Авторский взгляд
Гесиод об эллинах
Солнце не светит ему и не кажет желанной добычи:
Ходит оно далеко-далеко, над страной и народом
Черных людей, и приходит к всеэллинам много позднее.
Таким образом, есть основания полагать, что процесс формирования общеэллинского самосознания, а значит, и становления единого этноса, относится к VII в. до н. э.
2. Стереотипом поведения.
Каждый этнос в той или иной степени внутренне неоднороден: внутри него выделяются субэтносы, которые могут возникать и распадаться, причем ощущение единства этноса как целого у их членов не теряется. Группа близких между собой этносов составляет суперэтнос.
Стереотип поведения служит фундаментом этнической традиции, включающей в себя культурные и мировоззренческие устои, формы общежития и хозяйства, имеющие в каждом этносе неповторимые особенности.
Сформулированная Л.Н.Гумилевым[77] концепция этноса отличается от существовавших ранее представлений. Гумилев рассматривает этнос как природную общность, несводимую ни к каким другим типам объединения людей. Этим он решительно порывает с традицией, рассматривающей этнос как чисто социальное явление, которое подчиняется исключительно законам общественного развития.
|
|
В то же время он предостерегает от отождествления этноса с биологической популяцией: феномен этноса лежит в поведенческой сфере, хотя с каждым этносом связана популяция, изолированность которой обеспечивается эндогамией. Скрещивание внутри данной популяции регулируется этнической традицией и не является в силу этого полностью свободным.
Авторский взгляд на учение Гумилева состоит в том, что представление об этносе как особой общности, «вписанной» в ландшафт и во многом определяемой его особенностями, отвечает лишь фазе его становления.
Похожесть ландшафта и в самом деле определяет и комплиментарность, и единый стереотип поведения. Ведь это не только рельеф, но и схожая флора, и схожая фауна. А значит, практически одни и те же объекты присваивающего хозяйства, которое включает в себя собирательство и охоту. Кроме того, это еще и одинаковые опорные ориентиры, координирующие простейшие виды первичной экономики.
Единство объектов присвоения при схожести опорных ориентиров собирательной деятельности не может не способствовать формированию единства образа действий.
В условиях отсутствия языка (а изолированные немногочисленные группы могут породить только предзнаковые формы общения) это единство облегчает интеграцию первичных эндогамных объединений, становление более высоких общностей — племен, которые поглощают их и спасают от вызванного кровосмесительством вырождения. В свою очередь, стереотип поведения облегчает и становление новой — знаковой — системы коммуникации, единого языка.
|
|
Становление первичных социальных связей, формирование языка, вспышка сознания делают возможным рождение новых орудий и новых форм деятельности, ее диверсификации. Все это ведет к тому, что на смену присваивающему хозяйству приходит производящее. А с ним развитие начинает подчиняться еще и законам технологии, которые со временем выходят на первый план. Поэтому в дальнейшем влияние географического фактора снижается, хотя, разумеется, так и не сходит на нет.
Динамическое состояние этнической системы противоположно статическому состоянию, или этническому гомеостазу. Оно характеризуется следующими чертами:
а) стремлением к расширению территории;
б) изменчивостью стереотипа поведения (каждое последующее поколение в той или иной степени не походит на предыдущее, так называемый «конфликт отцов и детей»);
в) преобразованием ландшафтной среды, приспособлением ее к своим нуждам;
г) сменой общественных императивов поведения;
д) созданием социально-политических институтов;
е) активным усвоением чужих идей и пропагандой своих;
ж) наличием линейного отсчета времени от какого-либо реального или мифического события.
Динамическое состояние этнической системы порождается наличием в ней активных особей — пассионариев, появившихся в результате пассионарного толчка и устраняемых из популяции естественным отбором.