Промышленный тип
Военный тип
Типы обществ
Промышленные.
Профессиональные.
Гильдии, цеха, профессиональные союзы. Они призваны консолидировать группы людей по профессиональным занятиям.
Их назначение состоит в том, чтобы поддерживать производственную структуру общества. Значение общественного производства, возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным: сопровождается повышением роли трудовых отношений, а прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.
Профессиональные и промышленные возникают на основе разделения труда.
Военное общество подчиняет внутреннюю организацию целям борьбы за выживание или агрессии. Классическим примером такого общества Спенсер считал Спарту. Для военного общества характерны:
— доминирование коллективных целей над индивидуальными,
— жесткая организация и система принуждения,
— иерархическая структура управления,
— господство военной касты,
— наследование власти,
— высокий уровень сплоченности, дисциплины,
— религиозность сознания и др.
По существу именно эти черты свойственны фазе подъема, о которой впоследствии будет говорить Л.Н.Гумилев.
Военные институты распространяют влияние на все сферы общественной жизни, поощряют воспитание патриотизма, лояльности, конформизма, готовности к самопожертвованию. Военизированные общества создают эффективно функционирующую систему, которая, однако, мало приспособлена к социальным изменениям. Такие общества консервативны, и в этом главная причина гибели могущественных милитаристских государств и империй.
Общество может позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда оно превращается в промышленно развитое государство. Это государство, где развивается промышленная конкуренция, где побеждает самый сильный в области интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в таком обществе — благо для всего общества, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный уровень общества в целом; политическая свобода, мирная деятельность.
Маркс вводит новый круг понятий, характеризующих развитие общества, а также обосновывает новые принципы его устройства и его изучения.
4.1.Основные категории исторического материализма:
— общественное бытие,
— общественное сознание,
— производительные силы,
— производственные отношения,
— базис,
— надстройка,
— способ производства,
— общественно-экономическая формация,
— социальная революция.
4.2. Важнейшие принципы исторического материализма:
1. Признание первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию при активной роли последнего в общественной жизни (общественное бытие определяет общественное сознание).
Этот принцип автоматически следует из материалистического решения основного вопроса философии. Бытие определяет сознание. Но, поскольку речь идет о бытии общественном, то общественное бытие определяет общественное сознание.
2. Выделение из всей совокупности общественных отношений производственных (т.е. отношений по поводу производства, распределения, обмена, потребления); производственные отношения — это силовой каркас экономической структуры общества, определяющий, в конечном счёте, все другие отношения между людьми, дающий объективную основу для их анализа;
3. Исторический подход к обществу, т. е. признание развития в истории и понимание его как закономерного естественноисторического процесса движения и смены общественно-экономических формаций;
4. История делается людьми, а основу и источник побудительных мотивов их деятельности следует искать в материальных условиях общественного производства их жизни.
Разработка и применение этих принципов привели к преодолению главных недостатков предшествующих исторических и социологических теорий: идеализма в понимании истории и игнорирования творческой роли народных масс в истории, позволили поставить на место абстрактных философско-исторических схем научную теорию общественного развития.
Ленин об историческом материализме [87]
«Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий, — на все это обратил внимание Маркс и указал путь к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса».
Исторический материализм составляет теоретико-методологическую основу научного обществознания — исторической науки, политэкономии, правоведения, теории искусства и т. д. Он отвергает как идеалистический отрыв общества от природы, так и их натуралистическое отождествление. Специфика общества выражается прежде всего в общественных отношениях, образующих данную социальную систему, и в созданной человеком культуре. Характер этой системы в конечном счёте определяется степенью господства над природой, материально закрепленной в средствах труда, в производительных силах. Производство, т. е. функционирование и развитие производительных сил, есть фундаментальная основа существования человеческого общества.
Вместе с тем исторический материализм принципиально отличается от вульгарного экономического материализма, рассматривающего экономику в качестве единственной активной силы в истории. Исторический материализм требует учитывать относительную самостоятельность и специфику различных общественных явлений. Зависимость духовной жизни от материальной, надстройки от базиса, всей социальной системы от способа производства отнюдь не является односторонней. Исторический материализм обосновывает огромную роль идей, субъективного фактора в развитии общества, в решении назревших социальных проблем. История есть результат сложного взаимодействия различных общественных явлений, социальных сил. Но способ материального производства всегда является основой взаимодействия всех сторон общественной жизни, и в конечном счёте, определяет характер общества и общее направление исторического процесса.