Темперамент

Тема 9. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Литература

Контрольные вопросы

1. Назовите виды, свойства, физиологическую основу ощущений.

2. Охарактеризуйте основные виды и свойства восприятия.

3. Укажите процессы, виды, качества, закономерности памяти.

4. Опишите основные свойства внимания и его виды.

5. Каким образом можно развивать внимание?

6. Назовите вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов и их преобразование?

7. Укажите название переживания, возникающего у человека под влиянием общего состояния организма и процесса удовлетворения потребностей?

8. Как называется сознательное сосредоточение на определенной информации, требующее волевых усилий?

9. Закончите фразу: «Изменение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения, называется...»

10. Укажите название нервных путей, проводящих нервные возбуждения от периферии к центру?

11. Воображение является основой какого вида мышления?

12. Что из себя представляет автоматический процесс перевода мыслей в слова и обратно?

13. Закончите фразу: «Сильно выраженная увлеченность чем или кем-либо, сопровождающаяся сильными переживаниями, называется …»

14. С помощью какой мыслительной операции человек выявляет сходство или различие объектов?

15. Какой вид мышления отсутствует у животных?

16. Укажите, какие условия нужны для поддержания произвольного внимания.

17. Назовите нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внутренней и внешней среды организма и являющийся физиологической основой ощущения.

1. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов / В.М. Кроль – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2006. – 432 с.

2. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, 1999. – 384 с.

3. Немов Р.С.Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.

4. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.

6. Трофимова Н.М. Поленякина Е.В. Общая психология: Практикум / Н.М. Трофимова, Е.В. Поленякина, Н.Б. Трофимова. – СПб.: Питер, 2005, – 320 с.

Личность человека неповторима, одинаковых людей не существует. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от ее содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Слово «темперамент» – латинского происхождения, означает соразмерность, «соотношение частей». Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V-IV вв. до н. э.). Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре вида жидкости: кровь, лимфа, желчьи черная желчь. При правильном смешении этих жидкостей человек бывает здоров, при неправильном – болен. Одна из жидкостей преобладает, считал Гиппократ. Это определяет тип темперамента человека (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический).

В дальнейшем в развитие учения о темпераменте большой вклад внесли римский врач Гален (II в. н.э.), немецкий философ И. Кант (конец XVIII в.), немецкий психолог В. Вундт (конец XIX в.), немецкий психиатр Э. Кречмер, американский социолог У. Шелдон, русский физиолог И.П. Павлов и другие исследователи.

В середине XX столетия интерес ученых к типам темперамента пробудился с новой силой. Это позволило, как отмечает Н.Н. Обозов, уточнить и расширить представления об основных свойствах нервной системы. Учеными школы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина было обнаружено, что сила нервной системы человека, выступающая в качестве уровня ее работоспособности, имеет не только главное положительное значение, но и негативные моменты. Было доказано, например, что у обладателей слабого типа нервной системы низкая работоспособность компенсируется возрастанием чувствительности, что позволяет более четко улавливать изменения в окружающей действительности.

В настоящее время можно считать, что понятие «темперамент» вполне определилось.

Темперамент – это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Характерными особенностями темперамента являются:

1)сравнительное постоянство индивидуально-психологических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи, проявление эмоций и волевых качеств и др.);

2)свойства темперамента, объединенные в определенные структуры (типы темперамента), адекватны основным типам высшей нервной деятельности (ВНД).

Принято считать, что темперамент у людей формируется в онтогенезе. У взрослого человека свойства темперамента в основном стабильны, но могут изменяться в незначительных пределах под воздействием психических состояний и жизненных коллизий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: