Деятельность классного руководителя по созданию безопасной среды в классном коллективе

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Буева Ирина Ивановна,

 заведующая кафедрой педагогики, социально-экономических и гуманитарных дисциплин Оренбургского государственного института искусств

им. Л. и М. Ростроповичей, к.п.н.

 

Проблема создания безопасной среды в школе носит, безусловно, комплексный и многоуровневый  характер. И все же причины произошедших в последнее время трагедий заключены не столько во внешней организации системы безопасности (иногда сводимой к «механической» защите – охране школ), сколько находятся в умах самих школьников. И потому лежат, прежде всего, в плоскости воспитания. Как хорошо известно, воспитание подрастающего поколения во все времена у всех народов считалось важнейшей проблемой. Его значение для судьбы отдельной личности, целого народа и всей человеческой цивилизации невозможно переоценить.

В то же время анализ современной ситуации вскрывает сложное противоречие: с одной стороны – все государственные документы в области образования делают акцент на воспитании как приоритетной и стратегически значимой сфере, с другой стороны, как показывает практика, воспитание в школе осуществляется по остаточному принципу. Действительно, работа классных руководителей не входит в показатели эффективности деятельности школы, автомобилей за воспитательную работу не вручают… Может быть этим объясняется, что, к сожалению, иногда воспитательная система школы существует только на бумаге, заседание методобъединений классных руководителей зачастую проводятся формально, на классных часах обсуждаются организационные вопросы – это в лучшем случае, в худшем – они просто не проводятся, т.к. в городских двухсменных школах нет времени и помещений, а в сельских они не ведутся из-за жесткого графика школьного автобуса... И все же главная проблема заключается в том, что выросло несколько поколений педагогов, педагогов-«урокодателей» педагогов–предметников, с легкостью могущих заявить: «А мне за это не платят!»…

Надо понимать, что корни проблемы кроются в «безыдейных» 90х годах, когда формировались подростки, «выпавшие» в нашей стране из системы целенаправленного воспитания, которые сейчас являются не только родителями современных подростков, но и их учителями. Переориентация на обучение, «вымывание» воспитательных функций школ – тенденция, порожденная в девяностые, торжествует в практике и сейчас.

Нравится кому-то или нет, но надо понимать, что воспитание всегда было функцией государства, которое заинтересовано в подготовке будущего поколения, как гарантии своего существования и продолжения. Хотим мы того или нет, но воспитание всегда «аксиологически окрашено», ценностно насыщено, идеологизировано, т.к. направлено на формирование мировоззренческих идей, жизненных смыслов и приоритетов, и потому оно не может носить «нейтральный» характер. Воспитание как явление, как образовательную функцию, нельзя игнорировать; невозможно обучать, не воспитывая: «Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего кроме вреда, не приносящая» (К.Д. Ушинский). Действительно, не проблема научить таблице умножения, проблема в том, чт о будет человек делать с этими знаниями! Обучая счету, педагог, фактически, учит и звезды считать, и музыкальный ритм, но ведь и обсчитывать тоже. Следовательно, не знания транслировать, а формировать «нравственный каркас» личности – вот стратегическая задача: и государства, и каждого педагога.

Следует понимать, что процесс воспитания осуществляется всегда и везде! Только осуществляется он или целенаправленно, или спонтанно. Поистине, «воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди… Из них на первом месте – родители и педагоги…» (А.С. Макаренко). И если не «сеять доброе, разумное, вечное» постоянно и целенаправленно, то всегда найдутся те, кто будет сеять иное… А интернет предоставляет для этого огромные возможности ….

Информационно-компьютерная революция породила быстро изменяющееся социокультурное пространство, жесткие «вызовы» новой цифровой цивилизации с ее агрессивной по отношению к человеку и его мозгу «зашумленной» информационной средой, породившую разобщенность людей, иллюзию виртуального общения, выхолащивание гуманистических ценностей, растущую атмосферу жестокости…

В этих условиях трудно переоценить значение деятельности классного руководителя, находящегося на передовом рубеже государственного фронта борьбы за умы и души подрастающего поколения. Влияние его, как классной «мамы», намного превышает по значимости роль учителя: не все помнят после окончания школы закон Ома, например, или названия всех химических элементов, географических пунктов, но имя классного руководителя помнят всю жизнь. «Личность воспитывается только личностью» - педагогическая аксиома, ставшая таковой благодаря работам Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, Я. Корчака, В.Н. Сороки-Росинского, Ш.А. Амонашвили и многих других педагогов: известных и неизвестных. В.А. Сухомлинский, неоднократно в своих произведениях подчеркивал: воспитывает не учебник, воспитывают живые человеческие отношения. И, как показывает практика, классный коллектив всегда является «слепком» со своего классного руководителя.

Педагогической истиной является понимание того, что только через работу классного руководителя, только через первичные – классные - коллективы, можно «дойти» до каждого ребенка, сделать так, чтобы каждый подросток был «включен» в воспитательную систему.

И, несмотря на то, что современные подростки – первое поколение, выросшее при интернете, и потому владеющее его технологиями лучше, чем многие взрослые, а потому смотрящие на взрослых свысока, они являются самой уязвимой социальной стратой. Это всегда был самый кризисный, нестабильный, переломный, а потому самый хрупкий, нежный и ранимый возраст.

Классный руководитель, педагог должен понимать тонкую психологию данного возраста, границы которого определяют по–разному: от традиционных 11-14, до современных, трактуемых достаточно широко, 10-20. Расширение границ связано с ранним половым созреванием, с одной стороны, и в то же время – растущим социальным инфантилизмом, с другой.

Важно разобраться в специфике этого возраста, знать новообразования, которые проявляются в анатомо–физиологической и социальной сферах.

Главная характеристика этого возраста – половое созревание (пубертат) как затянувшийся анатомо-физиологический кризис. Новообразованиями подросткового возраста в физиологической сфере являются:

· бурные анатомические и физиологические изменения (пубертатный период);

· неустойчивость психики (замедленные психические познавательные процессы: память, мышление, речь; рассеянное внимание; подкорковые процессы выходят из-под контроля; ослабляется деятельность второй сигнальной системы; слабая рефлексия, противоречивость поведения, которое сам не может объяснить);

· эмоциональная нестабильность (повышенная возбудимость, перепады настроения, чувство одиночества, отверженности, обидчивость, ранимость).

В социальной сфере данный период называется «переходным»: от детства к взрослости. К новообразованиям подросткового возраста в социальной сфере относятся:

· чувство «взрослости» (хочет равноправных отношений со взрослыми);

· половая идентификация (заняты своим «созреванием», повышенный интерес к отношениям между полами);

· самоидентификация («кто я?», «зачем живу?»); рост самосознания (не быть похожим на всех! выделиться! доказать всем, что взрослый! уникальный, особенный!

· формирование собственной системы ценностей (переоценка ценностей семьи, несформированность и поиск своей; социальная незрелость – они безответственные: хотят иметь права как взрослые, и никаких обязанностей как дети; постоянно озабочены, что о них думают другие);

· расширение круга интересов, круга общения, социального пространства («выход» за пределы микросоциума; «тяга» к миру и тайнам взрослых, старшим сверстникам, которые их понимают лучше, чем родители).

В подростковый период происходит смена («переход»): ведущего вида деятельности, интересов, ценностных ориентиров, приоритетов. Ведущим видом становится общение (не учение!), превалирует интимно-личностное («разговоры по душам»). Происходит активная социализация: посредством общения подросток осваивает мир, «познает» других (новых!) людей. Ведущие интересы направлены на себя (эгоцентризм); они постоянно озабочены, что о них думают другие). Ведущие приоритеты/ценности: дружба, отношения (семья как ценность постепенно вытесняется.)

Трагедия возраста заключается в конфликте: претензии на взрослость не подкреплены у подростка достаточным социальным опытом, а поэтому он много ошибается, попадает в смешные и драматические ситуации, и потому недоволен, злится на себя, а выплескивает - на окружающих!

Подростка надо постараться понять, а для этого - знать, что им движет: его потребностно-мотивационную сферу. При этом осознавать, что взрослые могут справляться со своими потребностями, а подросток – нет; он в любом случае будет искать и найдет средства удовлетворения своих потребностей.

Итак, потребности подростка и средства их реализации:

· в признании: его достижений («взрослости», уникальности, «самости». Он постоянно «доказывает» свою взрослость, отсюда - бунтарское, протестное, конфликтное, эпатажное поведение, подтекст которого: «Обратите на меня внимание! Я уже не маленький!» Он ищет среди взрослых или старших сверстников «кумира» для подражания и обязательно найдет. Не признаем «взрослости» – будет издеваться над малышами, собаками и т.д., демонстрируя силу.

· в завоевании особого социального сатуса, повышении самооценки в глазах сверстников. Этим объясняется любовь подростка к «статусным» вещам, моде, «выдающимся» поступкам. Если нет сферы для успешной деятельности подростка, самореализация выливается в уродливые формы: ирокезы, татушки, драки, ножи, «коктейли молотова» и т.д.

· в принадлежности к какой-либо группе. Подростки любят «сбиваться» в группы, на подсознательном уровне понимая свою социальную и физическую слабость. Если не станем педагогически управлять этим процессом - целенаправленно создавать команды, подростки будут организовывать банды. Важный нюанс: принадлежность к группе всегда отличает символика и атрибутика, и желательно – тайна (к которым так тяготеет подросток!).

· в постоянном общении. Если нет нормального общения в семье (а среднестатистический современный родитель проводит с ребенком, по разным исследованиям, 8-18 минут в день) или целенаправленно организованного в школе, подросток либо будет искать его «на стороне», либо уйдет в виртуальное пространство.

· в любви. Подросток остро нуждается в любви (не нарочитой!) и поддержке, прежде всего – родителей: безусловной, чтобы его любили и принимали (а не «воспитывали»!) таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками. Если не находит любви в семье, будет искать ее на стороне (одна из причин подростковой проституции), или в интернете, где дети легко попадаются на уловки различных вербовщиков и мошенников.

Подросткам нужна помощь! И естественно было бы ждать ее от родителей. И бывает, что этот возраст «незаметно» проходит, но только в семьях мудрых родителей, которые помнят себя в этом сложном возрасте, и  понимая особенности возраста, относятся к подростку так, как хотели, чтобы относились к ним, и понимают, что дети даны им на всю жизнь, поэтому главное – сохранить во чтобы то ни стало доверительные отношения…

Как показывает практика, современная семья оказалась в растерянности и не может противостоять вызовам времени: обилию моделей поведения, предлагаемых интернетом… Разрыв детско-родительских и межпоколенческих отношений становится трендом современного социума.

Конечно, об этом надо говорить на родительских собраниях, но не только говорить, проводить тренинги, деловые игры, использовать интерактивные формы в работе с родителями. И эта деятельность также ложится на плечи классного руководителя. Но если не мы, то кто?

Таким образом, деятельность классного руководителя по созданию безопасной среды в коллективе подростков должна начинаться с активной позиции самого педагога, который чувствует ответственность за жизни детей, и потому не может оставить незамеченными царапины на руках, синяки под глазом, подавленное состояние ребенка и т.д.

Первое направление деятельности классного руководителя в создании безопасной среды – педагогический мониторинг классного коллектива, где кроме наблюдения, использование социометрии и референтометрии, бесед и опросов – методик, позволяющих выявить аутсайдеров, изгоев, неформальных лидеров, систему отношений в классе.

Второе направление деятельности – использование технологий индивидуальной работы (особое внимание – аутсайдерам, подросткам с деструктивным поведением, «особенным» детям): 

· выявление интересов, способностей, авторитетных/референтных лиц, каждого подростка;

· «педагогическое сотворение кумира»;

· поиск социально ориентированного, интересного для подростка вида деятельности, где он сможет самореализоваться, демонстрировать «взрослость», быть успешным;

· создание ситуации успеха/признания/поддержки;

· проведение доверительных бесед (не нравоучений!) с глазу на глаз с выяснением причин, затруднений, мотивов поступков;

Использование методов: поддержки, поощрения, опоры на положительное, убеждения, стимулирования, «эффект Пигмалиона», сократовский диалог, косвенного воздействия, авансированного доверия.

Категорический отказ от методов: наказания, унижения, оскорбления, подавления; шантажа, угроз; «навешивания ярлыков», «пришивания» плохих мотивов; сравнения одного подростка с другим; крика; сарказма, «чтения моралей» (подростки не любят, когда их «воспитывают»!). Главное, чтобы в классном руководителе подросток видел старшего друга, наставника, которому можно доверять!

И все же в подростковом возрасте (потребность в принадлежности к группе!) более значимыми становятся коллективные, групповые технологии – надо создавать команды, и постоянно «перемешивать» их (чтобы не враждовали «кланы»). Таких технологий много: КТД, тренинги командообразования, игровое моделирование (имитационные, деловые, оргагизационно-деятельностные игры), исторические реконструкции, дискуссии, диспуты, полилоги, спортивные соревнования, тренинги, командное проектирование (особенно – социальное!), творческие проекты, акции, батлы, квесты, шоу-технологии.

В работе с коллективом помогут технологии, предложенные в книгах Н.Е. Щурковой, Е.Н. Степанова, (например, технология педагогического разрешения конфликта); С. Соловейчиком в его книге «Дневник Николая Федоровича», А.Н. Лутошкина «Как вести за собой». А также классика: работы А.С. Макаренко, И.П. Иванова, Л.И. Уманского, В.А. Караковского.

В современном инернет-пространстве сценариев классных часов, КТД, игр, мероприятий очень много. Однако, их нельзя механически копировать. Главное - активизировать само-деятельность подростков, актуализируя их потребность во «взрослости». Великая миссия современного педагога – быть организатором и идейным вдохновителем самостоятельной деятельности школьников. У мудрого классного руководителя класс уверен, что они – команда, что они – лучшие, что они все могут и все делают сами!

Эффективные технологии, основанные на совместной деятельности, коллективном авторстве и положительных эмоциях, в результате которых создаются традиции (по выражению Макаренко – каркас коллектива), прочные отношения взаимной зависимости, формируется аксиологически насыщенная воспитательная среда коллектива, благоприятный психологический климат и  особый феномен - корпоративная культура, являющаяся «коллективным сознанием», детерминирующим поведение и отдельной личности, и всего коллектива. Жизнь класса должна быть постоянно насыщена совместной деятельностью, развиваться по законам коллектива (завтрашней радости, перспективных линий, параллельного действия, эстетики, традиций, заботы). Все перечисленное есть факторы, обеспечивающие создание безопасной социальной среды в коллективе!

Классному руководителю необходимо постоянно повышать свою компетентность в сфере воспитания: знать закономерности, принципы, формы, методы, приемы воспитательной деятельности; теорию коллектива, признаки, стадии развития коллектива, понимать его значение как мощного средства воспитания и роль классного руководителя на каждой его стадии. Средствами повышения компетентности выступают не только самообразование, но и такие формы как: педсоветы (где вопросы воспитания рассматриваются, как правило, по остаточному принципу), МО классных руководителей, тематические семинары классных руководителей; тренинги, кейс-стади. Руководству образовательными организациями необходимо разработать систему мотивации деятельности классных руководителей; проводить 2 раза в год панораму/фестиваль открытых мероприятий или классных часов; использовать ресурсы конкурса «Самый классный классный», диссеминировать лучший опыт и др.

В заключении надо сказать, что роль классного руководителя, как представителя самого ближайшего к ребенку, контактного микросоциума, велика, иногда – определяющая! «От правильного воспитания детей зависит благосостояние народа» (Дж. Локк). Классный руководитель наделен великой миссией: в его руках – будущее человека, государства, будущее цивилизации!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: