Характеристика общества

ОТ ПРЕДСОЦИАЛЬНОЙ ОБЩИНЫ К ОБЩЕСТВУ. КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО СИНТЕЗА

Общество не просто собрание людей, но стратифицированное собрание. Здесь каждая социальная группа (страта) исполняет какую-то свою функцию, и каждая из этих функций является строго необходимой.

Общество стратифицировано во многих измерениях. Отвлечемся пока от политического и экономического аспектов и выделим те из них, которые бросаются в глаза даже тому, кто не знаком ни с политикой, ни с экономикой.

1. Деятельная пассионарная часть общества, которая чувствует себя комфортно только в условиях постоянных перемен, которой противостоит пассивная, инертная, склонная к лени группа, предпочитающая стабильность образа жизни, консерватизм.

2. Социальная группа, занятая творческими видами труда, которой противостоят субъекты репродуктивной изо дня в день повторяющейся деятельности.

3. Социальная группа, занятая умственным трудом,– группа, занятая физическим трудом.

4. Социальная группа управленцев, имеющих право принимать властные решения, – социальная группа, занятая исполнительскими видами деятельности.

Разумеется, эти аспекты не исчерпывают всех характеристик общества, но первое приближение к его познанию все-таки дают.

Легко разглядеть, что на одном полюсе концентрируются первые из выделенных нами признаки, на другом – вторые.

Обратим внимание и на другое – на тот вещественный мир, что окружает каждую из этих групп, и мы обнаружим, что поляризуется и он: на одном полюсе расположены красивые, удобные, дорогие вещи, на другом – едва ли не полная их противоположность, функциональная ограниченность, техническая и эстетическая отсталость.

Уже из школьной программы известно, что такое деление проистекает из социально-политической и экономической дифференциации общества. Первична поляризация общества, вторична поляризация производимых нами вещей, говорит курс обществоведения. Однако есть основание предположить, что существует и встречная детерминация, поэтому положение здесь оказывается тождественным случаю с яйцом и курицей. Другими словами, что сами вещи способны влиять на разложение общества. Ведь если человек – это прежде всего совокупность форм деятельности, то появление новых разновидностей вещного мира сигнализирует о появлении новых «разновидностей» производящего их человека.

Словом, образом, нельзя игнорировать такое фундаментальное явление, как диверсификация (появление новых видов: от лат. diversus — разный и facio — делаю) потребностей,– ведь именно она влечет за собой диверсификацию предметов их удовлетворения, а следовательно, диверсификацию интегральной деятельности социума. Поэтому, как устранение яйца делает невозможным появление курицы, устранение того или иного класса вещей (специфических форм человеческой практики) делает невозможной социально-классовую дифференциацию.

Таким образом, в фокус внимания попадает не только приведенное только что членение, но и производимый человеком продукт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: