double arrow

Понятие движения в философии

Понятие движения в философии

 

       Мы живем в мире, где движение является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Каждый день мы ездим на работу на общественном транспорте, посещаем кафе и рестораны, ходим в магазины, а иногда путешествуем за границу. Помимо чисто физического перемещения, способностью к движению также обладает наше сознание: с возрастом человек приобретает новые знания и умения, развивается, как самостоятельная личность. Утверждение о том, что все в мире живет и развивается, для нас, современных людей, воспринимается, как нечто само собой разумеющееся. Но для того чтобы достичь того уровня понимания феномена движения, на котором мы находимся сейчас, человечеству пришлось потратить столетия, наблюдая за природой и проводя различного рода эксперименты. 

       Понятие движения было известно еще со времен Древней Греции, однако разные ученые-философы предлагали различные трактовки данного концепта, иногда диаметрально противоположные. Так как важнейшей задачей древнегреческих философов было стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом, многие их них связывали движение с понятиями бытие и первоисточник. Например, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (представители Мил е тской школы), а также Гераклит, считали, что первоисточником всего живого является такой элемент, как вода, апейрон (бесконечное, вечно движимое вещество, основа сущего), воздух и огонь соотвественно. Отсюда все существующие предметы и явления представлялись лишь модификациями этих элементов.

       Как уже было сказано выше, неразрывную связь между бытием и движением подчеркивал Гераклит, однако в своих рассуждениях о природе движения он заходит дальше своих современников. Гераклит пишет:

«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Все течет, все изменяется. Все бежит, ничто не стоит».

       Для Гераклита все во Вселенной находится в постоянном движении и постоянно претерпевает изменение. То, что кажется нам невидимым, неизменным, постоянным, представляется таковым только потому, что наши органы чувств неспособны узреть происходящие изменения. Помимо этого, Гераклит также выдвигает фундаментальную идею о борьбе противоположностей, считая, что именно она является движимой силой любого развития. При этом он подчеркивает, что противоположности существуют в единстве между собой, благодаря чему в природе царит гармония и равновесие. Данное утверждение впоследствии станет одним из основных законов материалистической диалектики.

       Говоря о понятии движения также невозможно не упомянуть имя древнегреческого философа Демокрита, который полагал, что все в мире состоит из атомов, мельчайших неделимых частиц, находящихся в непрерывном движении (утверждение о неделимости атома впоследствии будет опровергнуто). Именно он считается одним из основоположников атомной теории.  

       Иное, противоположное понимание движения предлагал представитель Элейской школы Парменид. Он утверждал, что «у Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара»…. [Бытие] не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует». В отличие от Гераклита, Парменид воспринимал природу, как неделимое целое, и отрицал ее способность двигаться и изменяться, считая, что последнее является лишь иллюзией, порождаемой органами чувств человека. Идеи Парменида поддержал его ученик Зенон Элейский, который выработал ряд утверждений, указывавших на противоречивость понятий движения, пространства и времени. Данные положения получили название апории Зенона. К наиболее известным апориям о движении относятся: 

· Ахиллес и черепаха

       Быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать медлительной черепахи, если в начале движения она находится на некотором расстоянии от Ахиллеса: пока Ахиллес достигнет черты, с которой стартовала черепаха, она сама проползет на некоторое расстояние, пусть и меньшее; пока Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха продвинется еще дальше, и т.д.

· Дихотомия

  Движущееся тело никогда не достигнет конца пути, потому что оно сначала должно дойти до середины пути, потом до середины оставшегося пути, потом опять до середины остатка и т. д. Таким образом, прежде чем дойти до конца пути, тело должно пройти бесконечное множество середин, а это потребует бесконечного времени.

· Летящая стрела

       В каждый момент времени летящая стрела занимает равное самой себе пространство. Следовательно, она в течение некоторого времени покоится. Таким образом, она и вовсе не движется.

       Вклад вышеупомянутых философов в развитие понятия движения невозможно недооценивать, так как они заложили фундамент для многих, современных концепций. Однако, на наш взгляд, более четкие представления о природе и характере движения были сформулированы и предложены Аристотелем.

       Аристотель рассматривает движение не только с его физической стороны, но и с метафизической. Однако невозможно начинать описание развития идей Аристотеля, не упомянув о введенном им многогранном понятии энтелехия. Под энтел е хией, в более узком значении, понимается способ бытия вещи, сущность которой вполне реализована. Переход же от возможного в действительное осуществляется посредством движения, которое характеризуется следующими свойствами. Во-первых, оно (движение) всегда должно быть целенаправленным, во-вторых, сила, его вызывающая, должна быть внутренне присуща самой вещи. Таким образом, Аристотель полагал, что движение присуще самим вещам и обусловлено волей первоисточника, иначе говоря, Бога. Если же у тела нет причины двигаться и на него не действует сила, то оно находится в состоянии покоя.

       Аристотель выделял 6 видов движения: возникновение, уничтожение, увеличение, уменьшение, превращение и перемещение. Что касается механического движения, то он подразделяет его на два вида: движение небесных тел и движение всех остальных тел. Движение небесных тел — это вращательное, круговое равномерное движение, не имеющее ни начала, ни конца, ни материальной причины. Аристотель полагал, что на небе все совершенно, тогда как на Земле все возникает и исчезает. Ошибочность данного утверждения заключалась в ограниченности наблюдений и невозможности более детального исследования космических объектов.

       Движение всех остальных, земных тел делится на естественное и насильственное. Под естественным движением понимается такое движение, при котором тело стремится к своему естественному месту, например: брошенный камень стремится упасть на землю; дым от костра поднимается вверх, по воздуху. Аристотель также приходит к выводу о том, что скорость падения тела пропорциональна его весу, т. е. предметы с большим весом падают быстрее, чем более легкие предметы. В отличие от естественного, насильственное движение требует воздействия на предмет внешней силы. Когда же силы перестают оказывать влияние на предмет, он останавливается. Таким образом, тело, на которое не действуют силы, всегда находится в состоянии покоя.

       Данная аристотелевская концепция движения занимала доминирующую позицию в науке и культуре вплоть до конца XVI – XVII века, пока на горизонте науки не появился итальянский ученый Галилео Галилей, который подверг идеи Аристотеля пересмотру. Важнейшим достижением Галилея стало внедрение в научный дискурс принципа инерции, согласно которому если на тело не действуют силы, то оно находится в состоянии покоя или равномерного движения. Данный закон уравнял покой и движение и опроверг идею о том, что движение с постоянной скоростью требует причины. Кроме этого, Галилей провел эксперимент с падением тел, различных по своей массе, в результате чего выяснилось, что в отсутствие сопротивления воздуха все тела, вне зависимости от массы, падают на Землю равноускоренно. Данное утверждение получило название ускорение свободного падения.

       Таким образом, Галилео Галилей смог пошатнуть ту научную парадигму, которая сложилась в античные времена и существовала в Европе вплоть до осуществленных им научных открытий. Однако решающую роль для создания новой картины мира и философии сыграл Исаак Ньютон, основоположник классической механики. Ньютон сформулировал три основополагающих закона движения:

1) закон инерции;

2) дифференциальный закон движения;

3) сила действия равна силе противодействия.

       Кроме этого, им же был открыт известный каждому закон всемирного тяготения. Тем не менее Ньютон так и не смог найти научный ответ на вопрос, как появилась Вселенная и что является источником ее движения? Так как для движения нужна была сила, то для рождения Вселенной, как полагал Ньютон вслед за Аристотелем, необходим «первотолчок». Первоисточником всего Ньютон считал Бога. Что касается философских воззрений Ньютона по поводу пространства и времени, то он считал данные категории универсальными вместилищами, которые существуют независимо друг от друга и материальных тел. Физики долгое время полностью придерживались данной так называемой субстанциальной концепции Ньютона. Только некоторые философы критиковали понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, например, Готфрид В. Лейбниц, «вечный оппонент» Ньютона. Он выступал с критикой данной концепции, считая пространство и время относительными. Против абсолютизации понятий впоследствии также выступал Эрнст Мах, идеи которого оказали глубокое влияние на Эйнштейна.

       Вышеупомянутые утверждения до сих пор касались механического движения, то есть движения, связанного с перемещением тел в пространстве. Если же говорить о другом понимании концепта движения, то благодаря открытиям в области естествознания, а также разработке Чарльзом Дарвином теории эволюции, данная концепция была переосмыслена в работах Фридриха Энгельса. Энгельс рассматривал движение, как один из атрибутов материи, без которого она не может существовать: «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи». По мнению Энгельса, все в мире находится в постоянном движении («все есть движение»), которое воспринимается не только, как передвижение тела из одной точки в другую, но и как «любое изменение вообще». На основе данного утверждения, Энгельс выделяет 5 основных форм движения:

· Механическое движение;

· Физическое движение (теплота, гравитация);

· Химическое движение (превращение атомов в ионы);

· Биологическое движение (эволюция живых организмов, обмен веществ);

· Социальное движение (революция, миграция).

       Здесь стоит отметить, что форма движения материи связана с конкретным носителем, имеет определенную область распространения и подчиняется своим определенным законам.   Помимо этого, данную классификацию нельзя считать абсолютной, так как каждый из вышеперечисленных типов движения не существует в отдельности от других и может находиться с ними в тесной взаимосвязи. Так движение может переходить по восходящей линии (от простых форм к более сложным), в таком случае оно называется развитием или прогрессом. В противном же случае оно считается регрессивным. При этом важно заметить, что прогресс в одной области не является абсолютным и как правило сопряжен с регрессом в другой (согласно закону единства и борьбы противоположностей). Еще одной характеристикой движения, о которой мы уже упоминали, когда говорили о философских воззрениях Гераклита, является его противоречивость. Как отмечал В. И. Ленин: «движение есть противоречие — есть единство противоречий». 

       Разработанная Энгельсом классификация основных форм движения материи опиралась на достижения науки XIX века и остается актуальной и по сей день. Однако в связи со значительным скачком в развитии науки в XX веке, в частности с появлением квантовой механики, разработкой общей и специальной теории относительности, доказательством деления ядра атома и так далее, данная философская концепция на сегодняшний день подвергается модернизации. Достижения классической механики имели определяющее значение для естествознания XVII – XIX веков, однако они оказались несостоятельными, когда речь касалась движения на уровне микромира и движения на очень малых или сверхвысоких скоростях. В то же самое время развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе и внедрении новой формы движения квантово-механической, что создало благоприятную почву для формирования новой мировоззренческой парадигмы — квантово-релятивистской физической картины мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: