Общение – осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие между людьми.
В общении его участники предстают как системы, непрерывно осуществляющие прием, обработку, передачу информации, настройку и подстройку друг к другу и к остальным раздражителям.
Общение представляет собой единство коммуникации, интеракции и перцепции.
Коммуникация – специфический обмен информацией между общающимися индивидами.
Используемые для передачи информации знаки могут быть вербальными (выражаемыми словами), явными, и невербальными (мимика, пантомимика, характеристики голоса, темпоритм, пространственный рисунок, дыхание и др.), скрытыми.
Полный единичный цикл коммуникации состоит из четырех поочередных ходов партнеров: ход – ответ – подтверждение получения ответа – удостоверенность в получении ответа.
По форме ход может являться утверждением, вопросом или побуждением.
По параметру активности коммуникатора (в сторону ее увеличения) различают такие ходы как сообщение, убеждение и внушение. Коммуникация предполагает обратную связь и понимание, причем ответственность за правильное понимание сообщения лежит на его отправителе.
|
|
Интеракция – организация взаимодействия между людьми (поведенческий аспект).
Выделяют такие виды взаимодействий (демонстрация антагонизма; создание напряженности; несогласие; просьба об указании; просьба высказать мнение; просьба об информации; ориентация других; мнение; предложение, указание; согласие (поддержание равновесия); снятие напряжения; солидарность.):
Спектр беседы: конфронтация – спор – полемика – психологический контакт – диалог – сотрудничество.
Перцепция – процесс восприятия и взаимопонимания друг друга партнерами по общению. Имеет следующие особенности:
· воспринимаемый человек стремится трансформировать представления о себе в благоприятную для своих целей сторону (отсюда вывод: надо наблюдать, в какую сторону партнер стремится трансформировать представления о себе);
· внимание воспринимающего сосредоточено, прежде всего, на смысловых и оценочных (в т.ч., причинных) интерпретациях объекта;
· большая зависимость перцепции от мотивационно-смысловой деятельности и связь ее с аффектами.
По критерию цели общения выделяют следующие:
1 – фатическая – установление контакта, как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения;
2 – информационная – передача и получение сведений, обмен мнениями и др.;
3 – побудительная – направление активности партнера на выполнение тех или иных действий;
4 – координационная – взаимное ориентирование и согласование действий;
|
|
5 – понимание – адекватное восприятие и понимание партнерами смысла сообщения и друг друга;
6 – эмотивная – изменение собственных переживаний и состояний с помощью партнера;
7 – установление отношения, утверждение своего места в системе связей сообщества;
8 – оказание влияния.
Влияние – изменение состояния, поведения, личностно смысловых образований партнера, в т.ч. его намерений, установок, ожиданий, целей, мнений, решений, готовности, настроения, представлений, потребностей, действий, активности, переживаний, оценок и пр.
Влияние сводится к таким процессам:
· анализ отношений партнера к элементам реальности; анализ команд, из которых синтезируются речь и поведение;
· приспособление своего поведения к поведению партнера;
· организация психического состояния партнера;
· уменьшение противодействия;
· формирование диспозиций (требуемой мотивации, внутренних побуждений).