Особенности развития детей дошкольного возраста

Семинар 11-12. 13.11.2012

От 3 до 7 лет.

ССР: ребёнок-общественный взрослый.

Ребёнок старается войти в мир взрослых.

Основное противоречие ССР: ребёнок напрямую непосредственно не может войти в мир взрослых, поэтому сюжетно-ролевая игра.

Мотив: познание ребёнка взрослого через осуществляемые функции.

Линия развития: личностное развитие. Феномен горькой конфеты. Иерархия мотивов. Появляется личное сознание. Формируется самооценка, постепенно становится дифференцированной. Развивается произвольная регуляция (планирование и контроль) развиваются позже. Формируются этические инстанции. Переход от эгоцентризма к децентрации.

Развитие речи. Увеличивается словарный запас. Ребёнок понимает, что словами можно управлять, их можно по-разному сочетать. Детям это нравится. Словотворчество.

Воображение, память, мышление (от наглядно-действенного к наглядно-образному, дооперациональная стадия), развивается логика.

Воображение. Прослушивание и прочтение стимулируют образные представления, а просмотр фильмов — нет.

Изобразительная деятельность. Сначала просто калякает. Затем калякает, потом этому даёт название. Название даётся в процессе каляканья. Далее ребёнок сначала планирует, даёт название, потом рисует. Сначала ребёнок изображает схематично, нет понятий перспективы и объёма. Потом рисунки становятся более детализированными, наполняются содержаниями.

Ребёнку важен процесс рисования. Только в старшем дошкольном возрасте важным становится результат. До этого важен сам процесс изображения. Рисунок — игра-действие (динамичные рисунки у мальчиков).

Конструирование.

Элементарный труд. Мытьё посуды и т.д.

Восприятие сказки. Сначала лучше воспринимаются народные сказки, потом авторские. Навык совладания с ситуацией. Ребёнок не чувствителен к ужаса в сказках. Функции: образ добра и зла, воображение, образность, внимание, память, коммуникация (совместная деятельность со взрослым), возможность почувствовать себя принятым (взрослый выполняет требование ребёнка 4 раза прочитать сказку). Получение опыта проживания ситуации, способы решения. Эмоциональный компонент (получение удовольствия, развитие сопереживания).

Дилемма Кольберга. Задачи на нравственно-моральные суждения. Например, жил-был мальчик Коля, который очень любил лазить по деревьям. Но однажды он упал с дерева, не сильно ушибся. Но это увидел папа, он попросил Колю больше никогда по деревьям не лазил. Коля пообещал, но на след. день он увидел друга Петю, у которого маленький котёнок забрался на самый высокий участок дерева и не может слезть. Что делать Пете? Котёнок вот-вот разобьётся. Уровни конвенциональности.

Не полезет, потому что дал обещание папе, — конформный уровень.

Полезет — неумение принимать некоторые нормы и обязательства.

Полезу, потому что котёнок важнее его жизни, — учёт норм и понимание того, что в экстренных ситуациях можно действовать по-другому.

Половая идентификация.

Выбор сказок. Девочкам нравятся принцессы, замки, волшебство и т.д. А мальчики любят более динамичные сюжеты.

Первая влюблённость часто возникает у дошкольников.

В центре структуры сознания находится память. На основе памяти развиваются другие психические функции. Их функционирование обеспечивает во многом память. Ребёнок припоминает, а не думает.

— Откуда звёзды на небе?

— Космонавты приклеили.

Мышление характеризуется эгоцентричностью. Характерны противоречия. Партиципация. Анимизм. Артификализм.

Новообразования:

· Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения;

· Возникновение первичных этических инстанций;

· Возникновение соподчинения мотивов;

· Возникновение произвольного поведения;

· Возникновение личного сознания;

· Децентрация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: