Классификация цен
I. В зависимости от сферы обслуживания цены делятся на:
Оптовые цены на продукцию промышленности;
Закупочные цены – это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция.
Цены на продукцию строительства (сметная стоимость, прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость типового объекта;
Тарифы на услуги;
Розничные цены – цены, по которым товар реализуется населению в розничной торговле.
II. В зависимости от срока действия цены могут быть:
Постоянные цены – срок действия цены не ограничен;
Временные цены – цены, на которые заранее определен срок действия. Обычно устанавливаются на новые товары.
Сезонные цены – это цены, изменяющиеся в течении года в связи с неравномерными условиями производства и спроса;
Разовые цены – это цены на продукцию разовых заказов.
III.В зависимости от территории действия:
Единые цены – устанавливаются единые цены на разных территориях;
Региональные – это цены, ориентированные на издержки производства и реализации в конкретном регионе;
Трансфертные цены, применяются при организации расчета между производственными единицами, входящими в объединение;
Экспертные цены – цены на товары, реализуемые на внешних рынках.
IV.В зависимости от процесса движения товара:
Оптовая цена предприятия = издержки производства + прибыль;
Оптовая цена промышленности = оптовая цена предприятия + издержки и прибыль сбытовых организаций. Отпускная цена – то же самое, но для товаров потребления;
Розничная цена = оптовая цена промышленности + издержки и прибыль организаций розничной торговли.
V. В зависимости от учета транспортных расходов:
Цена франко-станция назначения – указывает, что в цену включаются транспортные расходы вплоть до станции назначения.
Цена франко-станция отправления – указывает, что в цену включаются расходы по транспортировке товара только до станции отправления.
Основными методами ценообразования выступают: издержки плюс прибыль, параметрический метод, опытный, с ориентацией на спрос, с ориентацией на целевую прибыль.
1) Метод «издержки + прибыль».
Прибыль определяется исходя из заданного уровня рентабельности продукции.
К недостаткам метода следует отнести слабую увязку с потребительскими свойствами товара, недоучет особенностей спроса и поведения конкурентов.
2) Параметрический метод – цена определяется на основе оценки полезных свойств товара.
а) Балловый метод:
, где
Ц0, Ц1 – цена базисного и нового изделия;
Бi – балловая оценка i- го параметра нового изделия;
di – удельный вес i- го параметра;
б) Метод регрессионного анализа состоит в нахождении взаимосвязи цен с уровнем основных потребительских параметров.
в) Метод приплат и скидок – позволяет рассчитывать цены на модификацию продукции, имеющей аналог в прейскуранте. Прейскуранты включают базовые виды продукции и развернутые системы доплат и скидок за изменение потребительских свойств.
, где
Рi – приплаты (скидки) за изменение качественных показателей.
3) Опытный (конкурентный) метод – цена устанавливается на основе цен конкурентов.
4) Установление цен с ориентацией на спрос – фирма осуществляет корректировку базовой цены с учетом ценовой эластичности спроса на продаваемый товар. Эластичность спроса по цене показывает насколько изменится спрос при изменении цены на 1%.
5) Метод установления цены с ориентацией на целевую проибыль – цена определяется, если известны объем продаж, постоянные и переменные издержки, задана целевая прибыль.
,
Из данного уравнения находим цену (Р).