double arrow

ПАТРИОТИЗМ

Термин «патриотизм», как известно, происходит от греч. «патрис», что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина. В историческом плане это одно из самых архаичных, изначальных, базовых, имеющих корни на уровне подсознательного, чувств.

Теоретическое осмысление чувства патриотизма началось давно: сначала в эпической, художественно-литературной форме, затем в философско-этических концепциях. Из произведений Гомера, Овидия, Гесиода и др. мы можем почерпнуть тому примеры. В первой песне «Одиссеи» Гомера мы читаем, что Паллада умоляет Зевса помочь Одиссею вернуться на родину. Калипсо прилагает максимум усилий, чтобы Одиссей забыл свою родную Итаку, но – тщетно. Для него нет ничего более желанного, лишь бы только увидеть хотя бы «дым, убегающий с кровель его родины».

Овидий в «Понтийских посланиях», тоскуя о родине в изгнании, пишет: «Назови это излишнею чувствительностью, назови это слабодушием…, но я жажду видеть хоть дым с отеческих очагов. Родная земля влечет к себе человека, пленив его какою-то невыразимой сладостью, и не допускает его забыть о себе». Греческая пословица гласит: «Дым отечества лучше, чем огонь на чужбине», ей вторит латинская: «Dulcis fumus patriae» («Сладок дым отечества»).

Ивану Ильину принадлежат такие строки: «По-видимому, люди приобретают этот патриотический опыт без всяких поисков и исследований: он приходит как бы сам собою». Константин Паустовский, гуляя по осеннему лесу, размышлял над словом «родник». Связав его со словами «родина», «народ», он так записал свои раздумья: «С необыкновенной силой я понял, что все это – родина, родная земля, любимая до последней прожилки на лимонном листке осины, до едва уловимого курлыканья журавлей в высоком и прохладном небе».

«Иметь родину, – писал Иван Ильин, – значит любить ее, но не тою любовью, которая знает о негодности своего предмета и потому, не веря в свою правоту и в себя, стыдится и себя и его; и вдруг выдыхается от «разочарования» или же под напором нового пристрастия. Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное: которая живым опытом (может быть, вполне «иррациональным») испытала объективное и безусловное достоинство этого священного – и узнала его в святынях своего народа».

И.А. Ильин писал: «Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания. Тогда любовь к родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла».

Патриотизм является одним из способов духовно-ценностного, идейного и нормативно-личностного регулирования поведения человека, особо оформленным в индивидуальном, групповом, коллективном и общественном сознании, и видом общественных отношений.

Он представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном коллективе, обществе и государстве понятиями о долге, ответственности, чести, достоинстве, защите Родины, благе ближних, совести и др.

Так в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля: «патриотизм (от греч. patriotes – соотечественник, patris – родина, отечество) – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; привязанность к месту своего рождения, месту жительства».

Так, Ф.М. Достоевский считал, что без чувства Родины бытие человека «становится неестественно, немыслимо, невыносимо». Для Гоголя само понятие любви к Родине является духовной ценностью только потому, что она является средством к спасению души.

Патриотизм – одно из самых устойчивых, неистребимых и священнейших чувств человека. Происходит это понятие от греческого patris – родина, отечество. Под патриотизмом подразумевается любовь человека к своей Родине, его привязанность к местам, где он родился и вырос, готовность приложить необходимые усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.

Патриотизм – это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения. Что мы вкладываем в понятия Родина, Отечество? Родина – это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают «большую» и «малую» Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет и которая стала для него родной и близкой. Малая Родина – это место рождения и становления человека как личности. А. Твардовский по этому поводу писал: «Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и милой Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем – для всех одна».

Отечество – понятие родственное «Родине», в которое, однако, следует вкладывать более глубокое содержание, прежде всего нравственное, духовное.

Следует отметить, что человек может прожить жизнь и «не найти своей родины», не стать ее патриотом, то есть человеком, влюбленным в свое Отечество. Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям – отцу и матери. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно об этом сказал поэт С. Викулов:

И ты великодушная на диво.

Казни меня забвеньем, коль солгу...

И без меня ты можешь быть счастливой, –

Я без тебя, Россия, не могу.

Чувство патриотизма передается из поколения в поколение и является весьма стойким. Поэт Анатолий Лунин в стихотворении «Отчий дом» выразил это так:

Отчего у дома, отчего со страною много общего?

Где родился – та страна, словно отчий дом одна.

Ни Отечества, ни отчества мне другого не захочется.

Все на свете – до конца! – от Отчизны и отца.

Известный русский философ И.А. Ильин называл любовь к Отечеству «творческим актом духовного самоопределения». «Что такое Родина? – писал Л.Н. Толстой. – Это – весь народ, совершающий на данной площади свое историческое движение. Это – прошлое народа, настоящее и будущее. Это – его своеобразная культура, его язык, его характер...». Любовь к Родине у каждого человека возникает, наверно, в свое время. Одно, несомненно. С первым глотком материнского молока начинает пробуждаться и любовь к Отечеству. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знания, он постепенно осознает величайшую истину – свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин-патриот.

В патриотизме активно задействованы эмоционально-волевая, социально-ценностная и рациональная компоненты отношения человека к Родине.

Что касается эмоционально-волевой компоненты патриотизма, то она в содержательном виде представляет собой единство опыта чувственных впечатлений, памяти и деятельной позиции субъекта по отношению к объекту и источнику патриотизма – родной земле, природе, близким и родным сердцу людям, связанным исторической памятью, языком, обычаями, традициями, психологией, этническим родством, общностью исторической судьбы и т.д. Объем и разнообразие этого опыта определяет чувственную энергетику, тональность патриотизма, его иррациональную основу. Это чувство культивируется и воспитывается, приобретает человеческие и специфические социальные качества в процессе общественной жизни, индивидуального жизненного опыта каждого человека.

Социально-ценностная компонента патриотизма составляет нравственно-практическое отношение социального субъекта к объекту и источнику патриотизма. Через это отношение осуществляется осознание безусловного, жизненно-важного значения Родины, Отечества для народа и отдельно взятого человека. Патриотизм становится моральным принципом народного самосознания, обязательным для исполнения, имеющим более существенное значение и ценность даже по отношению к ценности индивидуальной человеческой жизни. Действенность этого принципа наглядно обнаруживается в кризисные периоды для социального бытия народа, нации – войн, революций, стихийных природных и экологических катаклизмов и т.д. Он становится инструментом консолидации, пробуждения и активизации в человеке подсознательно коллективистского, безличностного, направления этой освобожденной энергии в определенные социально значимые каналы.Социально-ценностная компонента патриотизма внутренне противоречива. Принцип гуманизма признает человеческую жизнь в качестве высшей и безусловной ценности, а принцип патриотизма требует признания Отечества, Родины в качестве абсолютной ценности. Для решения этого противоречия существует рациональная компонента.

Рациональная компонента проясняет патриотизм на уровне структурных понятий – любовь, Отечество, народ, нация, государство, человек, личность, гражданин, отношения между ними, исторической эволюции их содержания. Их усвоение создает предпосылки формирования развитого, социального содержания понятия патриотизм, личной, осознанной позиции в этих вопросах. В отечественной философии накоплен значительный опыт осмысления патриотизма с религиозных, политических, социологических позиций, соотнесенных с позицией гуманистической, философской. Для отечественного патриотизма, как особой формы патриотизма вообще, характерны особенности, вытекающие из особенностей объекта и субъекта патриотизма. Красота, просторы, богатство и разнообразие русской природы; великий, могучий и прекрасный русский язык, выразитель и хранитель культуры древних и многочисленных народов, населяющих необъятную территорию России; героическая история их жизни и деятельности; характерные для великого народа черты психологии – великодушие, удаль, выносливость, свободолюбие, уважительное отношение к другим народам, коллективизм, растворенные энергией любви рождают истинный патриотизм россиянина – источник, живительный родник, из которого черпали, черпают и будут черпать энергию жизни, деятельности и духовного творчества поколения россиян.

XVIII век внес в трактовку понятий «гражданственность» и «патриотизм» существенные изменения. Писатель и историк XVIII века Н.М. Карамзин неслучайно произнес: «Патриотизм не должен ослеплять нас, ведь любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть». В унисон данным словам звучат и еще одни слова Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом». То есть, в эпоху Просвещения на передний план выходит прославление разумного начала, эстетика гражданского долга, патриотизма и нравственной ответственности, далекой от слепой, пламенной любви, которая сродни языческому поклонению.

«Патриот – это человек, служащий родине, а родина – это, прежде всего, народ», – писал Н.Г. Чернышевский. Особое внимание уделял ей В.И. Ленин: «Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств».

Перечислим основные тенденции развития гражданственности и патриотизма:

1) понятие «гражданственность» рассматривалось в свете понятий «семейственность, общинность»;

2) развитие гражданственности происходило с точки зрения эстетики разумного начала и идеи гражданского служения человека;

3) развитие гражданственности было неразрывно связано с понятием героического, с идеями гуманизма и человеколюбия;

4) идея гражданственности и развития патриотизма развивается вместе с идеей национальной толерантности;

5) долгое время в эпоху развития революционных, марксистских идей понятие «гражданственность» было связано с идеей безукоризненного служения на благо своего Отечества, представляющего собой сообщающееся и контролируемое единство независимых, обособленных отечеств.

Итак, какие же факторы на сегодняшний день определяют развитие этих двух понятий?

Во-первых, это тот авторитет, который Россия постепенно завоевывает в глазах практически всех европейских стран.

Во-вторых, одним из основных ориентиров происходящих в России перемен является формирование в нашей стране гражданского общества, предполагающего формирование российской духовности современного гражданского типа.

В-третьих, проблема формирования гражданственности и патриотизма в России должна стать достоянием не только прогрессивно мыслящей части населения страны, но прежде всего ее будущего резерва – молодежи.

В-четвертых, формирование гражданственности на сегодняшний день является составляющей формирования так называемого социокультурного фона и проходит в рамках поликультурного, всестороннего воспитания, основанного на диалоге культур и повсеместной гуманизации обучения и воспитания.

Российский патриотизм характерен своей духовной наполненностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: