Русская литература XVIII века. Вопросы
1. Литература XVIII в. в критике и литературоведении.
2. Периодизация русской литературы XVIII в.
3. Повести петровского времени; особенности сюжета, связь с традициями рукописных повестей 17 века и фольклором; новизна содержания; тип героя.
4. Стихотворство и драматургия Петровского времени.
5. Барокко в литературе и искусстве Петровского времени.
6. Творчество Ф.Прокоповича: публицистика. Лирика. Трагедокомедия «Владимир».
7. Исторические корни и философские истоки классицизма. Классицизм и философия Просвещения. Поэтика литературы классицизма. Художественное своеобразие русского классицизма.
8. Проблематика первой сатиры А.Д.Кантемира «На хулящих учение...». Галерея сатирических персонажей. Авторский пафос. Своеобразие языка и стиля.
9. Проблематика второй сатиры А.Д.Кантемира «На зависть и гордость дворян злонравных...». Персонажи. Авторский пафос. Своеобразие языка и стиля
10. Творчество В.К.Тредиаковского. Лирика. Переводные романы: «Езда в остров любви», «Тилемахида».
|
|
11. Начало реформы стихосложения. Трактаты Тредиаковского и Ломоносова, их роль в оформлении принципов русской силлабо-тоники.
12. Филологические работы Ломоносова («Риторика», «О пользе книг церковных в российском языке»). Ломоносов - теоретик классицизма в России.
13. Роль поэта и предназначение поэзии в осмыслении Ломоносова. Анализ стихотворений «Разговор с Анакреонтом», «Я знак бессмертия себе воздвигнул...».
14. Жанр торжественной оды в творчестве Ломоносова. Ода «На взятие Хотина».
15. Ода Ломоносова «На день восшествия... 1747 года»: проблематика, композиция, особенности образной системы. Ода как произведение высокого стиля.
16. Духовно-философские мотивы в «Утреннем...» и «Вечернем размышлении...» Ломоносова. Проблематика и поэтика стихотворений.
17. Поэтические переложения библейских текстов в творчестве Ломоносова. Переложения псалмов, «Ода, выбранная из Иова».
18. Петр I в мировоззрении и творчестве Ломоносова. Образ Петра в одах, надписях и др. Поэма «Петр Великий»: замысел и его воплощение.
19. А.П.Сумароков - теоретик русского классицизма. Эпистола «О стихотворстве».
20. Лирика А.П.Сумарокова. Идея равнозначности жанров в теории и творческой практике поэта.
21. Сатирические произведения Сумарокова. Сатиры. Хор «Ко превратному свету». Басни (притчи) в творчестве поэта.
22. Трагедия Сумарокова «Димитрий Самозванец». Особенности политической концепции; специфика обрисовки персонажей.
23. Развитие жанра комедии в творчестве Сумарокова.
24. Русская сатирическая журналистика 1769-1774 гг. Журналы Н.И.Новикова: проблематика, жанровый состав публикаций. Полемика с журналом «Всякая всячина».
|
|
25. Развитие прозы в 1760-е-1770-е гг. Ф.А.Эмин «Письма Ернеста и Доравры». М.Д.Чулков «Пригожая повариха».
26. Стихотворная сатира Фонвизина «Послание к слугам моим». «Лисица-казнодей».
27. Комедия Фонвизина «Бригадир»: проблематика и поэтика. Художественное новаторство драматурга.
28. Проблематика комедии Фонвизина «Недоросль». Просветительские идеалы Фонвизина.
29. Художественное своеобразие комедии «Недоросль». Специфика художественного метода Фонвизина-драматурга.
30. Особенности обрисовки персонажей в комедии «Недоросль». Характеристики Простаковой, Митрофана, Скотинина, Еремеевны. Стародум как выразитель авторской позиции в пьесе.
31. Творчество Фонвизина в критике и литературоведении.
32. Жанр «слезной комедии» в русской драматургии второй половины 18 века. В.И.Лукин. «Мот, любовию исправленный».
33. Жанр комической оперы в русской драматургии второй половины 18 в. М.А.Попов, «Анюта»; Я.Б.Княжнин «Несчастие от кареты»; А.О.Аблесимов «Мельник – колдун, обманщик и сват». Комическая опера как жанр литературы сентиментализма.
34. Драматургия Я.Б.Княжнина. Проблематика и поэтика трагедии «Вадим Новгородский».
35. Творчество М.М.Хераскова. Лирика. Романы. Героические поэмы.
36. Жанр ирои-комической поэмы в творчестве В.И.Майкова. «Елисей, или Раздраженный Вакх».
37. «Душенька» И.Ф.Богдановича: античный миф и его воплощение. Особенности стихотворного повествования. Черты стиля «легкой поэзии».
38. Новаторство поэтической системы Г.Р.Державина. Анализ оды «Фелица».
39. Философские мотивы в лирике Державина. «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад».
40. Державин о роли поэта и предназначении поэзии. «Мой истукан», «Видение мурзы», «Памятник» и др.
41. Анакреонтическая лирика Державина.
42. Творчество Державина в критике и литературоведении.
43. Философско-эстетические основы русского сентиментализма.
44. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева: проблематика и поэтика. Вопрос о художественном методе книги.
45. Поэзия М.Н.Муравьева: зарождение русского предромантизма.
46. «Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина: решение проблемы «Россия и Европа», особенности оценки европейских стран. Образ повествователя.
47. Поэтическое творчество Карамзина. Особенности жанрово-тематического состава. Сентиментально-предромантические мотивы в стихотворениях.
48. Анализ повести Карамзина «Бедная Лиза».
49. «Наталья, боярская дочь» Карамзина: особенности обрисовки персонажей, авторская позиция.
50. Новаторство предромантических повестей Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»).
51. Особенности психологизма прозы Карамзина (на примере повестей «Юлия», «Чувствительный и холодный», «Рыцарь нашего времени»).
52. Формирование историзма в повести Карамзина «Марфа посадница, или Покорение Новагорода».
53. Творчество Карамзина в критике и литературоведении.
54. И.И.Дмитриев - поэт русского сентиментализма.
55. Творчество И.А.Крылова: сатирическая журналистика, проза, драматургия. Восточная повесть «Каиб».
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ (ПО КУРСУ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ХУШ ВЕКА»)
А.Д.Кантемир. Сатира первая «На хулящих учение» («К уму своему»). Сатира вторая «На зависть и гордость дворян злонравных» («Филарет и Евгений»).
М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» («Царей и царств земных отрада...»); «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Утреннее размышление о Божием величестве», «Разговор с Анакреоном», «Я знак бессмертия себе воздвигнул...». Поэма «Петр Великий» (фрагменты).
|
|
А.П.Сумароков. Эпистола «О стихотворстве»; трагедия «Димитрий Самозванец»; комедия «Опекун»; сатиры «О благородстве», «Пиит и друг его», хор «Ко превратному свету», притчи (1-2 по выбору).
Н.И.Новиков. Статьи из сатирических журналов «Трутень», «Живописец». «Письма к Фалалею», «Отрывок путешествия в И* Т*» (по хрестоматии).
Д.И.Фонвизин. «Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке», «Лисица-казнодекй». Комедии «Бригадир», «Недоросль».
В.И.Майков. «Елисей, или Раздраженный Вакх».
И.Ф.Богданович. «Душенька».
Г.Р.Державин. «Фелица», «Видение мурзы», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад», «Памятник» («Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный...»), «Русские девушки», «Дар» и др..
А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обязательно: «Выезд», «Любани», «Чудово», «Спасская Полесть», «Крестьцы», «Едрово», «Хотилов», «Медное», «Тверь», «Клин», «Черная Грязь»).
Н.М.Карамзин. Стихотворения: «Поэзия», «Анакреонтические стихи А*А*П*», «Осень», «Раиса», «К Милости», «Кладбище», «Странность любви, или Бессонница», «Послание к Дмитриеву…», «Илья Муромец», К бедному поэту» и др.
«Письма русского путешественника».
Повести: «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена», «Юлия», «Чувствительный и холодный», «Рыцарь нашего времени», «Марфа Посадница, или Покорение Новагорода».
И.И.Дмитриев. «Модная жена», песни (1-2 по выбору), басни (1-2 по выбору).
И.А.Крылов. «Каиб».
Наизусть:
М.В.Ломоносов. Отрывок из оды «На день восшествия... 1747 г.» (2 строфы: «О вы, которых ожидает...», «Науки юношей питают...»);.
Отрывок из «Вечернего размышления...» (2 строфы: «Лице свое скрывает день...», «Песчинка как в морских волнах...»).
Г.Р.Державин. Отрывок из оды «Фелица» (строфа «Мурзам своим не подражая....»);
Отрывок из оды «На смерть князя Мещерского» (1-я строфа «Глагол времен! Металла звон...»)
«Памятник» («Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный...»).
Конспект:
Г.В.Москвичева. Русский классицизм (любое издание)