Суньцзы. Искусство войны. Древний Китай (ок. 500 г. до н.э.)

Содержание статуса

Для того чтобы глубже понять содержание статуса, приведем два примера

«Гусарская баллада». Спасенный Шурочкой Азаровой адъютант требует от Кутузова наградить юного корнета: «Ужель совсем не цените Вы жизнь императорского адъютанта? Извольте исполнять!» И Главнокомандующий Российской Армией, как подчиненный, тут же лезет в ларец за Георгиевским крестом.

Здесь грубейшая ошибка и в оценке ранга статуса, и в содержании прав и обязанностей адъютанта. Адъютант не смеет приказывать Главнокомандующему. Он обязан стоять перед ним по стойке «смирно»; и в военной, и даже в дворцовой иерархии между ними пропасть.

Другой, более содержательный и красноречивый, пример: выдержка из древнекитайского трактата.

Суньцзы по имени У, был родом из царства У. Он преуспел в военной стратегии, но жил вдали от двора, поэтому простые люди не знали о его способностях. У Цзысюй, будучи сведущим, мудрым и проницательным, знал, что Суньцзы может проникнуть в ряды врага и уничтожить его. Однажды утром, когда он обсуждал военные дела, он рекомендовал Суньцзы семь раз. Правитель У сказал: «Раз вы нашли оправдание, чтобы выдвинуть этого мужа, я хочу видеть его». Он спрашивал Суньцзы о военной стратегии и каждый раз, когда тот выкладывал ту или иную часть своей книги, не мог найти достаточных для похвалы слов.

Очень довольный, правитель спросил: «Если возможно, я хотел бы подвергнуть вашу стратегию маленькой проверке». Суньцзы сказал: «Это возможно. Мы можем провести проверку с помощью женщин из внутреннего дворца». Правитель сказал: «Согласен». Суньцзы сказал: «Пусть две любимые наложницы вашего величества возглавят два подразделения, каждая поведет одно». Он приказал всем тремстам женщинам надеть шлемы и доспехи, нести мечи и щиты и выстроиться. Он обучил их военным правилам, то есть идти вперед, отходить, поворачиваться налево и направо и разворачиваться кругом в соответствии с боем барабана. Он сообщил о запретах и затем приказал: «С первым ударом барабана вы должны все собраться, со вторым ударом наступать с оружием в руках, с третьим построиться в боевой порядок». Тут женщины, прикрыв рот руками, рассмеялись.

Затем Суньцзы лично взял в руки палочки и ударил в барабан, отдавая приказания три раза и объясняя их пять раз. Они смеялись, как и прежде. Суньцзы понял, что женщины будут продолжать смеяться и не остановятся.

Суньцзы был в ярости. Глаза у него были широко открыты, голос подобен рыку тигра, волосы стали дыбом, а завязки шапочки порвались на шее. Он сказал Знатоку законов: «Принесите топоры палача».

[Затем] Суньцзы сказал: «Если инструкция не ясна, если разъяснениям и приказам не доверяют, то это вина полководца. Но когда эти инструкции повторены три раза, а приказы объяснены пять раз, а войска по-прежнему не выполняют их, то это вина командиров. Согласно предписаниям военной дисциплины, каково наказание?» Знаток законов сказал: «Обезглавливание!» Тогда Суньцзы приказал отрубить головы командирам двух подразделений, то есть двум любимым наложницам правителя.

Правитель У взошел на площадку, чтобы наблюдать, когда двух его любимых наложниц собирались обезглавливать. Он спешно отправил чиновника вниз с приказом: «Я понял, что полководец может управлять войсками. Без этих двух наложниц пища мне будет не в радость. Лучше не обезглавливать их».

Суньцзы сказал: «Я уже назначен полководцем. Согласно правилам для полководцев, когда я командую армией, даже если приказы отдаете вы, я могу выполнять». [И обезглавил их].

Он снова ударил в барабан, и они двигались налево и направо, вперед и назад, разворачивались кругом согласно предписанным правилам, не смея даже прищуриться. Подразделения молчали, не осмеливаясь взглянуть вокруг. Затем Суньцзы доложил правителю У: «Армия уже хорошо повинуется. Я прошу ваше величество взглянуть на них. Когда бы вы не захотели использовать их, даже заставить пройти через огонь и воду, это не составит трудностей. Их можно использовать для приведения Поднебесной в порядок».

Здесь мы видим, может быть, самую суть темы:

1. Все статусы выстраиваются в определенную иерархическую систему. В приведенном примере это: император — военачальник — военный командир — рядовой. При этом важно понять, что система никогда не исчерпывается только линиями подчинения, но включает в себя и отношения «сочинения», т.е. взаимодействия равных статусов. Совокупность «сочиненных» статусов играет столь же важную роль, как и отношения подчинения.

2. Содержание статусов: права и обязанности военачальника, права и обязанности военных командиров, права и обязанности рядовых, права и обязанности императора. Отметим главное: Содержание статуса неотменимо действием его обладателя.

3. Персонализация статуса: статус может быть сообщен любому человеку (даже женщине). Но это положение нельзя абсолютизировать, ибо оно обязано корреспондироваться с личными характеристиками (личным статусом) того, кому он сообщается.

4. Человек и статус. Статус является частью социальной структуры и существует долгое время, тогда как обладатели статуса могут меняться друга. Черты характера человека не имеют отношения к статусу. Но вместе с тем статус требует известных качеств (знания, опыт, черты характера); кроме того, личный статус чаще всего служит условием обретения социального.

5. Социальные отношения: связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов. В свою очередь, люди связываются между собой только как носители статусов; каждое социальное взаимодействие — это взаимодействие статусов.

6. Статусное поведение: человек обязан вести себя так, как предписывает статус. Люди связываются между собой как носители статусов. И здесь основа конфликта: статус требует известных качеств, но человек, которому он присвоен, может не обладать ими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: