Таблица 2
Классификационный признак | Виды факторов | Характеристика факторов | Примеры |
А | Б | В | Г |
1. По природе возникновения | Экономичес-кие | Определяемые уровнем развития экономики | Заработная плата и денежные доходы; уровень цен; соотношение между этими показателями, влияющее на покупательную способность; распределение населения на группы с различным уровнем денежных среднедушевых доходов |
Социально- демографиче-ские | Связанные с численностью и составом населения | Численность населения; уровень урбанизации; распределение по возрастным группам и половому составу, социальному положению, роду занятий; состав семьи и число работающих, пенсионеров, учащихся, детей | |
Психологиче-ские | Обусловленные особенностями психологии поведения потребителей и индивидуального потребления | Вкусы, привычки, предпочтения, стиль жизни, мода, потребность проводить досуг (праздничные и выходные дни) | |
Историко-национальные | Вытекающие из исторических и национальных привычек питания | Традиции в организации питания и в предпочитаемых блюдах, определяющие типизацию и специализацию сети (чайные, блинные, пельменные, шашлычные), а также частоту пользования услугами | |
Природно-климатичес-кие | Обусловленные географическим месторасположением региона или города и временем года | Северные территории; юг, лето, зима и т.д. | |
Организа-ционно-технологичес-кие | Связанные с уровнем развития общественного питания и характером деятельности предприятий | Количество предприятий, их типологическая структура, число мест, производственная мощность и пропускная способность предприятий, размещение на территории города, формы и методы обслуживания, уровень сервиса (качество и ассортимент блюд, культура обслуживания, комфортность торговых залов и т.д.), конкурентное окружение, реклама | |
Физиологиче-ские | Обусловленные потребностями в питании и его особенностями | Потребность в завтраке, обеде, ужине и возможность ее удовлетворения (работа, учеба, командировки, отпуск и т.д.), интенсивность труда, состояние здоровья, возраст |
Продолжение табл. 2.2
А | Б | В | Г |
2. По масштабам | Общие | Действуют на уровне страны | Индекс инфляции, политика государства в области налогообложения, заработной платы, инвестирования |
Региональные | Действуют на уровне региона | Состояние экономики региона, влияющее на индикаторы жизни; численность и уровень урбанизации населения; традиции в питании | |
Местные | Действуют на уровне города, района | Социально-экономический и исторический статус города, уровень развития производства и жизни населения, степень развития общественного питания (сети), численность и состав населения | |
3. По объекту влияния | Количествен-ные | Влияющие на объем спроса | Численность населения, его возрастной состав, распределение по социальному и экономическому положению, размер заработной платы и среднедушевых доходов, уровень и динамика цен, число предприятий и число мест в них |
Качественные | Влияющие на структуру спроса (по типам предприятий, видам блюд, комплексу услуг) | Привычки, вкусы, мода, традиции, время года | |
4. По возможности измерения | Измеримые | Поддающиеся выявлению количественного влияния на объем спроса и его структуру | Численность населения, его возрастной состав, заработная плата и денежные доходы, уровень цен |
Неизмеримые | Определить количественное влияние на объем спроса затруднительно или невозможно | Потребительские предпочтения, привычки, традиции, вкусы | |
5. По направлению воздействия | Стимулиру-ющие | Обусловливающие рост объемов спроса | Рост доходов и заработной платы, численности населения, числа предприятий; изменения в стиле жизни семьи |
Сдерживаю-щие | Приводящие к замедлению или снижению объемов спроса | Рост цен, снижение реальных доходов, низкое качество услуг предприятий, снижение численности населения |
Продолжение табл. 2.2
А | Б | В | Г |
6. По степени зависимости от деятельности предприятия | Демоскопиче- ские (внешние, объективные) | Независимые от предприятия | Уровень развития общественного питания в городе, районе, численность и состав населения, психологические особенности отдельных людей, конкурентное окружение, инфляционные процессы |
Эндоскопиче- ские (внутренние, субъективные) | Зависящие от уровня организации произодственно-торгового процесса в конкретном предприятии | Уровень цен на продукцию и услуги, их качество, ассортимент, рекламная деятельность, формы, методы, быстрота обслуживания, комфортность зала, режим работы, вежливость персонала, организация развлекательных мероприятий | |
7. По характеру влияния | Прямые | Непосредственно влияющие на объем спроса | Уровень цен, покупательная способность, численность населения, плотность сети |
Косвенные | Влияние на объем спроса; осуществляется опосредованно | Рекламная деятельность, исторический и экономический статус города | |
8. По степени влияния | Интенсивные | Оказывающие сильное влияние | Уровень цен на продукцию общественного питания, размеры среднедушевых доходов, предпочтения, вкусы, привычки |
Умеренные | Оказывающие умеренное влияние | Структура занятых по отраслям экономики, состав семьи, возраст | |
Слабые | Оказывающие незначительное влияние | Структура населения по полу |
Значительное влияние на спрос оказывают социально-демографические факторы, численность населения и его территориальное распределение, уровень занятости и профессиональный состав, половозрастная структура, состав семей, так как каждой группе присуща своя специфика пользования услугами предприятий общественного питания.
Экономические и социально-демографические факторы тесно взаимосвязаны: например, размер заработной платы зависит от рода занятий и возраста, а величина среднедушевого дохода - еще и от состава и количества членов семьи. Поэтому их можно отнести к интенсивно воздействующим факторам демоскопического характера, поддающимся количественному измерению и влияющим как на объем, так и на структуру спроса.
Развитие спроса в общественном питании находится под сильным воздействием психологических и историко-национальных факторов, в основе которых лежит поведение потребителей, определяемое их личностными особенностями и традициями в питании. Таким образом, наряду с объективными, спрос в этой сфере подвержен влиянию факторов субъективного характера, которые не поддаются непосредственной количественной оценке и управлению, но являются важными, а зачастую и определяющими при принятии решения о посещении того или иного предприятия и выборе потребляемых блюд.
На формирование ассортиментной структуры спроса оказывают влияние физиологические особенности, природно-климатические условия и сезонность, которые обуславливают потребность в блюдах, обладающих набором определенных свойств.
Факторы действуют как на уровне страны, так и региона, города. В настоящее время наиболее существенное воздействие оказывают региональные и местные факторы. Во-первых, современная ситуация в России характеризуется различиями в экономическом развитии регионов (краев, областей, республик) - занятости населения, уровне заработной платы и размере среднедушевых доходов и, соответственно, структуре потребительских расходов, а внутри каждого региона аналогичные различия наблюдаются по районам и городам.
Во-вторых, каждому региону присуща своя специфика расселения и градообразования (соотношение между городским и сельским населением, число городов, поселков городского типа, их размеры, численность и плотность населения, направление миграционных потоков), а также возрастной и социальный состав.
В-третьих, природно-климатические, историко-национальные факторы влияют на различия в ассортиментной структуре кулинарной продукции и типологии сети.
Наибольшее воздействие на спрос в общественном питании оказывают факторы, действующие на территориальном уровне (города), что обусловлено экономическим, политическим, культурно-историческим статусом каждого из них. Степень развития промышленного производства и его отраслевая структура, роль города в финансовом обеспечении региона предопределяют занятость населения и ее структуру, а следовательно, и социально-экономические индикаторы уровня жизни населения. Политическое и культурно-историческое значение обусловливают приток командированных, туристов, гостей. Все это в комплексе влияет на притягательность города в глазах населения и определяет направление миграционных потоков и предопределяет возможности и перспективы развития общественного питания.
В свою очередь, объем и структура спроса в городе зависят от уровня организации общественного питания в целом и его территориальной дифференциации, что обусловлено традициями в месте проведения досуга, различиями в социально-экономическом составе населения районов, темпами строительства и заселения (внутригородской миграции), местами концентрации деловой жизни и сосредоточения торговых предприятий.
Особенностью общественного питания является высокая роль в формировании спроса демоскопических (внутренних) факторов, проявляющихся в уровне организации оказания услуги в каждом конкретном предприятии. С одной стороны, это влияет на спрос услуг данного предприятия, т.е. важно для его владельцев и руководителей, с другой -макроспрос населения складывается из локального спроса предприятий, следовательно, его объем зависит от качества их работы.
Важность этих внутренних факторов обусловлена тремя основными причинами:
- во-первых, зависимость спроса от психологии потребителей, их вкусов, предпочтений, привычек;
- во-вторых, альтернативный характер спроса, т.е. возможность
удовлетворить потребность и вне предприятий питания;
- в-третьих, конкуренция, существующая на рынке между
предприятиями. В условиях свободного выбора потребитель воспользуется
услугами тех, кто создаст условия, в наибольшей степени отвечающие его
потребностям.
Таким образом, спрос на продукцию и услуги общественного питания в масштабах города находится под одновременным воздействием комплекса факторов как объективного, так и субъективного характера, на него существенное влияние оказывают местные условия и характер функционирования самих предприятий. Поэтому при изучении спроса обязательными условиями являются анализ конъюнктурообразующих факторов и дифференцированный подход - установление действия факторов раздельно для каждого типа предприятия.