Юридические фикции (выдумка, обман)

Юридические презумпции и фикции.

Способы изложения.

Текст нормативного правового акта характеризуется тм, что имеет определенную структуру и реквизиты:

- вид;

- орган (должностное лицо), издавший нормативный правовой акт;

- название, обозначающее предмет правового регулирования;

- дата принятия;

- место принятия;

- издание, автор;

- регистрационный номер;

- подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты.

Структурные элементы нормативного правового акта:

- преамбула, т.е. вступительная часть, которая содержит информацию о причинах, условиях, целях принятия нормативного правового акта, предмете и методе его правового регулирования.

- статьи и пункты, которые могут объединяться в:

- главы;

- разделы.

Недопустимо употребление в тесте нормативного правового акта:

- просторечия (жаргонизмов);

- иноязычные, заимствованные термины при наличии равнозначных терминов в белорусском или русском языках.

- абривиатуры, кроме общеизвестных.

- ненормативную лексику.

Ссылка на нормативные акты должна содержать официальное наименование государственного органа (должностного лица), название акта и другие реквизиты, а также точное указание нормы, на которую дается ссылка.

Презумпция – предположение о наличие или отсутствии определенных фактов.

Презумпция – положение, принимаемое без доказательств, но которое может быть опровергнуто. Различают:

- общеправовые;

- отраслевые.

Общеправовые: Презумпция знания законов, истинности нормативного правового акта.

Отраслевые: презумпция невиновности, презумпция виновности, презумпция отцовства – отец ребенка – юридический (законный) супруг.

Правовая фикция – это положение, которое в действительности не существует, но которому право придает значение факта.

В белорусском праве пример фикции: днем смерти гражданина, объявленного умершим считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим.

В теории права различают три вида систематизации.

1. инкорпорация – это такая разновидность систематизации, при которой нормативные правовые акты объединяются в сборники, при этом каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Содержание норм не затрагивается. Инкорпорация бывает:

– хронологическая (акты объединяются по времени их принятия – Сборник декретов и указов Президента и постановление Правительства Республик Беларусь (СДУП и ППРБ)).

– тематическая (акты объединяются по определенной сфере, тематике, регулируемых отношений).

Также инкорпорация бывает:

– официальной – осуществляется правотворческими органами (СДУП и ППРБ).

– неофициальной – может осуществляться любыми лицами.

– официозной – осуществляется не теми органами, которые приняли нормативный правовой акт, а другими органами по их поручению.

2. кодификация – объединение нормативных правовых актов в единый логически-цельный акт с изменением их содержания, т.е. в процессе кодификации устраняются устаревшие нормы, создаются новые нормы.

Кодификация – это наиболее сложный вид систематизации.

Кодекс – основной результат кодификации. Также результатами кодификации могут быть: положения, уставы, правила.

3.консолидация – вид систематизации, при котором нормативные акты объединяются в единый акт, однако при этом каждый из нормативных актов сохраняет очень редко в полной мере свою юридическую силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: