Факторы спроса на продукцию и услуги общественного питания

Таблица 2

Классификационный признак Виды факторов Характеристика факторов Примеры
А Б В Г
1. По природе возникновения Экономичес-кие Определяемые уровнем развития экономики Заработная плата и денежные доходы; уровень цен; соотношение между этими показателями, влияющее на покупательную способность; распределение населения на группы с различным уровнем денежных среднедушевых доходов
Социально- демографиче-ские Связанные с численностью и составом населения Численность населения; уровень урбанизации; распределение по возрастным группам и половому составу, социальному положению, роду занятий; состав семьи и число работающих, пенсионеров, учащихся, детей
Психологиче-ские Обусловленные особенностями психологии поведения потребителей и индивидуального потребления Вкусы, привычки, предпочтения, стиль жизни, мода, потребность проводить досуг (праздничные и выходные дни)
Историко-национальные Вытекающие из исторических и национальных привычек питания Традиции в организации питания и в предпочитаемых блюдах, определяющие типизацию и специализацию сети (чайные, блинные, пельменные, шашлычные), а также частоту пользования услугами
Природно-климатичес-кие Обусловленные географическим месторасположением региона или города и временем года Северные территории; юг, лето, зима и т.д.
Организа-ционно-технологичес-кие Связанные с уровнем развития общественного питания и характером деятельности предприятий Количество предприятий, их типологическая структура, число мест, производственная мощность и пропускная способность предприятий, размещение на территории города, формы и методы обслуживания, уровень сервиса (качество и ассортимент блюд, культура обслуживания, комфортность торговых залов и т.д.), конкурентное окружение, реклама
Физиологиче-ские Обусловленные потребностями в питании и его особенностями Потребность в завтраке, обеде, ужине и возможность ее удовлетворения (работа, учеба, командировки, отпуск и т.д.), интенсивность труда, состояние здоровья, возраст

Продолжение табл. 2.2

А Б В Г
2. По масштабам Общие Действуют на уровне страны Индекс инфляции, политика государства в области налогообложения, заработной платы, инвестирования
Региональные Действуют на уровне региона Состояние экономики региона, влияющее на индикаторы жизни; численность и уровень урбанизации населения; традиции в питании
Местные Действуют на уровне города, района Социально-экономический и исторический статус города, уровень развития производства и жизни населения, степень развития общественного питания (сети), численность и состав населения
3. По объекту влияния Количествен-ные Влияющие на объем спроса Численность населения, его возрастной состав, распределение по социальному и экономическому положению, размер заработной платы и среднедушевых доходов, уровень и динамика цен, число предприятий и число мест в них
Качественные Влияющие на структуру спроса (по типам предприятий, видам блюд, комплексу услуг) Привычки, вкусы, мода, традиции, время года
4. По возможности измерения Измеримые Поддающиеся выявлению количественного влияния на объем спроса и его структуру Численность населения, его возрастной состав, заработная плата и денежные доходы, уровень цен
Неизмеримые Определить количественное влияние на объем спроса затруднительно или невозможно Потребительские предпочтения, привычки, традиции, вкусы
5. По направлению воздействия Стимулиру-ющие Обусловливающие рост объемов спроса Рост доходов и заработной платы, численности населения, числа предприятий; изменения в стиле жизни семьи
Сдерживаю-щие Приводящие к замедлению или снижению объемов спроса Рост цен, снижение реальных доходов, низкое качество услуг предприятий, снижение численности населения

Продолжение табл. 2.2

А Б В Г
6. По степени зависимости от деятельности предприятия Демоскопиче- ские (внешние, объективные) Независимые от предприятия Уровень развития общественного питания в городе, районе, численность и состав населения, психологические особенности отдельных людей, конкурентное окружение, инфляционные процессы
Эндоскопиче- ские (внутренние, субъективные) Зависящие от уровня организации произодственно-торгового процесса в конкретном предприятии Уровень цен на продукцию и услуги, их качество, ассортимент, рекламная деятельность, формы, методы, быстрота обслуживания, комфортность зала, режим работы, вежливость персонала, организация развлекательных мероприятий
7. По характеру влияния Прямые Непосредственно влияющие на объем спроса Уровень цен, покупательная способность, численность населения, плотность сети
Косвенные Влияние на объем спроса; осуществляется опосредованно Рекламная деятельность, исторический и экономический статус города
8. По степени влияния Интенсивные Оказывающие сильное влияние Уровень цен на продукцию общественного питания, размеры среднедушевых доходов, предпочтения, вкусы, привычки
Умеренные Оказывающие умеренное влияние Структура занятых по отраслям экономики, состав семьи, возраст
Слабые Оказывающие незначительное влияние Структура населения по полу

Значительное влияние на спрос оказывают социально-демографические факторы, численность населения и его территориальное распределение, уровень занятости и профессиональный состав, половозрастная структура, состав семей, так как каждой группе присуща своя специфика пользования услугами предприятий общественного питания.

Экономические и социально-демографические факторы тесно взаимосвязаны: например, размер заработной платы зависит от рода занятий и возраста, а величина среднедушевого дохода - еще и от состава и количества членов семьи. Поэтому их можно отнести к интенсивно воздействующим факторам демоскопического характера, поддающимся количественному измерению и влияющим как на объем, так и на структуру спроса.

Развитие спроса в общественном питании находится под сильным воздействием психологических и историко-национальных факторов, в основе которых лежит поведение потребителей, определяемое их личностными особенностями и традициями в питании. Таким образом, наряду с объективными, спрос в этой сфере подвержен влиянию факторов субъективного характера, которые не поддаются непосредственной количественной оценке и управлению, но являются важными, а зачастую и определяющими при принятии решения о посещении того или иного предприятия и выборе потребляемых блюд.

На формирование ассортиментной структуры спроса оказывают влияние физиологические особенности, природно-климатические условия и сезонность, которые обуславливают потребность в блюдах, обладающих набором определенных свойств.

Факторы действуют как на уровне страны, так и региона, города. В настоящее время наиболее существенное воздействие оказывают региональные и местные факторы. Во-первых, современная ситуация в России характеризуется различиями в экономическом развитии регионов (краев, областей, республик) - занятости населения, уровне заработной платы и размере среднедушевых доходов и, соответственно, структуре потребительских расходов, а внутри каждого региона аналогичные различия наблюдаются по районам и городам.

Во-вторых, каждому региону присуща своя специфика расселения и градообразования (соотношение между городским и сельским населением, число городов, поселков городского типа, их размеры, численность и плотность населения, направление миграционных потоков), а также возрастной и социальный состав.

В-третьих, природно-климатические, историко-национальные факторы влияют на различия в ассортиментной структуре кулинарной продукции и типологии сети.

Наибольшее воздействие на спрос в общественном питании оказывают факторы, действующие на территориальном уровне (города), что обусловлено экономическим, политическим, культурно-историческим статусом каждого из них. Степень развития промышленного производства и его отраслевая структура, роль города в финансовом обеспечении региона предопределяют занятость населения и ее структуру, а следовательно, и социально-экономические индикаторы уровня жизни населения. Политическое и культурно-историческое значение обусловливают приток командированных, туристов, гостей. Все это в комплексе влияет на притягательность города в глазах населения и определяет направление миграционных потоков и предопределяет возможности и перспективы развития общественного питания.

В свою очередь, объем и структура спроса в городе зависят от уровня организации общественного питания в целом и его территориальной дифференциации, что обусловлено традициями в месте проведения досуга, различиями в социально-экономическом составе населения районов, темпами строительства и заселения (внутригородской миграции), местами концентрации деловой жизни и сосредоточения торговых предприятий.

Особенностью общественного питания является высокая роль в формировании спроса демоскопических (внутренних) факторов, проявляющихся в уровне организации оказания услуги в каждом конкретном предприятии. С одной стороны, это влияет на спрос услуг данного предприятия, т.е. важно для его владельцев и руководителей, с другой -макроспрос населения складывается из локального спроса предприятий, следовательно, его объем зависит от качества их работы.

Важность этих внутренних факторов обусловлена тремя основными причинами:

- во-первых, зависимость спроса от психологии потребителей, их вкусов, предпочтений, привычек;

- во-вторых, альтернативный характер спроса, т.е. возможность
удовлетворить потребность и вне предприятий питания;

- в-третьих, конкуренция, существующая на рынке между
предприятиями. В условиях свободного выбора потребитель воспользуется
услугами тех, кто создаст условия, в наибольшей степени отвечающие его
потребностям.

Таким образом, спрос на продукцию и услуги общественного питания в масштабах города находится под одновременным воздействием комплекса факторов как объективного, так и субъективного характера, на него существенное влияние оказывают местные условия и характер функционирования самих предприятий. Поэтому при изучении спроса обязательными условиями являются анализ конъюнктурообразующих факторов и дифференцированный подход - установление действия факторов раздельно для каждого типа предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: