Внешняя политика Иордании в период правления короля Хусейна

С 1952 г. до нынешнего времени Иордания получает экономическую помощь от США, общая сумма - 9 миллиардов долларов. Естественно, внешнеполитическая ситуация не могла не сказываться на внутреннем положении страны. Когда в 1948 г. палестинцы покинули свои дома, они нашли убежище в Иордании. Эта ситуация повторилась в 1967 г., когда был оккупирован Западный берег реки Иордан, который с 1950 г. был частью Иордании. В Иордании беженцы получили кров, землю и работу и, что самое главное, гражданство.

В 1954 г. Иорданией был принят закон, предоставляющий право на гражданство всем (кроме евреев), имевшим гражданство Палестины до 15 мая 1948 г. и постоянно проживавшим в Иордании с декабря 1949 г. по февраль 1954 гг.

Королевство Иордания установило дипломатические отношения с СССР в августе 1963 г.

Иордании пришлось участвовать в арабо-израильских войнах, потеряв в 1967 г. не только Западный берег реки Иордан, но и Восточный Иерусалим. Остаться в стороне от конфликта Хашимитское королевство не могло - палестинцы внутри страны и арабские соседи не стали бы тянуть с расплатой. Однако от прямого участия в войне «Судного дня» в 1973 г. Иордания сумела уклониться, ограничившись лишь оказанием военной помощи Сирии. Мирный договор с Израилем подписан в 1994 г., тогда же установлены формальные дипломатические отношения.

Тут стоит вспомнить события 1970 г., известные как «Черный сентябрь», - один из эпизодов противостояния между властью и вооруженными палестинскими отрядами, которые, обосновавшись в тот период в стране, взяли курс на свержение монарха. В ходе разгоревшейся гражданской войны палестинские экстремисты во главе с руководством ООП попытались создать в Иордании свое «мини-государство». Однако королевство выстояло благодаря дальновидной политике короля Хусейна, армии которого, состоящей в основном из бедуинов, удалось сломить сопротивление палестинцев, хотя им на помощь пришли 200 сирийских танков. После жестокого подавления волнений репрессий не последовало, вскоре осужденные покинули тюрьмы по амнистии, а смертные приговоры были заменены тюремным заключением. Даже после гражданской войны король Хусейн не разорвал отношений с палестинцами и до конца своих дней настаивал на их праве иметь собственное государство, хотя в свое время лидер палестинцев Ясир Арафат даже назвал иорданского монарха «палачом из Аммана», а его режим - «фашистским».

Присутствие палестинцев в стране позволяет Иордании иметь дополнительные источники финансирования бюджета. Переводы, которые присылают из-за рубежа 350 тысяч палестинцев, составляют около 800 миллионов долларов, то есть около 15% иорданского ВВП. Этот источник доходов на рубеже 1990-х гг. играл большую роль, так как проиракская позиция Иордании в период агрессии Ирака против Кувейта вызывала у некоторых стран Залива желание «наказать» Амман за его отношения с Багдадом.

Особую заботу иорданское руководство уделяет Ираку. Как известно, в 1921 г. Великобритания посадила на трон в Трансиордании и Месопотамии монархов из семьи Хашимитов. Родственные связи позволяли сохранять добрососедские отношения (несмотря на наличие разногласий относительно небольшой территории в приграничном районе). В 1958 г. была провозглашена хашимитская федерация, однако уже спустя несколько месяцев в Ираке произошла революция. В 1660-е гг. отношения между двумя странами ухудшились. Наибольшее воздействие на иордано-иракские отношения оказал арабо-израильский конфликт, ибо позиция Багдада по урегулированию отличалась от осторожной позиции Аммана своей воинственностью. Иордания вынуждена принимать во внимание мнение агрессивного соседа и в подходе к анализу ряда экономических проблем, в том числе совместному использованию водных источников, находящихся в пограничном районе.

Иордания заняла осторожную позицию в связи с визитом Садата в Иерусалим. Это, а также последовавшее за этим сближение Иордании с Организацией освобождения Палестины (ООП) вызвало критику со стороны Ирака. Но в 1978 г. в Багдаде состоялся форум Лиги арабских государств, в результате чего Ирак получил возможность активизировать свою роль в региональной политике. Последствием этого была нормализация отношений с рядом стран, в том числе с Иорданией. В июне 1979 г. Саддам Хусейн посетил Амман, а меньше чем через год король Хусейн совершил ответный визит в Багдад. Озабоченность обоих лидеров вызывала ситуация в Иране, где был свергнут шах. На ирако-иранской границе уже было неспокойно, поэтому между Ираком и Иорданией было подписано соглашение о сотрудничестве в случае нападения на одну из этих стран. Этот договор был выгоден прежде всего Ираку, который только что рассорился с Сирией, которую обвинял в заговоре против Багдада.

Еще накануне войны с Ираном Багдад проявил заинтересованность в использовании иорданского порта Акаба, предоставив Амману несколько крупных займов на его развитие4. С началом войны Иордания неоднократно оказывала Ираку поддержку и помощь, в частности медикаментами. Был также открыт сбор пожертвований, около 3000 добровольцев из Иордании отправились на фронт. Все это время лидеры Ирака и Иордании поддерживали личные контакты. Именно тогда (в 1984 г.) король Хусейн добился подписания соглашения по спорной территории, в результате чего Ирак уступил Иордании территорию размером в 50 квадратных километров5. Анализируя отношения между двумя государствами, можно сделать вывод о том, что позиция Иордании относительно ирако-иранского конфликта определялась экономическими интересами и стремлением не портить отношения с воинственным соседом.

Во время кризиса в Персидском заливе, когда Ирак предпринял агрессию против Кувейта, Иордания, в числе немногих занявшая проиракскую позицию, оказалась в состоянии международной изоляции. Но год спустя экономика Иордании неожиданно дала хорошие результаты, которые вызваны прибытием в 1990 г. 300 тысяч палестинцев, изгнанных из Кувейта и других государств Персидского залива. «Приток капиталов в виде помощи западных стран и средств, привезенных палестинскими «возвращенцами», с лихвой компенсировал потерю помощи и переводов из стран Персидского залива, которые страна получала в предыдущий период. Большая часть денег палестинцев была вложена в строительство в частном секторе, что привело к росту ВВП на 11 процентов». Это несколько смягчило ситуацию, ибо Иордания, отказавшись поддержать своих соседей в Персидском заливе и США против Багдада в войне за изгнание Ирака из Кувейта, могла оказаться не только в политической, но и экономической блокаде. Однако то, что Иордания согласилась соблюдать санкции, наложенные Организацией Объединенных Наций в отношении Ирака в начале 1992 г., упрочило связи Аммана с Вашингтоном. За активное участие в процессе урегулирования арабо-израильского конфликта Иордания получила от Америки внушительные кредиты на развитие национальной экономики. Одновременно еще недавно прохладные отношения с Египтом потеплели в результате визита короля в Египет, сразу после землетрясения в Каире.

Парадоксально, но именно в период агрессии Ирака против Кувейта отношения между Багдадом и Амманом значительно улучшились, что способствовало развитию взаимной торговли и сотрудничества в разных областях, в том числе в военной сфере. Был подписан ряд соглашений, протоколов, Ирак предоставил Иордании несколько кредитов. Большая их часть направлялась на расширение порта Акаба, а также на переработку нефти.

Что касается отношений Иордании с Сирией, то они никогда не были безоблачными. Дамаск понимал, что Амман более дорожит отношениями с Ираком, а также избегает каких-либо действий, которые могли бы вызвать раздражение в Израиле. Но в 1980 г., когда сирийская армия проводила операцию против мусульманских радикалов в Хомсе и Хаме, правительство Иордании осудило действия Дамаска. В ответ президент Сирии Хафез Асад заявил, что сирийские исламисты получают поддержку от своих собратьев, живущих в Иордании. 21 мая 1980 г. премьер-министр Иордании А.Х.Шариф официально отверг обвинения Дамаска. Но осенью того же года сирийское руководство вновь заявило, что за спиной организаторов терактов в Сирии стоят иорданские исламисты. 26 ноября Дамаск двинул к границе с Иорданией войска - 20 тысяч военнослужащих и 400 танков. В конце концов ситуация была урегулирована благодаря вмешательству Саудовской Аравии.

Роль Иордании в мирных переговорах на Ближнем Востоке имеет два аспекта, делающих эту страну одним из основных участников развивающихся событий. В 1988 г. король Хусейн отказался от притязаний Иордании на Западный берег и Иерусалим с явной целью расчистить путь для Организации освобождения Палестины, чтобы она могла настаивать на обретении палестинским народом полной независимости. Однако ввиду экономической и политической сложности создания такого образования сами палестинцы в тот период пришли к необходимости совместного с Иорданией выступления на мирных переговорах в Мадриде в 1991 г. Наличие совместной иордано-палестинской делегации не помешало палестинцам вести отдельные переговоры с Израилем, в частности, о промежуточном периоде самоуправления.

Иордания - одна из немногих арабских стран, поддерживающих с Израилем официальные дипломатические отношения. Еще дед короля Хусейна - король Абдалла в 1951 г. пытался установить дружественные связи с молодым еврейским государством Израилем. За это он поплатился жизнью - перед началом переговоров 20 июля его застрелили исламские экстремисты в иерусалимской мечети Аль-Акса.

Мирное соглашение между двумя странами было подписано в октябре 1994 г. почти сразу после примирения израильтян с палестинцами. Даже неудавшаяся операция «Моссада» по ликвидации одного их лидеров экстремистской группировки «Хамас» в Аммане не привела к ослаблению иордано-израильских отношений. Документ положил конец состоянию войны между двумя странами и наметил программу налаживания всего комплекса иордано-израильских отношений.

Мир с израильтянами позволил королевству укрепить свое международное положение, надежнее обеспечить безопасность страны и решить территориальные проблемы. Среди проблем, которые Иордания пыталась урегулировать с Израилем, - ее притязания на 400 квадратных километров территории, главным образом вдоль границы Вади Араба южнее Мертвого моря; а также совместное пользование водными ресурсами. В мирном соглашении Израиль обещал поставлять в соседнюю Иорданию ежегодно 30 миллионов кубических метров воды.

В соответствии с подписанными документами в начале 1995 г. была проведена демаркация иордано-израильской границы и начата передача иорданской стороне территории, ранее оккупированной Израилем.

Политический курс Ариэля Шарона, вытекающий из тезиса об Иордании как уже существующем палестинском государстве, волнует правительство королевства. Стали понятны решительные действия в отношении пропалестинских демонстраций, а также соблюдение строгого пограничного режима в районе Западного берега реки Иордан, который должен воспрепятствовать исходу палестинцев из оккупированных областей. Иордания полагает, что возможный исход палестинского населения с Западного берега Иордана представляет угрозу ее существованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: