Уроки литературы в 10 классе
№ |
п/п
Введение. «Прекрасное начало…» (к истории русской литературы XIX века). Обзор русской литература первой половины ХIХ века: классицизм, сентиментализм, романтизм, зарождение реализма. Национальное самоопределение русской литературы.
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Основные этапы творческой эволюции, художественные открытия. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия).
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «Вновь я посетил…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану (IX. И путник усталый на Бога роптал…)», «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…», «Из Пиндемонти». Художественные открытия Пушкина.
Тема жизни и смерти. Анализ стихотворений «Элегия (Безумных лет угасшее веселье..», «Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…».
|
|
Развитие реализма в творчестве Пушкина. Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник». Образ ПетраI как царя-преобразователя. Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России. Тема маленького человека в поэме «Медный всадник». Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
М.Ю. Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Страницы жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»).
Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу...».
Н.В. Гоголь. Личность и судьба писателя. Страницы жизни и творчества (с обобщением ранее изученного).
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ Петербурга в повести «Невский проспект».
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». Обучение анализу эпизода.
Тестовая работа по творчеству писателей 1-й половины XIX века.
Урок внеклассного чтения. Вечные ценности в рассказе Л. Улицкой "Дочь Бухары".
Литература и журналистика второй половины XIX века. Развитие реалистических традиций в прозе. Новые типы героев.
А.Н. Островский - Колумб Замоскворечья». Личность и судьба драматурга. Формирование русского национального театра.
|
|
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Банкрот» или «Свои люди - сочтемся».
«Гроза» - «самое решительное произведение Островского». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия.
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» Образ «темного царства». (Калинов и его обитатели).
Прием антитезы в пьесе. Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния.
Образная символика и смысл названия драмы «Гроза». Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе.
Споры вокруг драмы «Гроза». Оценка драмы в статьях Н. А. Добролюбова и А. А. Григорьева.
Урок внеклассного чтения. Любовь в пьесах Островского «Снегурочка», «Бесприданница».
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. Н. Островского.
И.А. Гончаров. Страницы жизни и творчества. Очерки «Фрегат «Паллада» (обзор). Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история»-«Обломов»-«Обрыв.
Роман «Обломов». Особенности композиции романа. Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. Герои романа в их отношении к Обломову. Петербургская «обломовщина».
«Все мы вышли из гончаровской Обломовки»: глава «Сон Обломова» и ее роль в романе. Что такое «обломовщина?».
Система образов. Тема любви в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.
Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе.
Р.Р. Письменная работа. Роман «Обломов» в русской критике. Роман в оценке Н. А. Добролюбова и А. В. Дружинина.
И.С. Тургенев. Личность и судьба писателя. История создания романа «Отцы и дети».
Социальный и исторический фон романа. Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети». Сюжет, композиция, система образов романа.
Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова.
«Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия романа.
Тема народа. Базаров и его мнимые последователи.
«Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала. Авторская позиция и способы ее выражения.
Испытание любовью. Базаров и Одинцова.
Поэтика романа, своеобразие жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».
Урок внеклассного чтения. Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева.
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по проблематике изученной темы.
Н.А. Некрасов. Личность и судьба: основные вехи жизни и творчества. Гражданский пафос поэзии, ее основные темы, идеи и образы.
«Кнутом иссеченная муза». Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Анализ стихотворений «Поэт и гражданин», «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...».
Любовная лирика Н. А. Некрасова. Стихотворения панаевского цикла. Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди...».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, жанр и проблематика, композиция поэмы. Фольклорная основа поэмы.
Анализ «Пролога»: система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Г. Добросклонова.
|
|
Анализ глав «Поп». Сатирические образы помещиков. Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Народное представление о счастье.
Анализ главы «Сельская ярмонка».
Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Урок внеклассного чтения. Мудрость жизни в арабесках Рафаэля Мустафина «О времени, о жизни, о себе».
«…Он создал речи, которым не суждено умереть». Страницы жизни Ф. И. Тютчева. Тема России в лирике Ф. И. Тютчева. Анализ стихотворений «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Цицерон».
Философия природы в лирике Ф.И. Тютчева. Идеал Тютчева - слияние человека с Природой и Историей, с «божеской всемирной жизнью» и его неосуществимость. «Еще земли печален вид...», О чем ты воешь, ветр ночной?» «Природа — сфинкс...», «Silentium!»
Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Анализ стихотворений «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»). «Последняя любовь». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
Страницы жизни А. А. Фета. Поэзия Фета и литературная традиция. Теория «чистого искусства». Философская проблематика лирики.
Стихи о любви. Анализ стихотворений «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Я пришел к тебе с приветом…» и др.
Природа, поэзия и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Еще майская ночь»).
Сопоставительный анализ стихов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Особенности поэтического стиля Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
Р.Р. Интерпретация одного из стихотворений А.А. Фета или Ф.И. Тютчева (по выбору учащихся).
«Пронзил всю Русь». Н. С. Лесков. Личность и судьба писателя.
Грешники и праведники Лескова. «Очарованный странник». Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
Внешняя и духовная биография Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека.
|
|
Поэтика названия сказа «Очарованный странник». Особенности жанра и композиции.
«Две Катерины» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
«Прокурор русской жизни». Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина.
«Хотя животные, но все-таки цари…». Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. (Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа). Анализ сказок.
«История прекратила течение свое». Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
Замысел, история создания жанр и композиция романа. Образы градоначальников.
А.К. Толстой. Судьба и творчество. Любовная лирика поэта. Анализ стихотворений «Средь шумного бала, случайно...», «Острою секирой ранена береза...».
Романсы на стихи А. К. Толстого. Фольклорные и сатирические мотивы в творчестве. Влияние фольклорной и романтической традиции.
Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. Автобиографическая трилогия.
«Севастопольские рассказы».
Обзор романов «Анна Каренина», «Воскресение», повести «Хаджи-Мурат».
История создания романа «Война и мир». Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира».
Изображение светского общества.
Семья Ростовых и семья Болконских.
Философия истории, проблема народа и личности.
Образы Кутузова и Наполеона.
Жизненные искания Андрея Болконского.
Жизненные искания Пьера Безухова.
Женские образы в романе «Война и мир».
Война 1812г. «Мысль народная» Тема народа в романе «Война и мир».
Образ Платона Каратаева: русская картина мира (авторская концепция «общей жизни»).
Испытание эпохой «поражений и срама»: Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.
Бородинское сражение как идейно-тематический центр романа.
Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина.
Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектика души»).
Толстовские герои в эпилоге романа.
Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа – эпопеи. Нравственно-философские итоги романа.
Художественные особенности в романе Л.Н. Толстого
Ф.М. Достоевский. Личность и судьба писателя. Роман «Бедные люди». Великое Пятикнижие Достоевского.
История создания романа «Преступление и наказание». Проблематика, система образов романа «Преступление и наказание».
«В Петербурге, самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре». Петербург Ф. М. Достоевского.
Бедняк или нищий? «Униженные и оскорбленные» в романе («Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм. Исповедальное начало как способ самораскрытия души).
Теория Раскольникова и истоки его бунта. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.
Урок-семинар. Вульгарные «двойники» Раскольникова. Образы Лужина и Свидригайлова.
Значение образа Сони Мармеладовой в романе. Сонечка как нравственный идеал автора. Композиционная роль эпилога в романе «Преступление и наказание». Библейские мотивы и образы. Тема гордости и смирения.
Р.Р. Подготовка к сочинению по проблематике изученных тем по творчеству Ф.М. Достоевского.
Личность и судьба А.П. Чехова. Рассказы начала 80-х годов.
Проблематика и поэтика цикла рассказов «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». «Дама с собачкой».
От Старцева к Ионычу. Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Рассказы «Студент», «Черный монах», «Случай из практики».
Театр Чехова. "Чайка". А. П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Сад в комедии «Вишневый сад».
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.П. Чехова.
Обзор зарубежной литературы второй половины ХIХ века.
А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символика, поэтический язык.
Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом» - социально - психологическая пьеса. Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Символика пьесы.
Тема власти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек». Анализ ключевых эпизодов повести.
Г. Де Мопассан. Жизнь и творчество.Сюжет икомпозиция новеллы «Ожерелье». Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
Нравственные уроки русской литературы XIX века. Подведение итогов курса «Литература» в 10 классе.