Литература. Тексты. Исследования. Практическое занятие. Агиография Киевской Руси: «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского»

Литература

Тексты

Памятники литературы Древней Руси: в 12 вып. М., 1978-1994. Вып. 1.

Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т. [Электронный ресурс]. СПб., 1997-2020. Т.1: XI-XII века. Режим доступа: http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4869.

Хрестоматия по древнерусской литературе / сост. М.Е.Федорова и Т.А.Сумникова. М.,1974. С.6-29 (отрывки из «Повести временных лет»)

Исследования

1. Кусков В.В. История древнерусской литературы (любое издание)

2. Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. Л.,1968. С.36-61

3. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М, 1970. С. 25-71.

4. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975. С. 22-61 (или: М, 1979. С. 46-87) (конспект)

5. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 157-219.

6. Шайкин А. А. Деталь как художественный прием в «Повести временных лет» // Филологические науки. 2003. № 5. С.21-30.

7. Шайкин А.А. Эпические герои и персонажи в «Повести временных лет» и способы их изображения [Электронный ресурс]// Русская литература. 1986. № 3. С. 89-108. Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=HGB8Tpeq9Mc%3d&tabid=10540


Практическое занятие

Агиография Киевской Руси: «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского»

Задание

  1. Используя литературоведческую справочную, учебную и научную литературу, дать определение термину «житие».
  2. Прочитать «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского». Принести тексты на практическое занятие.
  3. Подготовить письменные ответы на вопросы, предложенные для обсуждения.
  4. Индивидуальный доклад: Исторические условия, причины возникновения и развития житийного жанра в древнерусской литературе.

Вопросы для обсуждения

1. «Житие» в системе жанров литературы Древней Руси(определение жанра, агиографический канон и его основные черты; типология житий).

2. История создания произведений «борисоглебского» цикла (летописное повествование о Борисе и Глебе, Сказание о Борисе и Глебе, Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба).

3. «Сказание о Борисе и Глебе» как первое оригинальное житийное произведение на Руси. История гибели братьев-страстотерпцев.

4. Традиции и новации в жанровом житийном каноне «Сказания…»:

- какой эпизод из жизни святых князей избирается для описания в произведении,

- элементы психологизма (как описывается поведение Бориса и Глеба, какие речи произносят князья),

- как автор оценивает убийц и святых князей.

5. «Житие Феодосия Печерского» – классический образец русского жития основателя монастыря. Историческая основа произведения, принципы отбора автобиографического материала.

6. Особенности композиции произведения. Сюжетно организованные фрагменты жития и их значение в повествовании о жизни святого.

7. Традиционное и новое в «Житии Феодосия Печерского»:

- конкретно-историческое и религиозно-символическое в житии святого (бытовая основа чудес Феодосия Печерского);

- изображение детства и юности святого,

- осмысление автором жития взаимоотношений Феодосия с родителями, монахами Киево-Печерского монастыря, с Антонием Печерским, киевскими князьями (против каких явлений мирской и монашеской жизни выступает святой? Какие нравственные ценности защищает?);

- добродетели Феодосия-игумена и изображение внутреннего мира героя (можно ли говорить о характере героя в его развитии?)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: