Их инновационный потенциал

Субкультура, контркультура, антикультура.

Культура любой эпохи обладает относительной целостностью, но сама по себе она неоднородна. Немецкий культурфилософ В. Виндельбанд отмечал, что культура столь бесконечна сложна, многообразна и полна противоречий, что человек не в состоянии полностью воспринять ее. Внутри конкретной культуры, по Виндельбандту, городская среда отличается от деревенской, официальная культура – от народной, аристократическая – от демократической, христианская – от языческой, взрослая – от детской. Обществу, следовательно, грозит опасность разбиться на группы и атомы.

Даже в античной культуре Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал. В культурной эпохе Средневековья, новое христианское начало не овладело полностью старым, языческим миросозерцанием.

Многосоставной в культурном отношении оказалась и следующая за Средневековьем – эпоха Возрождения. Виднейший исследователь этой эпохи М.М.Бахтин отмечал, что в эпоху Возрождения необозримый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял официальной и серьезной культуре церковного и феодального средневековья.

Таким образом, в каждой культурной эпохе можно выделить разновекторные тенденции: эзотерическое и профанное, элитарное и массовое, официальное и народное, языческое и христианское, научное и мистическое.

В этом смысле важно провести различие между понятиями «контркультура» и «субкультура», посредством которых можно понять механизмы социокультурной динамики.

Под субкультурными областями культуры понимают особый кодекс правил и моральных норм поведения внутри определенной социальной группы или этноса, обладающих определенной автономностью, закрытостью, но, в то же время не претендующих на то, чтобы заменить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Примером субкультурной этнической группы являются цыгане (не считающие зазорным воровать у чужих и считающие преступлением воровать у своих), кавказцы (обладающие особым кодексом почтения к старшему человеку).

Субкультурной социальной группой являются заключенные, говорящие на особом жаргоне и подчиняющиеся своеобразным стандартам поведения криминальной среды. Субкультура, следовательно, призвана держать свои особые социокультурные признаки в определенной изоляции от официальной культуры. Субкультура не претендует на всеобщность их жизненных и практических установок, а напротив, заинтересована в сохранении законов своей среды в противовес господствующим в культуре.

Существование субкультур связано с тем, что практически каждое конкретное сообщество внутренне неоднородно, включает помимо основного этнического и социального ядра группы со специфическими этнографическими, сословными, конфессиональными, функциональными и иными признаками.

Немецкий ученый Э. Фукс в трехтомной «Иллюстрированной истории нравов» приводит многочисленные исторические примеры субкультурных феноменов. Описывая нравы аристократии эпохи Ренессанса, автор подчеркивает своеобразие крестьянской и монашеской жизни. Характеризуя галантный век (ХVIII в.) и нравы эпохи абсолютизма, он в то же время противопоставляет ему культурные привычки и нормы мещанства.

В наше время специфика субкультурных признаков может быть порождена изолированным от основного ядра проживанием определенной группы этносов (например, народы Крайнего Севера), особым вероисповеданием (старообрядцы), особыми социально-профессиональными функциями (казаки) и т.д.

Однако в истории культуры складывались такие ситуации, когда локальные субкультурные комплексы ценностей выходили за рамки собственной культурной среды и начинали претендовать на универсальность. Такие явления в культуре квалифицируются как контркультурные тенденции. Например, в европейской культурной традиции вплоть до Возрождения подростки воспринимались господствующей культурой как маленькие взрослые. Им шили точно такие же кафтаны, надевали такую же обувь, как и для родителей. Так было и во времена Шекспира. Мысль о том, что мир ребенка радикально отличается от мира взрослых, еще не родилась. В последующем детей как бы отделяли от зрелых людей. Так появилась своеобразная субкультура, которая сохраняла и воспроизводила определенные культурные циклы, обусловленные сменой поколений. Однако, по мнению немецкого социолога К.Мангейма, субкультурные искания молодых выражают некое преходящее отклонение от магистрального пути, которое неизбежно в силу возрастного брожения и является эпизодом на пути приобщения к господствующей культуре.

В современной культурологии понятие контркультуры имеет, по крайней мере, два значения. Во-первых, оно используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре.

Во-вторых, контркультура отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг. ХХ века, отражающей критическое отношение к современной культуре и отвергающей ее, как и «культуру отцов».

Термин «контркультура» принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку (1960г.), который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры в некий относительно целостный феномен.

Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных установок следует рассматривать как процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Так, рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен. Первые ученики Христа были простыми людьми, принадлежали к низшим слоям общества. Сам Господь Иисус был просто учителем из Назарета, не имел никаких влиятельных лиц в своем окружении. Не случайно в Римской империи разыгрались страшные драмы, когда произошло первое столкновение молодой, нарождающейся христианской церкви с великой и властной Римской империей.

В той же мере отход от христианской культуры к последующему светскому восприятию мира предполагал длительный период контркультурного противостояния традиционным ценностям религии.

Канадский исследователь Э. Тирьякян увидел в контркультурных феноменах мощные катализаторы культурно-исторического творчества. Это понимание контркультуры как ядра будущих культурных парадигм становится ныне в западной культурологии общепринятым.

Лекция 7 Семиотика: язык и символы культуры, культурные коды


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: