Семинар 11-12. 13.11.2012
От 3 до 7 лет.
ССР: ребёнок-общественный взрослый.
Ребёнок старается войти в мир взрослых.
Основное противоречие ССР: ребёнок напрямую непосредственно не может войти в мир взрослых, поэтому сюжетно-ролевая игра.
Мотив: познание ребёнка взрослого через осуществляемые функции.
Линия развития: личностное развитие. Феномен горькой конфеты. Иерархия мотивов. Появляется личное сознание. Формируется самооценка, постепенно становится дифференцированной. Развивается произвольная регуляция (планирование и контроль) развиваются позже. Формируются этические инстанции. Переход от эгоцентризма к децентрации.
Развитие речи. Увеличивается словарный запас. Ребёнок понимает, что словами можно управлять, их можно по-разному сочетать. Детям это нравится. Словотворчество.
Воображение, память, мышление (от наглядно-действенного к наглядно-образному, дооперациональная стадия), развивается логика.
Воображение. Прослушивание и прочтение стимулируют образные представления, а просмотр фильмов — нет.
|
|
Изобразительная деятельность. Сначала просто калякает. Затем калякает, потом этому даёт название. Название даётся в процессе каляканья. Далее ребёнок сначала планирует, даёт название, потом рисует. Сначала ребёнок изображает схематично, нет понятий перспективы и объёма. Потом рисунки становятся более детализированными, наполняются содержаниями.
Ребёнку важен процесс рисования. Только в старшем дошкольном возрасте важным становится результат. До этого важен сам процесс изображения. Рисунок — игра-действие (динамичные рисунки у мальчиков).
Конструирование.
Элементарный труд. Мытьё посуды и т.д.
Восприятие сказки. Сначала лучше воспринимаются народные сказки, потом авторские. Навык совладания с ситуацией. Ребёнок не чувствителен к ужаса в сказках. Функции: образ добра и зла, воображение, образность, внимание, память, коммуникация (совместная деятельность со взрослым), возможность почувствовать себя принятым (взрослый выполняет требование ребёнка 4 раза прочитать сказку). Получение опыта проживания ситуации, способы решения. Эмоциональный компонент (получение удовольствия, развитие сопереживания).
Дилемма Кольберга. Задачи на нравственно-моральные суждения. Например, жил-был мальчик Коля, который очень любил лазить по деревьям. Но однажды он упал с дерева, не сильно ушибся. Но это увидел папа, он попросил Колю больше никогда по деревьям не лазил. Коля пообещал, но на след. день он увидел друга Петю, у которого маленький котёнок забрался на самый высокий участок дерева и не может слезть. Что делать Пете? Котёнок вот-вот разобьётся. Уровни конвенциональности.
|
|
Не полезет, потому что дал обещание папе, — конформный уровень.
Полезет — неумение принимать некоторые нормы и обязательства.
Полезу, потому что котёнок важнее его жизни, — учёт норм и понимание того, что в экстренных ситуациях можно действовать по-другому.
Половая идентификация.
Выбор сказок. Девочкам нравятся принцессы, замки, волшебство и т.д. А мальчики любят более динамичные сюжеты.
Первая влюблённость часто возникает у дошкольников.
В центре структуры сознания находится память. На основе памяти развиваются другие психические функции. Их функционирование обеспечивает во многом память. Ребёнок припоминает, а не думает.
— Откуда звёзды на небе?
— Космонавты приклеили.
Мышление характеризуется эгоцентричностью. Характерны противоречия. Партиципация. Анимизм. Артификализм.
Новообразования:
· Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения;
· Возникновение первичных этических инстанций;
· Возникновение соподчинения мотивов;
· Возникновение произвольного поведения;
· Возникновение личного сознания;
· Децентрация.