Свойства ощущений
Виды ощущений
В психологии рассматривают несколько классификаций ощущений:
1) По модальности ощущения делятся на:
- контактные (осуществляется контакт раздражителя с рецепторами) – осязание и вкус;
- дистантные (раздражитель воздействует на рецепторы издалека) – зрение, слух, обоняние.
2) По месту расположения рецепторов ощущения делятся на:
- экстероцептивные – рецепторы поверхности тела, реагирующие на сигналы из среды;
- интероцептивные – рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях;
- проприоцептивные – рецепторы, расположенные в мышцах и связках и доставляющие информацию о движении и положении нашего тела.
Адаптация – изменение чувствительности анализатора при воздействии раздражителей различной силы. Чувствительность анализатора повышается при воздействии слабого раздражителя, чтобы более точно оценить сигнал; при воздействии раздражителя большой силы чувствительность анализатора снижается.
Контрастность – нарушение чувствительности под влиянием воздействия предшествующего раздражения. Это происходит из-за того, что анализатор, настроившись на раздражитель определенной силы, в течение некоторого времени сохраняет эту на стройку за счет еще одного свойства рецепторов, которое называется
|
|
Порог ощущений (абсолютный) – минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение – это нижний порог ощущения; максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущение данной модальности – верхний порог.
Сенсибилизация – повышение чувствительности одного анализатора при воздействии раздражителя на другой анализатор.
Синестезия – возникновение при раздражении одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора (взаимодействие ощущений разных модальностей). Например, цветным слухом обладал Н.А. Римский-Корсаков: при восприятии звука он воспринимал и определенный цвет.
Функции ощущений – отражение основных внешних признаков предметов и явлений, а также состояния внутренних органов.
Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных свойств.
Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений.
Процесс восприятия неразрывно связан с ощущениями и базируется на них. Ощущения в совокупности обеспечивают перцепцию, т.е. процесс непосредственного восприятия объектов. Но кроме информации, доставляемой органами чувств, в восприятии присутствует и апперцепция – зависимость воспринимаемого от прошлого опыта и содержимого бессознательного.
|
|
В восприятии привычных объектов мы ориентируемся в основном на свой собственный опыт и, следовательно, воспринимаем все явления субъективно.
Виды восприятий также рассматривают с помощью нескольких классификаций:
1) В зависимости от формы отражения:
- восприятие пространства,
- времени,
- движения.
2) В зависимости от цели:
- преднамеренное,
- непреднамеренное.
3) В зависимости от степени организованности:
- организованное (наблюдение),
- неорганизованное.
Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно включает в себя восприятие формы, величины и взаиморасположения объекта, их объема, удаленности и направления, в котором они находятся. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов: зрительного, двигательного, осязательного и вестибулярного.
Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире. Чувство времени не врожденное, оно развивается в процессе накопления опыта.
В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения ЦНС, ритмическая работа сердца и дыхания.
В восприятии времени способствуют более всего слуховые и кинестетические ощущения.
Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Восприятие движения обуславливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, кинестетического, вестибулярного, слухового. Движение предмета мы воспринимаем благодаря тому, что он, перемещаясь на каком-то фоне, вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, то наше восприятие ограничено скоростью движения предмета. Так, мы не видим движение минутной стрелки на часах.