double arrow

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология (от лат. trans – сквозь, через) – одно из современных направлений в психологии, восходящее к идеям 3. Фрейда.

Хотя до конца 60-х годов ХХ века трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, трансперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Своеобразными основателями трансперсональных тенденций были К. Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, поскольку их идеи о коллективном бессознательном, о «высшем Я», о бессознательном взаимовлиянии людей друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в развитии личности послужили основой для становления трансперсональной психологии.

С идеями Фрейда трансперсональную психологию роднит признание того, что:

1) психический мир человека, помимо сознательной компоненты, содержит еще и обширнейшую сферу бессознательного, незримо влияющую на переживания и поведение каждого индивида;

2) бессознательная сфера включает в себя вытесненные из сознания воспоминания о всевозможных душевных травмах, полученных, как правило, в младенческом и детском возрасте;

3) корни большинства неврозов находятся в бессознательной сфере психического мира человека, воспоминаниях о душевных травмах;

4) выведение из сферы бессознательного и осознанное переживание этих травм есть мощное психотерапевтическое средство излечения даже затяжных, устойчивых неврозов.

Последнее утверждение свидетельствует о том, что трансперсональная психология, так же как и психология Фрейда, сформировалась, прежде всего, как направление в психотерапии, метод лечебного воздействия на пациента-невротика и только потом оформилась в научную концепцию.

Однако как научная концепция трансперсональная психология пошла дальше психологии Фрейда. Данное направление утверждает, что содержание психического бессознательного неизмеримо шире и разнообразнее, чем то определение, которое дал ему Фрейд:

а) оно включает в себя колоссальное по силе воздействия на дальнейшую жизнь человека неосознанное воспоминание перинатального периода;

б) в него входят вытесненные из сознания переживания тяжелых физических травм и вообще всего, что вызвано сильными болезненными ощущениями;

в) огромную часть бессознательного составляют воспоминания и переживания, никак не связанные с жизнью данной личности как конкретною физического тела. Сюда относятся воспоминания о себе в других воплощениях, имевших место в другие исторические эпохи; архетипические (по терминологии К. Г Юнга) сюжеты коллективного бессознательного; переживания себя в качестве различных ипостасей от человека через животных к растениям, а от них – к минералам, наконец слияние с Космосом, с Миром, с его Первопричиной, Творцом, Абсолютом.

По утверждению Станислава Грофа (р. 1931), одного из зачинателей трансперсональной психологии, сказанное базируется на опыте психотерапии, основанном на использовании психоделиков (в т.ч. ЛСД), помогающих пациентам вывести в сферу сознания содержание своего бессознательного. Гроф считает: именно этот, чисто практический, лечебный опыт и привел его к новому взгляду на содержание психического мира – взгляду, настолько радикально отличающемуся от господствующих в академической среде воззрений, что заставил его переосмыслить саму современную западную научную парадигму. По мнению Грофа, от нее уже в значительной степени отказались современные физика и космология, однако до сих пор она считается неколебимой в биологии, антропологии, психологии, психиатрии. Трансперсональная психология требует пересмотра мировоззрения в целом, а именно в отказе от механистического по сути, ньютоновско-картезианского взгляда на мир, и пересмотра с учетом современных физических и космогонических теорий традиционного философско-религиозного восточного мировоззрения как, возможно, более адекватного истинному «устройству» мира. Без этого переосмысления, считает Гроф, останется необъясненным весь эмпирический материал, накопившийся как в деятельности постпсихоаналитических школ, так и в лечебной практике использования различных методик погружения пациентов в измененные состояния сознания.

В ходе «психоделического бума», разразившегося на Западе в 1950-1960-е годы, были восприняты и освоены восточные медитативные практики, дававшие возможность без использования психоделиков достигать измененных состояний сознания. Трансперсональная психология начала обогащаться новыми методиками погружения пациентов в сферу бессознательного на основе практики индивидуальных и групповых медитаций с помощью специального освещения, музыки и, наконец, выработанного Грофом и его последователями метода холотропного дыхания. Термин «холотропный» означает «направляющий (стремящийся) к целостности». Метод ориентирован на восстановление целостности психики, очищение ее, восстановление гармонии человека с Миром.

Практическая реализация метода заключается в сочетании предельного физического расслабления пациента с глубоким ритмическим дыханием. Сеансы могут сопровождаться специальной музыкой и носить групповой характер. Достигаемый при этом эффект гипервентиляции приводит к постепенному вытеснению в сознание пациента образов и сюжетов из сферы бессознательного, что, как правило, сопровождается «реагированием» виде непроизвольных движений, возгласов, сбоев дыхания и т.п.

Трансперсональная психология, по утверждению Грофа, позволяет «вытащить» в сферу сознания такие глубинные конфликты, которые не поддаются разрешению никакими другими психотерапевтическими методами. Так, трансперсональной психологии доступны конфликты, связанные с травмой рождения, вызывающие, как считает С. Гроф, психические отклонения не только невро-, но и психотического характера. Им была разработана система из четырех базовых перинатальных матриц. Каждая соответствует определенному этапу рождения человека, связанному с переживанием перехода от «райского» состояния внутриутробногосуществования через «адские» муки прохождения родового канала к истинному рождению – « освобождению », которое (переживание) служит психотерапевтическим средством освобождения от страха смерти, от сдвигов в сексуальной сфере (садизм или мазохизм), средством перехода к глубокому чувству радости рождения. Как и психоделическая терапия, холотропное дыхание помогаем пациенту избавиться от конфликтов и более глубокого происхождения.

Однако, несмотря на впечатляющие успехи и растущую популярность, на увеличивающееся число последователей, объединенныхв ассоциацию, имеющую свой печатный орган, трансперсональная психология и сейчас официально не признается академической наукой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: