Функции социальной группы

Другие основания классификации групп

Кроме того, социальные группы могут различаться:

по количеству людей

группаможет включать в себя как двух индивидов (диада), так и многочисленное объединение (массовое полити­ческое движение);

по времени существования:

существование группы может быть ограничено сравнительно коротким временем (пассажиры поездов, самолетов, аудито­рия кинотеатра), и может сохранять устойчивость на протяжении целых столетий (нации, классы);

по плотности связи:

различаюттесно сплоченные коллек­тивы (воинское подразделение, спортивная команда, производственный коллектив) и аморфные образования («фанаты» Пугачевой, болельщики футбольной ко­манды и т.п.).

— по форме образования:

Складывание групп может подчиняться известным правилам и нормативам (штаты формальных объединений), не подчиняться никаким установлениям, происходить стихийно, и вместе с тем существовать независимо от воли и сознания людей (классы, нации), а могут созда­ваться сознательно самими людьми (семья, партия, спортивный клуб).

Первой из социальных групп, с которой сталкивается человек, становится его семья. Исследование детей, которые в младенческие годы были лишены заботы родителей, свидетельствует, насколько важен контакт с близким человеком для нормального развития. Никакие приюты и госпитали не могут заменить контакт с родителями, и пагубно влияют на детей; даже при добросовестном отношении к делу в них наблюдается более высокий уровень заболеваемости и смертности детей, они отстают в своем физическом и умственном развитии.

Функции группы. Смелзер (США) выделил следующие функции группы: социализация, инструментальная, экспрессивная, поддерживающая.[162]

Социализация.

Люди почти не имеют врожденных моделей поведения. Но они в гораздо большей мере, чем любое животное, наделены способностью усваивать сложные навыки (например, язык). Культурные ценности — от законов до неписаных правил хорошего тона, — регулируют поступки и стремления людей.

Известно, что культура не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению, она создается, ей обучаются. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Ниже будет показано, что любая группа формируется как маленькая модель всего социума. Поэтому вхождение в нее, освоение ее структуры, системы связей, образующих ее целостность, системы ее ценностей, распределение ролей, усвоение норм и правил, регулирующих поведение ее элементов и ее развитие как целого, закладывает основы социализации. Без этого адаптация человека к жизни всего социума невозможна.

Инструментальная функция группы состоит в осуществле­нии той или иной совместной деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Конвейерная бригада, от­ряд спасателей, футбольная команда, хореографический ан­самбль — все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе. Они называются также группами, ориентиро­ванными на задачу. Участие в таких группах, как правило, обес­печивает человеку материальные средства к жизни, предостав­ляет ему возможности самореализации.

Экспрессивная функция группы состоит в удовлетворении по­требностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют часто первичные и неформальные группы (или социоэмоциональные). Будучи их членом, индивид получает удо­вольствие от общения с психологически близкими ему людьми — родными и друзьями.

Поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства.

Ярким примером поддерживающей функции может служить экс­перимент американского психолога С. Шахтера. Сначала испытуемых, в качестве которых выступали студенты одного из университетов, разделили на две группы. Членам пер­вой из них сообщили, что они будут подвергнуты сравнительно сильному удару электрического тока. Членам второй группы ска­зали, что их ожидает очень легкий, похожий на щекотку, удар электрического тока. Далее всем испытуемым задавался вопрос, как они предпочитают ожидать начала эксперимента: в одиночку или вместе с другими его участниками? Обнаружилось, что при­мерно две трети испытуемых первой группы высказали желание находиться вместе с другими. Во второй группе, наоборот, при­мерно две трети испытуемых заявили, что им безразлично, как ожидать начала эксперимента — в одиночку или с другими. Итак, когда человек встречается с каким-либо угрожающим фак­тором, то группа может предоставить ему ощущение психологи­ческой поддержки или утешения. К такому выводу пришел Шахтер. Перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу. Не случайно возникла поговорка, что, на миру и смерть красна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: