В психологии получила определенное признание классификация темпераментов, основанная на учете экстраверсии и интроверсии (предложена психиатром и психологом К.Юнгом).
Для экстравертированного типа людей характерны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность.
Для интровертированного типа характерны фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к самоанализу, затрудненность социальной адаптации, замкнутость, некоторая заторможенность движений и речи.
В дальнейшем различие по интроверсии-экстраверсии, а также различие по эмоциональной устойчивости (где на одном полюсе – постоянство настроений, уверенность в себе, высокая сопротивляемость отрицательным воздействиям, на другом – резкая смена настроений, обидчивость, раздражительность) изучались в связи с различными по свойствам нервной системы (исследования английского психолога Г.Айзенка). Оказалось, что экстраверсия и интроверсия, эмоциональная устойчивость и высокая тревожность могут выступать в различных сочетаниях.
|
|
В результате с новой стороны наметился подход к основным типам темперамента:
1) сангвиник (сочетание экстраверсии и эмоциональной устойчивости);
2) холерик (экстраверсия + эмоциональная неустойчивость);
3) флегматик (интроверсия + эмоциональная устойчивость);
4) меланхолик (интроверсия + эмоциональная неустойчивость).
В этой классификации – некоторое несоответствие исходным данным о физиологических основах темперамента (у флегматика интроверсия противоречит его силе нервной системы), но в сопоставляемых классификациях (Павлова и Юнга) взяты разные основания для деления на типы.
Чистого темперамента не существует, поэтому любая классификация темпераментов достаточно условна. Есть возможность определить преобладание какого-то типа темперамента. Когда человек обнаруживает черты разных темпераментов, говорят о «смешанном» типе темперамента.
5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный подход к учащимся с различными типами темперамента. Определённое сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный стиль деятельности – система зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приёмы работы, типичные для данного человека. Его можно рассматривать как результат приспособления врождённых свойств нервной системы и особенностей организма к условиям выполняемой деятельности, которое должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами.
|
|
Учителю необходимо учитывать индивидуально- типологические качества учащихся в учебно-воспитательном процессе, помогать учащемуся на основе знания особенностей своего темперамента вырабатывать эффективные способы деятельности. Так, нужно приучать холериков и сангвиников к сдержанности, вырабатывать у них привычку внимательно проверять выполненную работу.
Полезными для учащихся с меланхолическим типом темперамента будут следующие правила, используемые учителем:
· не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;
· желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;
· нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;
· лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав ученику возможность позаниматься дома;
· путём правильной тактики оценки и поощрений нужно формировать у такого ученика уверенность в своих силах, в знаниях,в возможности учиться;
· во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;
· следует в минимальной степени отвлекать такого ученика, создавать спокойную обстановку;
· нужно осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним.
Для учащихся с флегматическим типом темперамента актуальны следующие моменты:
· не требовать от них немедленного включения в работу, т.к. их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;
· инертные ученики не могут проявлять активность в выполнении разнообразных заданий;
· нужно избегать ситуаций, когда требуется быстрый устный ответ; ученику необходимо давать время на обдумывание ответа, не следует требовать от него быстрого изменения неудачных формулировок;
· не следует проводить опрос инертных учащихся в начале урока;
· в момент выполнения заданий не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое;
· нежелательно заставлять их отвечать только что пройденный материал.