Понятие культурного конфликта.
Внутренние коллизии – неизбежный спутник развития любого явления, в том числе и культуры. Нередко они порождают кризис – обязательный и закономерный этап в развитии каждой культуры. Кризис в культуре определяется как состояние или тенденция разрыва между существующими духовными структурами и формирующимися новыми, более отвечающими меняющимся требованиям общества. Сущность кризиса – переоценка и перекомпановка слагаемых духовно-смыслового ядра культуры. Он способен парализовать культурную динамику, вызвать безвременье, болезненные и мучительные явления. Но кризис нередко сопряжен с самопознанием культуры, с обнаружением ее потенциала, возможностей внутреннего развития. Вот почему, как свидетельствует мировая практика, кризисные явления нередко предшествуют рождению новой культуры.
Можно, следовательно, говорить о благоденствующих культурах и о культурах, находящихся в состоянии упадка. Критерием такого разделения, по М. Буберу, является экзистенциальное самоощущение человека внутри данной культуры, когда на фоне господствующей установки благополучия может рождаться тревожная ситуация, и, напротив, душевная озабоченность и тревога могут в «бездомную эпоху» обрести нотки вселенского успокоения.
|
|
Однако данный буберовский критерий является следствием распада внутреннего устойчивого представления культуры о самой себе. Процветание культуры – это выражение ее самодостаточности, сцепленности и соразмерности основных составляющих культурного ядра. Кризис – поиск устойчивого ядра. По мнению американского социолога Д.Белла, в истории было мало периодов, когда человек чувствовал, что мир его прочен и надежно размещен, как сказано в христианской аллегории, между хаосом и небесами.
Кризис культуры, по К. Ясперсу, связан с распадом конкретного типа целостности (мифологической, религиозной и т.д.) Первым великим кризисом в истории мировой культуры было время разрушения обособленных культур и создание империй – «осевое время» (К. Ясперс). Осевые народы – это те, которые, последовательно продолжая свою историю, совершили скачок, как бы вторично родились в нем, тем самым, заложив основы духовной сущности современного человека и его подлинной истории.
Европейская культура родилась в недрах язычества как следствие кризиса мифологического сознания греко-римской Античности. Античность породила христианство, вобравшее в себя все мистерии, все поиски спасения, учения и обряды всех языческих культов Римской империи.
Развитие научных знаний в Европе в XVI-XVII вв. привело к кризису средневекового теоцентризма и рождению европейского рационализма.
|
|
Современный кризис есть предвестие новой культурной парадигмы. Кризис современной европейской культуры одним из первых описал немецкий философ («философ неприятных истин») Фридрих Ницше. Признаки этого кризиса ныне стали общим местом: образование подменяется пустым знанием; душевная субстанциальность – вселенским лицедейством жизни «понарошку»; скука заглушается наркотиками и острыми ощущениями. Всякий живой духовный росток подавляется шумом и грохотом мира иллюзий. Все говорят, но никто не слышит. Все пробалтывается и продается. «Не кто иной, как Ницше, показал пустыню, в которой идут сумасшедшие гонки за прибылью, показал смысл машины и механизации труда; смысл нарождающегося явления – массы».
Кризисы в культуры не являются случайным наказанием, эпизодом в ее судьбе или жестоким приговором. В мировой культуре, как видим, такого рода процессы сопровождают всю ее историю. Культура не способна вечно развиваться по единой, универсальной схеме. В ее развитии наступают сложности, неожиданные злонамеренные и неудачные повороты и коллизии, способные парализовать социодинамику культуры.