Статусный набор (портрет) индивида

Иерархия статусов

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия основных статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других. Так, например: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, лица творческих специальностей, художники, ученые — выше тех, кто занят на исполнительских видах работ, и т. д.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом.

Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

При этом в ранжирование статусных групп зачастую вносится ценностный элемент, стремящийся подчеркнуть безусловное превосходство одних над другими.

Вместе с тем не существует никаких объективных, т.е. не зависящих от сознания человека оснований, позволяющих ранжировать эти разновидности статусов; большей частью здесь проявляются общественные предрассудки.

Но в то же время ранжирование внутри статусной группы — вещь довольно распространенная. При этом ранжирование может быть:

1. Формализованным (институциональным)

Так, например:

— генерал выше капитана, лейтенант — сержанта;

— губернатор выше мэра, последний — главы поселковой администрации.

В этой иерархии проявляется иерархия прав и ответственности обладателей статусов, что может служить объективным основанием различий.

2. Неформализованным (конвенциональным, от «конвенция», соглашение):

— гениальный художник (ученый) — выше великого, — известный — выше посредственного;

— христианский священник выше мусульманского (в христианской среде), и наоборот (в мусульманской общине).

Здесь проявляется различие степени влияния на умы, сознание людей, принимающих ценности статусных групп, или различие количеств последователей. Поэтому и здесь известное основание деления существует, хотя оно и не поддается измерению.

(По Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов)

Содержание статуса составляют права и обязанности. Они могут быть писаными и неписаными (формальными и неформальными). У всех или у большинства профессий существует формальное определение статуса, которое фиксируется в должностных инструкциях. У пассажира метро также существуют формально закрепленные права и обязанности. Однако в современном обществе у значительной части статусов содержание формально не фиксируется, а представляет собой совокупность закрепленных традиций, конвенциональных (условных) норм. Права и обязанности гостя мы знаем не из формальных инструкций, а из жизненного опыта. Большинство прав и обязанностей мужа и жены закреплены традициями, а не юридическими законами.

Любой человек обладает множеством статусов, и в каждый момент времени в зависимости от окружающей нас обстановки какой-то из статусов может доминировать над остальными: в домашней обстановке вы – сын или дочь, а в учебной аудитории – студент или студентка. В течение нашей жизни мы утрачиваем одни статусы (например, выпускника средней школы) и приобретаем другие (студент-первокурсник). Когда мы теряем какой-либо статус, освобождаем какую-либо позицию в обществе, то на наше место приходит новый чело век.

Полная совокупность статусов дает социальный портрет человека. Перечислив все основные (социальные и личностные), статусы и дополнив их эпизодическими, существующими краткое время, мы получим точное статусное описание человека, которого уже не спутаешь ни с каким другим.

Вместе с появлением человека на свет появляются как минимум три группы статусов: пол, возраст, родство. К примеру, ребенок мужского пола, сын. К тому же он определенной расы, внутри которой – национальность. В течение жизни у человека одни статусы будут оставаться постоянными (например, национальность, пол), а другие изменятся. Он перейдет из статусной группы детей в возрастную категорию подростков, взрослых, пожилых и стариков. Может измениться здоровье. В любом обществе есть совершенно здоровые, относительно больные и инвалиды. Ясно, что у инвалида диапазон социальной активности в этом смысле более ограниченный. У здорового мужчины и инвалида совершенно разное положение в обществе, разные права, обязанности и возможности получить другие статусы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: