Виды спроса в общественном питании

Таблица 3

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СПРОСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Комплексный характер спроса в общественном питании требует его классификации, что необходимо как для выявления и исследования общих тенденций развития спроса в масштабах города, так и для разработки мероприятий по его удовлетворению на уровне конкретных предприятий.

В общественном питании формируются не все виды спроса, присущие спросу на потребительские товары в розничной торговле в силу специфики отрасли, а многие из них имеют отличительные характеристики. Классификация видов спроса на продукцию и услуги общественного питания представлена в таблице 3.

Классификационный признак Виды спроса
А Б
1. По объему (объекту) 1.1. Макроспрос 1.2. Микроспрос
2. По субъекту спроса 2. 1. Спрос всего населения (совокупный) 2.2. Спрос различных социальных групп населения 2.3. Спрос экономических групп населения (по уровню материального достатка)
  2.4. Спрос отдельных семей 2.5. Спрос отдельных граждан (индивидуальный)
3. По региональному признаку 3.1. Спрос в масштабах страны 3.2. Региональный (спрос в масштабах краев, областей, республик, городов и т.д.) 3.2.1. Стационарный (спрос постоянно проживающих граждан) 3.2.2. Мобильный (спрос приезжего населения)
4. По степени урбанизации 4.1. Городской 4.2. Сельский
5. По степени интенсивности (тенденция развития) 4.1. Интенсивный 4.2. Стабилизирующийся 4.3. Пониженный (угасающий)
6. По степени зрелости (развития) 5.1. Сложившийся 5.2. Формирующийся 5.3. Потенциальный
7. По времени предъявления 6.1. Ретроспективный 6.2. Текущий 6.3. Перспективный
8. По степени удовлетворенности 7.1. Действительный 7.2. Реализованный 7.3. Неудовлетворенный
9. По психофизической реакции 8.1. Устойчивый 8.2. Альтернативный 8.3. Импульсный 8.4. Ажиотажный

Продолжение табл. 3

А Б
10. По частоте предъявления 9.1. Регулярный 9.2. Сезонный 9.3. Периодический
11. По целесообразности 10.1. Рациональный 10.2. Иррациональный
12. По степени реакции на изменения 11.1. Эластичный 11.2. Неэластичный
13. По состоянию рынка 12.1. Отрицательный 12.2. Отсутствующий 12.3. Скрытый 12.4. Полноценный 12.5. Чрезмерный

Рассмотрим характер проявления и отличительные черты каждого из видов спроса в общественном питании.

Наиболее важным признаком классификации спроса, имеющим принципиальное значение, является его разделение на макро- и микроспрос. В зависимости от этого ставятся различные задачи и используются разные методы изучения. В розничной торговле макроспрос определяют как спрос на потребительские товары в целом[1]. Под микроспросом большинство исследователей подразумевают спрос на укрупненные товарные группы, спрос на отдельные товары или спрос на детализированные ассортиментные позиции внутри отдельных товаров.

При определении этих понятий в общественном питании целесообразно уточнить признаки подразделения спроса на макро- и микро-.

Градация спроса в зависимости от территориального признака позволяет отнести к макроспросу спрос в масштабах страны, региона, города, а под микроспросом в этом случае понимается спрос в разрезе отдельных предприятий или группы определенных типов предприятий.

Если за основу взять социальный состав населения, то к макроспросу можно отнести спрос, предъявляемый всем населением, а к микроспросу - спрос отдельных социальных групп (рабочих, служащих, предпринимателей и т.д.). Возможны и другие варианты. Следовательно, подразделение спроса на макро- и микро- носит в определенной степени условный характер, поэтому при исследовании необходимо четко уточнять его границы в зависимости от поставленных целей.

Таким образом, «микроспрос», можно определить его как спрос, предъявляемый населением:

- на продукцию и услуги определенных типов предприятий
(ресторанов, кафе, баров и т.д.);

- локальный спрос в масштабах одного предприятия;

- на конкретную ассортиментную группу блюд или изделий (мясные,
рыбные, кондитерские и т.д.), что принципиально отличается от розничной
торговли, так как для общественного питания важна не товарная структура
сырья, а структура ассортимента по видам блюд;

- спрос на определенные виды услуг по реализации или организации
потребления (рис.5.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: