Структура актов применения права

1. вводная часть (наименование акта, название органа, принявшего акт, дата принятия, субъекты, которым он адресован).

2. описательная часть (излагаются фактические обстоятельства дела, установленные правоприменителем).

3. мотивировочная часть (дается юридическая оценка ситуации).

4. заключительная часть – резолютивная часть (излагается само решение).

Однако не всегда присутствуют все части. Может быть только вводная и резолютивная часть или толь резолютивная часть.

Акт применения права и нормативный правовой акт – это не одинаковые понятия, хотя между ними есть много общего:

– часто и те и другие исходят от одних субъектов;

– и те и другие имеют государственно-властный характер.

Но есть между ними и существенное различие:

– акт применения права исчерпывается однократной реализацией, нормативный правовой акт рассчитан на неоднократное применение и адресуется персонально необозначенным субъектам.

Акты применения права – приказы, судебные акты, акты органов управление и т.д.

Эффективность актов применения права – соотношение между результатом индивидуального регулирования и целью правовой нормы.

Такая точка зрения на эффективность актов применения права высказана в работе «Правоприменение в советском государстве» (1985 г.).

В 1978 г. Лазарев издал монографию «Эффективность правоприменительных актов»

Лазарев считает, что сам факт неуклонного исполнения и систематического использования норм права, адресованных правоприменителем, уже свидетельствует об их эффективности. Но такая точка зрения не может быть признана бесспорной.

Модно лишь согласиться, что такой подход к эффективности применим лишь тогда, когда речь идет о применении императивных норм. Когда речь идет о диспозитивных нормах или о нормах, содержащих относительно-определенные санкции, требуется иной подход, т.к. диспозитивные нормы допускают определенное усмотрение, простор для деятельности, т.е. от них можно отступить.

Условия эффективности актов применения права:

1. качество фактической основы.

2. качество нормативной основы.

3. качество самого правоприменительного решения.

4. качество организации принятия решения и его исполнения.

Методика измерения эффективности актов применения права.

Судебные органы: показатель эффективности = общее количество решений

количество неотмененных решение.

Но данной формулой также нельзя ограничиваться.

Термин «толкование» используется для обозначения процесса уяснения и разъяснения норм права.

Толкование норм права – процесс, включающий:

– уяснение содержания и смысла норма права;

– разъяснения содержания и смысла норм права.

Необходимость толкования:

1. т.к. нормы права имеют общий, абстрактный характер, т.е. рассчитаны на неопределенное число случаев, неоднократное использование и т.д., а конкретные жизненные ситуации всегда индивидуальны. Следовательно, необходимо установить имеется ли в этой ситуации то, что предусмотрено нормой права, т.е. сопоставить ситуацию и норму права.

2. толкование необходимо потому, что нормы действуют не в одиночку, а в системе. Следовательно, требуется установить связь одной нормы с другими нормами, с институтами и даже отраслями.

3. толкование необходимо т.к. с внешней стороны нормы права предстают в их языковой форме.

4. каждая норма права и в целом закон имеют свою историю происхождения, обусловленную определенными конкретно-историческими фактами.

5. нормы права формулируются в виде нормативных высказываний, суждений, т.е. для их понимания требуется привлечение логического мышления.

6. необходимо учитывать функции права.

7. т.к. необходимо помнить, что каждая норма права и закон преследуют определенные цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: