Литература. Тексты. Исследования. Практическое занятие. Жанры красноречия в Киевской Руси. Задание. Вопросы для обсуждения

Литература

Тексты

Памятники литературы Древней Руси: в 12 вып. М., 1978-1994. Вып.1. («Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского»).

Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т. [Электронный ресурс]. СПб., 1997-2020. Т. 1: XI–XII века. Режим доступа: http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4869.

Хрестоматия по древнерусской литературе / сост. М.Е.Федорова, Т.А.Сумникова. М.: Высшая школа, 1974. С.39-52 («Сказание о Борисе и Глебе»)

Исследования

1. Адрианова-Перетц В.П. Задачи изучения «агиографического стиля» Древней Руси // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). М.; Л. 1964. Т.20. С.41-71

2. Руди Т. Житийная литература // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. XIX. С.283-286

3. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 1989. С. 74-77 («Сказание о Борисе и Глебе»).

4. Еремин И.П.Лекции по древней русской литературе. Л., 1968. С.13-31

5. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1997.


Практическое занятие

Жанры красноречия в Киевской Руси

Задание

1. Прочитать «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха. Принести тексты на практическое занятие.

2. Выполнить конспект статей Д.С. Лихачева, посвященных анализу «Слова о законе и благодати» и «Поучения…», из книги «Великое наследие».

3. Подготовить письменные ответы по вопросам практического занятия и приготовиться к их изложению (пересказу).

4. Индивидуальный доклад: Христианско-православный контекст понимания «Слова о законе и благодати» (по работе И.А.Есаулова) и «Поучения» Владимира Мономаха.

Вопросы для обсуждения

1. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона­­ –памятник торжественной ораторской прозы. Краткая история создания «Слова о Законе и Благодати» (время создания, предполагаемое место произнесения).

2. Композиция текста (о чем говорит нам полное название текста? Какие 3 смысловые части следует выделить? Какие темы поднимаются в каждой из частей? В чем заключаются особенности вступления и заключения?)

3. Основные образы произведения:

- что такое Закон и Благодать? какие образные сравнения использует автор для того, чтобы показать преемственность Закона и Благодати и духовное превосходство Благодати как истины, «веры благодатной»? (обратите внимание на ветхо- и новозаветные образы);

- найдите в тексте переход от повествовательного сравнения о Законе и Благодати к похвале князю Владимиру. Объясните, почему Владимир оказался достойным такой славы: в чем заключается его значение для всей Русской земли? Какие качества князя подчеркивает митрополит Иларион в произведении.

4. История и время создания «Поучения» Владимира Мономаха, проблема состава произведения.

5. Жанр, композиция произведения (отметьте идейно связанные и сюжетно обособленные компонента текста «Поучения»).

6. Стиль «поучения» Владимира Мономаха (проанализируйте вступление и связанные с ним возможности интерпретации условий создания текста «поучения»; выделите и проанализируйте с точки зрения содержания два важнейших стилистических пласта произведения: текст богословских произведений и слова князя).

7. Многогранность и «живость» образа князя. Образ Владимира Мономаха как политический и нравственный идеал эпохи (отметьте основные подвиги князя, его отношение к княжеской власти и самостоятельной деятельности; отношение в смерти. К чему призывает князь всех, кто слушает его «грамотку»: какие качества необходимо воспитывать человеку, а от каких уклоняться, что должно быть «превыше всего» в жизни, по мнению автора?).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: