Маркетинг услуги

Маркетинг ИДЕИ обычно толкуется применительно к таким социальным идеям, как снижение уровня курения, потребление спиртного, прекращение потребления наркотиков, защита окружающей среды и т.п.

Под маркетингом ОРГАНИЗАЦИИ понимается деятельность, предпринимаемая с целью создания и поддержания благоприятного имиджа организации.

Маркетинг ЛИЧНОСТИ (персональный маркетинг) – деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения отношения или поведения общественности по отношению к конкретным лицам.

Под маркетингом ТЕРРИТОРИИ понимается деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения отношений или поведения клиентов, применительно к отдельным местам. Здесь, прежде всего, следует выделить: маркетинг зон хозяйственной деятельности (месторасположения заводов, магазинов, контор и т.п.), маркетинг отдельных мест отдыха (привлечение отдыхающих и туристов в конкретные города, районы, страны), маркетинг жилья и маркетинг инвестиций в земельную собственность (обустройство и продажа земельных участков как объектов хозяйствования и помещения капитала).

3. ЧТО именно делает маркетинг, какие проблемы он решает, и в чем состоят его функции? Фактически это вопрос о том, какова сущность маркетинга в действии.

Ø АНАЛИТИЧЕСКАЯ: это изучение и оценка внешней среды (экономических, культурных, демографических условий) и внутренней среды фирмы (покупатели, конкуренты, посредники, поставщики);

Ø ПРОДУКТОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ: это создание новых товаров, которые наиболее полно соответствовали запросам потребителя (маркетинг воздействует на производство, пытаясь сделать его достаточно гибким, способным производить конкурентоспособные товары с относительно низкими издержками);

Ø СБЫТОВАЯ: это формирование товарной политики предприятия (изучение структуры и функций каналов товародвижения);

Ø ФОРМИРУЮЩАЯ: это функция убеждения и стимулирования потребителя (расширение и поддержание на высоком уровне спрос-реклама, личные продажи, пропаганда);

Ø ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ: это сосредоточение всего комплекса взаимосвязанных вопросов маркетинговой политики и практики в руках одного должностного лица.

4. КАК, с помощью чего решаются эти проблемы, каковы принципы, методы действия маркетинга?

ПРИНЦИПЫ:

  • ориентация на потребителя (производить только то, что нужно потребителю);
  • нацеленность всей деятельности на достижения максимального конечного результата;
  • концентрация усилий на решающих в данный момент направлениях маркетинга (спрос, цена, конкуренты, реклама и т.д.) (быть активными, постоянно анализировать, изучать рынок, конкурентов, для того чтобы достичь своей рыночной ниши);
  • товар – это постоянный повод для размышлений (инженеры создают изделие, а маркетологи создают товар, однако возможна ситуация, когда одно и то же изделие может быть одновременно «олицетворением инженерной мечты» и «кошмаром» для отдела сбыта) (организовывать производство товаров после исследования потребностей и спроса);

В ходе своего развития маркетинг впитал в себя и интегрировал мировые достижения в области многих наук и сам фактически превратился в «наукоемкое» направление деятельности.

МЕТОДЫ реализуемые маркетингом изобразим схематично.

––ОБЩЕНАУЧНЫЕ (системный анализ, комплексный анализ, планирование) ––АНАЛИТИКО- ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ (программирование, моделирование, экспертиза) ––МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИЗ РАЗНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЙ (социология, психология, эстетика, дизайн)

4. В условиях рыночных отношений использование маркетинга становится не только желанным, но и объективно необходимым, поскольку он указывает предприятиям пути и средства эффективной деятельности, ориентированной на потребителя.

Маркетинг используется в различных сферах и областях жизнедеятельности, поэтому можно выделить несколько его ВИДОВ в зависимости от классификационного признака:

Критерии классификации Виды маркетинга
  По области применения 1. Маркетинг товаров народного потребления 2. Маркетинг товаров производственного назначения 3. Маркетинг услуг
По целям организации 1. Маркетинг, ориентированный на продукт 2. Маркетинг, ориентированный на потребителя
По характеру получения прибыли 1. Коммерческий маркетинг 2. Некоммерческий маркетинг
  По стратегии охвата рынка 1. Массовый (недифференцированный) маркетинг – вид маркетинга, который характеризуется массовыми производством и маркетингом одного продукта, предназначенного сразу для всех покупателей 2. Дифференцированный маркетинг – характеризуется производством и маркетингом нескольких продуктов с различными свойствами, предназначенных для всех покупателей, однако рассчитанных на разные их вкусы 3. Целевой маркетинг – характеризуется тем, что осуществляется производство и маркетинг продуктов, разработанных специально для определенных рыночных сегментов
По периоду упреждения событий 1. Тактический маркетинг 2. Стратегический маркетинг
По состоянию спроса 1. Конверсионный маркетинг – вид маркетинга, задачей которого является изменение отрицательного отношения потребителей к какому-то продукту путем переделки продукта, снижение цены и более эффективного его продвижения (табачные изделия) 2. Стимулирующий маркетинг – задача отыскание способов увязки присущих продукту выгод с потребностями и интересами потенциальных потребителей, чтобы изменить их безразличное отношение к продукту (безвредные сигареты, экономичные автомобили) 3. Развивающий маркетинг – используется в условиях скрытого, потенциального спроса, задачей которого является оценка размера рынка и разработка эффективных продуктов, способных превратить спрос в реальный 4. Ремаркетинг – вид маркетинга, задачей которого является восстановление спроса в случае его падения на основе творческого переосмысления ранее использовавшегося маркетингового подхода (низкокалорийные продукты) 5. Синхромаркетинг – задача которого является поиск способов сглаживания колебаний спроса с помощью гибких цен, методов продвижения товаров 6. Поддерживающий маркетинг – в условиях полноценного спроса поддерживать существующий уровень спроса с учетом изменения системы предпочтений потребителей и усиления конкуренции 7. Демаркетинг – вид маркетинга, применяемый в условиях чрезмерного спроса, задачей которого является изыскание способов временного и постоянного снижения спроса в целях ликвидации ряда отрицательных рыночных явлений, например спекуляции 8. Противодействующий маркетинг – убеждение людей отказаться от потребления вредных продуктов путем резкого повышения цен, ограничения их доступности в сочетании с дискредитирующей информацией

ЛЕКЦИЯ №2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: