Курс лекций. Лекция 1. Введение. Предмет и задачи курса, методические особенности его изучения

Лекция 1. Введение. Предмет и задачи курса, методические особенности его изучения

Чтение подрастающих поколений - детей и подростков - во всех цивилизованных странах всегда было предметом заботы общества и государства. Эта забота естественна, ибо чтение - один из самых рациональных способов и передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности. Развитие культуры возможно только, если существует преемственность поколений, поэтому мир заинтересован в том, чтобы дети и подростки постигали достижения культуры и могли нести дальше эту эстафету.

Сегодня слышны голоса о «закате галактики Гутенберга». Да... Меняется источник информации. Человек последовательно использовал то, что давала природа: камень, глину, деревья, травянистые растения, кожу животных. Электронные носители - новое, рукотворное чудо. Их завораживающее действие, особенно на неокрепшую юную душу, очень велико. Но хочется думать, что постепенно этот гипноз будет ослабевать, и аудиовизуальные каналы чётко займут свою нишу в духовной жизни, развиваясь вместе с книгой, взаимно обогащая друг друга.

Чтение сегодня - это важнейший способ освоения и развития базовой культурной информации - профессионального и обыденного знания, ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений - всего того, что составляет системное ядро многонациональной, многослойной российской культуры. Чтение - это механизм поддержания и развития родного языка.

Отечественные ученые, педагоги, библиотекари не первый год бьют тревогу о кризисе чтения в нашем обществе, особенно среди детей и подростков. По данным Фонда "Общественное мнение" у 14% населения России дома нет ни одной книги. А 50,2% респондентов уже много лет не читают ни одной литературы. По данным Американского национального фонда искусств, лишь 47% американцев хотя бы изредка держат в руках книгу - другие обходятся Интернетом, аудиокнигами и комиксами (в 1992 год}" читающих в США было 54%). В 2002 году почти 90 миллионов американцев не прочли ни одной книги. Очевиднее всего падение интереса к чтению среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет - вне зависимости от вероисповедания и материального статуса. В странах ЕС проблемой озаботились очень давно: правительственная общенациональная акция "Читают все!" существует в Великобритании 18 лет, в Германии - 12 лет, во Франции - более 10 лет. Тем не менее количество граждан ЕС, читающих книги, снизилось с 62% в 2003 году до 58% в 2005 г. Самые интеллигентные в Западной Европе - швейцарцы, самые малочитающие - итальянцы.[6; С.8]

Очевидно, что большое количество детей в "разных странах мира не воспринимают книгу как средоточие человеческой культуры, мудрости, опыта, знаний. Книга им представляется предметом быта, безадресной вещью, не более. Детские психологи в этом случае говорят о культурном инфантилизме детей. К сожалению, им страдает значительная часть российских детей и подростков.

В чем причины этого явления, которое образно российские журналисты окрестили "тошнит от шелеста страниц"? Ответить одной строчкой невозможно, это сложная и многомерная проблема, требующая глубокого анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: