывается на 2-ю позицию, затем таким же способом проходит вперёд опорной ноги. Либо делается наоборот. Движение может начинаться с 45° или 90°, исполняться на месте или с поворотом.
Battement soutenu Батман сутэню Поддерживать Движение, при котором работающая нога открывается из 5-й позиции носком в пол через Sur le cou-de-pied или на воздух par developpé. И Втягивается обратно по полу. Опорная исполняет relevé - demi plié. Может исполняться в пол, на 45°, 90°, en tournant.
Rond de jambe  Рон дэ жамб Круг ногой Круговое движение работающей ноги. Может исполняться по полу и по воздуху.
Rond de jambe par terr Рон дэ жамб пар тэр   Круговое движение, выполняемое носком вытянутой ноги по полу Развивает эластичность и укрепляет связки тазобедренного сустава.
en dehors Ан дэор наружу 1. Направление движения опорной ноги от себя. 2. Направление вращения от опорной ноги (pirouettes).
en dedans Ан дэдан вовнутрь 1. Направление движения опорной ноги к себе. 2. Направление вращения к опорной ноге (pirouettes).
Temps relevé Тан релевэ Поднимать во времени 1. Препарасьён к rond de jamb par terr и en l’air. 2. Один из приёмов исполнения пируэтов.
Fondu Фондю Таять, плавить, расплавлять Тающее движение. Укрепляет связки тазобедренного, коленного суставов. Развивает эластичность связок коленного сустава в медленном темпе.
Sur le cou-de-pied Сюр ле ку дэ пье На шейке ступни Положение, когда вытянутая стопа работающей ноги находится на щиколотке опорной ноги, с отведённым в сторону коленом. Существует 2 вида – условное (спереди – dessus, и сзади - dessous), и обхватное (спереди).
dessus Дэссю Поверх, наверху, сверху, над чем-либо

Обозначает положение работающей ноги в начале движения, во время движения и по окончании движения

dessous Дэссу Снизу, внизу, под чем-либо
Pas de bourrée Па дэ буррэ Набивать, раздавать удары, толчки Мелкие переступания с ноги на ногу в три движения – два шага на полупальцах, третье движение – опускание в demi-plié. Исполняется без перемены ног, с переменой ног, с чётким прохождением ног через Sur le cou-de-pied, и без него. Кроме того, существует несколько разновидностей этого движения.
Fouetté Фуэтэ Бить, хлестать кнутом 1. Партерные и воздушные повороты на опорной ноге, с переходом из одного положения тела в другое, из одной позы в другую, с работающей ногой на полу и в воздухе. 2. Пируэт, во время которого работающая нога выполняет хлёсткие движения от колена работающей ноги по дуге в сторону. Знаменитый женский трюк, когда танцовщица исполняет подряд 32 поворота, не сходя с места.
Frappé Фрапэ Бить, ударять Ударное движение – резкое сгибание и выпрямление работающей ноги в колене, с ударом по щиколотке опорной ноги (выполняется на Sur le cou-de-pied условном и обхватном). Продолжает разрабатывать эластичность связок коленного сустава, одновременно укрепляя их. Укрепляются связки стопы, голеностопа и тазобедренного сустава.
Double frappé Дубль фраппэ  Двойной удар То же движение, но с двойным переносом работающей ноги на Sur le cou-de-pied.
Petit battement Пти батман Маленькое движение Мелкие переносы работающей ноги на Sur le cou-de-pied. Колено предельно выворотно, до конца не вытягивается.Закрепляется выворотное положение тазобедренного сустава, разрабатывается мелкая подвижность связок коленного сустава.  
Rond de jamb en l'air Рон дэ жамб ан лер Круг ногой по воздуху Вращение нижней части ноги в коленном суставе, при неподвижно закреплённом в выворотном положении тазобедренном суставе. Развивает эластичность связок коленного сустава. Исполняется en dehors и en dedans.
Adagio Адажио Итальянский музыкальный термин – медленно, спокойно, не спеша. 1. Комбинации движений, исполняемых в медленном темпе у станка и на середине (Battement developpé, Releve lent, Port de bras и др.). Используются позы классического танца (Arabesque, Attitude, à la seconde) и разные формы Port de bras. Все движения группы Adagio развивают Aplomb.       2. Медленный танец в балете (сольный, ансамблевый, массовый).
Developpé Дэвлёпэ Раскрывание, развёрнутый Движение, в котором работающая нога из 5-й позиции поднимается на 90° и выше вперёд, в сторону или назад, через Sur le cou-de-pied, Retire или Passé. Развивает силу мышц бедра, выворотность в тазобедренном суставе, балетный шаг.
Passé Пасэ Проходить, проводить Позиция согнутой работающей ноги на уровне колена, проходящее движение на уровне колена.
Retire Рэтирэ Втаскивать, тянуть к себе Скольжение работающей ноги с вытянутыми пальцами и согнутым коленом по опорной ноге спереди и сзади через Sur le cou-de-pied.
Relevé lent Рэлевэ лян Поднимать медленно Медленное поднимание вытянутой ноги из 5-й или 1-й позиции приёмом Battement Tendu на 90° и выше. Развивает силу мышц бедра, выворотность в тазобедренном суставе, балетный шаг.
Arabesque Арабэск   Арабский орнамент, тонкие, изящные линии. Одна из основных поз классического танца, получившая своё название от древнего арабского украшения, представляющего собой переплетение тонких, изящных геометрических линий. Работающая нога вытянута в направлении назад, носком в пол, на 45°, 90° и выше. Для русской школы классического танца основными являются четыре вида Arabesque, установленные А. Я. Вагановой и Н. И. Тарасовым.
Attitude Атитюд Поза, положение Прообразом этой позы предположительно является скульптура Джованни де Болонья «Летящий Меркурий». Впервые поза появилась в творчестве Карло Блазиса. Работающая нога согнута в колене и отведена вперёд или назад на 45°, 90° и выше.
Port de bras   Пор де бра Носить руки Правильное прохождение рук через основные позиции, закруглённые (Arrondi)или удлинённые (Allongé), с наличием поворотов или наклонов головы, а также с перегибами корпуса. В русской школе классического танца существует 6 форм пор де бра.
Allongé Аллёнже Удлинять, вытягивать, продлевать Удлинённое положение рук в различных позициях, которое может быть как зафиксированным, так и проходящим.
Arrondi Арронди Округлять, закруглять Округлённое положение рук и кистей во всех позициях, принятых в классическом танце.
Aplomb Апломб Равновесие, устойчивость, самоуверенность 1. Правильное распределение веса, полный контроль тела во время исполнения движений. 2. Уверенная манера исполнения.  
Grand battement jeté Гран батман жэтэ  Большое бросковое движение Резкий бросок вытянутой ноги на 90° и выше из 5-й, 1-й позиции во всех направлениях. Может исполняться приёмами Battement tendu и battement développé. Развивает балетный шаг, силу и выносливость всех мышц и связок, лёгкость движений.
Pointe Пуантэ Остриё, кончик При исполнении Grand battement jeté нога не возвращается в 5-ю позицию, а сначала касается вытянутыми пальцами пола, и со вторым броском закрывается в позицию.
Balance Балянсэ Качать, раскачивать 1. Движение с покачиванием корпуса во время равномерных переступаний с ноги на ногу. 2. Короткое и чётко фиксированное покачивание работающей ноги через 1 поз. вперёд-назад.

Exercice на середине зала включает в себя комбинации движений почти в той же последовательности, что и у станка. Развивается Aplomb, более сложная координация движений. В младших классах выполняются все упражнения, что и у станка. В средних и старших классах многие упражнения объединяются в сложные комбинации, включающие вспомогательные танцевальные движения.

Условный порядок Exercice на середине зала:

1. Малое   adagio

2. Battement tendu et jeté

3. Battement fondu et frappe

4. Rond de jamb en lˊair et petit battement

5. Grand battement jeté

6. Большое adagio

7. Вращения

Épaulement Эпольман Плечи, «налегание плечом» Условный поворот корпуса и головы относительно 1 точки зала на 45°. 
Effacé Эфасэ Сглаженный, незаметный Открытая поза (вперёд и назад) или направление движения.
Croisé Круазэ Скрещенный Закрытая поза (вперёд и назад) или направление.
Écarté Экартэ Широко расставлять, растопыривать, отклонять Поза классического танца, в которой работающая нога может находиться только в стороне на полу или в воздухе. Соответствующая ноге рука находится в 3-й или 1-й позиции. При этом корпус развёрнут в épaulement к 1-й точке или от неё.
à la seconde Алязгон Второй, вторая Положение ноги, открытой в сторону, в пол или на воздухе, en face.  
En face Ан фас лицо Положение тела танцовщика лицом к зрителю, 1 точке зала.
Temps lié Тан лие Связанные темпы, времена Учебно-композиционная форма связанных воедино и выполняемых слитно движений. Может исполняться par terr, с port de bras, на 90°, на полупальцах и всей стопе, с различными приёмами вращений на полу и в воздухе, с прыжками. Развивая пластичность, гибкость, координацию движений, силу, выносливость, овладение различными приёмами вращений, способствует совершенствованию техники классического танца как в adagio, так и в allegro, воспитывает чувство танцевальной кантилены.
Tombé Томбэ Падать, упасть Связующее движение, переход с одной ноги на другую, но в отличии от dégagé, переход осуществляется с вытянутой ноги на demi plié. существует множество видов - от партерных до прыжковых, на месте в 5-й позиции и с продвижением во всех направлениях.
Tour lent Тур лян Медленный поворот Медленный поворот на опорной ноге в больших позах Arabesque, Attitude, à la seconde, Effacé Croisé, Écarté. Исполняется на всей стопе, на полупальцах, на demi plié.
Grand fouetté en tournant Гран фуэтэ ан турнан Большие повороты Повороты на опорной ноге из одной позы в другую, со сменами epaulement, приёмами plié-relevé, relevé, sauté.
Relevé рэлевэ Подъём Подъём на полупальцы или на пальцы
Renversé Ранверсэ Опрокинутый Резкое, неожиданное перегибание корпуса в большой позе (преимущественно из Attitude Croisée), сопровождаемое Pas de bourrée en tournant, которое заканчивается выпрямлением корпуса.
Pas de bourrée de côté Па дэ буррэ дэ к[ᵫ]тэ Сбоку, в бок, набок Из стороны в сторону без перемены ног
Pas de bourrée dessus-dessous Па дэ буррэ дэссю дэссу Над, под С переменой ног из стороны в сторону
Pas de bourrée suivi Па дэ буррэ сюиви Непрерывный, связанный Отличается равномерностью мелких переступаний по 1-й или 5-й позиции на месте, с продвижением во всех направлениях и в повороте.
Pas de bourrée ballotté Па дэ буррэ балётэ Качать, раскачиваться, колебать Без перемены ног, вперёд-назад, с покачиванием корпуса, исполняется через 4-ю позицию.
Pas de bourrée en tournant  Па дэ буррэ ан турнан С поворотом Все виды можно исполнить в повороте.
Pas failli Па файи Не выполнить, поддаваться Скользящее, лёгкое, проходное движение. Может исполняться без прыжка и как небольшой прыжок из различных позиций с двух ног на одну во всех направлениях. Используется как связующее движение в комбинациях с прыжками и вращениями.
Pirouette Пируэт Вращаться Вращение на одной ноге, может исполняться с любой позиции, с шага, с tombé в любом направлении. Работающая нога находится на Sur le cou-de-pied, passé, в любом положении или позе классического танца.
Tour Тур Оборот, поворот Поворот тела на 360° на полу или в воздухе. Имеет множество разновидностей. Могут исполняться в быстром и медленном темпе.
Tour chaîne   Тур шенэ цепь Вращение на двух ногах на полупальцах и пальцах, с продвижением вперёд.
Tour piqués Тур пике  Укол Вращение на одной ноге en dedans с шага на высокие полупальцы или пальцы, работающая нога на Sur le cou-de-pied, passé сзади. С продвижением вперёд.
Tour en dehors Тур ан дэор   Вращение на одной ноге en dehors с tombe -шага на высокие полупальцы или пальцы, работающая нога на Sur le cou-de-pied, passé сзади. С продвижением вперёд.
Pas couru Па курю Бежать, мчаться Лёгкий сценический бег
Allegro Аллегро Итальянский музыкальный термин – быстро, весело, живо. Прыжковая часть урока классического танца, состоящая из малых, средних и больших прыжков. В Allegroразвиваются такие элементы прыжка, какelevation, ballon,отрабатываются различные формы, приёмы и темпы исполнения прыжков на месте, с продвижением и en tournant.
Ballon Баллон Воздушный шар, мяч Умение задержаться в воздухе во время прыжка. Способность фиксировать позу во время прыжка.
Élévation элевасьён Возвышение, повышение, поднимание Лёгкость прыжка
Temps levé Sauté Тан левэ сотэ Поднимать Прыгать Прыжок с двух ног на две по всем позициям. Самый простой прыжок. Вертикальный прыжок на одной ноге.
Échappé Эшапэ Свободное пространство, просвет, убегать, ускользать Прыжок из 5-й позиции двумя ногами на 2-ю или 4-ю позицию, и обратно в 5-ю. Может исполняться с заноской (Battu), на одну ногу, en tournant. Есть большая форма – grand Échappé.
Battu Батю Колотить Заноска в любом прыжке.
Changement de pied Шанжман дэ пье Изменение, перемена Прыжок на двух ногах в 5 позиции, с переменой ног в воздухе.
Assemblé Ассамбле Собранный Прыжок с двух ног на две, в 5-й позиции. Работающая нога начинает движение вперёд, в сторону или назад уже в demi plié. В воздухе ноги соединяются в 5-ю позицию и приземляются в 5-ю позицию на полу. Может исполняться в большой форме – grand assemble, assemble en tournant.
Pas jeté Па жэтэ  Прыжок с броском Прыжок с ноги на ногу, приёмом jeté вперёд, в сторону и назад, на месте и с продвижением. Может исполняться в большой форме – grand jete, jete en tournant.
Jete passé Жэтэ пасэ Проходящий Большой прыжок с одной ноги на другую, приёмом сильного броска одной ноги вперёд или назад, одновременным толчком наверх, и переменой ног в воздухе. Может завершаться на одну ногу и на две. Исполняется в повороте.
Jete entrelacé Жэтэ антрэлясэ Переплетать, вплетать Перекидной прыжок, при котором происходит сильный бросок работающей ноги с одновременным толчком вверх, во время которого вторая нога догоняет первую, и затем обгоняет, корпус поворачивается на полкруга, заканчивается прыжок на одной ноге.
Ballonné Балёнэ Раздувать, вздувать, отскакивать как мяч Прыжок на одной ноге, во время которого вторая нога раскрывается на 45° или 90°, с окончанием на sur le cou-de-pied.
Pas de basque Па дэ баск  Шаг баска (народ на юге Испании) Движение с двух ног на две, из 5-й позиции проходящее через 2-ю и 4-ю позицию в 5-ю. исполняется без прыжка, с двумя маленькими прыжками, и большим прыжком.
Pas de chat Па дэ ша  Шаг кошки Прыжок с двух ног на две, с продвижением, маленький и большой. В маленьком прыжке ноги поочереди сгибаясь в коленях на взлёте меняются, одна перегоняет другую. Вперёд или назад. На grand pas de chat ноги через developpe распахиваются в шпагат.
Emboîté Амбуатэ Вставлять, вправлять Прыжки, исполняемые последовательно с одной ноги на другую – на полупальцах, пальцах, с поворотом. Нога находится на sur le cou-de-pied или маленький attitude вперёд или назад.
Glissade Глиссад скользить Прыжок невысокий, из 5 позиции в 5 позицию, в котором ноги по очереди открываются и поочереди закрываются через батман тандю. В воздухе происходит мгновенная фиксация 2 пальцевой позиции.
Brisé Бризэ Ломать, разбивать. Прыжок с продвижением за той ногой, которая, ломая линию движения, выносится и делает заноску, с приземлением на 2 ноги. Может исполнятся с одной на одну ногу.
Cabriole Кабриоль   Прыгать, кувыркаться. «Прыжок козлёнка» Прыжок, во время которого, одна нога выбрасывается вверх, а вторая нога ударяет снизу один или два раза.
Chassé Шассэ Гнать, догонять Прыжок с продвижением в разных направлениях, в котором одна нога как бы догоняет другую в воздухе.
Coupé Купэ Подрезать, подсечь, «подрезанный шаг» Короткое движение, представляющее собой замену ног в 5 поз.
Entrechat Антраша переплетённый Вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги разводятся и быстро скрещиваются несколько раз (entrechat troi, quatre, cinq, six, huit). При чётном количестве прыжок заканчивается на две ноги без перемены ног, при нечётном – на одну ногу с переменой.
Entrechat royal Антраша руайяй Королевский. По легенде название получил в честь Людовика XIV, однажды допустившем ошибку при исполнении. И этот неправильный прыжок вошёл в арсенал классического танца с новым названием. Прыжок с одной заноской и переменой ног.
Sissonne   Сисон   По одним источникам это движение получило название по имени графа Sissonne, в 17 веке. По другим данным движение получило название от старинного провансальского танца. Прыжок с двух ног на одну, или две ноги, имеющий множество разновидностей – простые и сложные, маленькие и большие.
Fermé sissonne Фэрме сисон Закрывать, замыкать Закрытый прыжок с двух ног на две, во время которого ноги раскрываются одновременно, а закрываются по очереди быстрым, захлопывающимся движением.
Ouvert sissonne Увэр сисон открывать Прыжок с двух ног на одну, во время которого работающая нога выбрасывается приёмом дэвлёпэ или жэтэ.
Saut de basque Со дэ баск Прыжок баска  Прыжок с одной ноги на другую с поворотом в воздухе, во время которой одна нога забрасывается вытянутая в сторону, а вторая приходит на passe.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: