Структура общения. Общение – осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие между людьми

Общение – осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие между людьми.

В общении его участники предстают как системы, непрерывно осуществляющие прием, обработку, передачу информации, настройку и подстройку друг к другу и к остальным раздражителям.

Общение представляет собой единство коммуникации, интеракции и перцепции.

Коммуникация – специфический обмен информацией между общающимися индивидами.

Используемые для передачи информации знаки могут быть вербальными (выражаемыми словами), явными, и невербальными (мимика, пантомимика, характеристики голоса, темпоритм, пространственный рисунок, дыхание и др.), скрытыми.

Полный единичный цикл коммуникации состоит из четырех поочередных ходов партнеров: ход – ответ – подтверждение получения ответа – удостоверенность в получении ответа.

По форме ход может являться утверждением, вопросом или побуждением.

По параметру активности коммуникатора (в сторону ее увеличения) различают такие ходы как сообщение, убеждение и внушение. Коммуникация предполагает обратную связь и понимание, причем ответственность за правильное понимание сообщения лежит на его отправителе.

Интеракция – организация взаимодействия между людьми (поведенческий аспект).

Выделяют такие виды взаимодействий (демонстрация антагонизма; создание напряженности; несогласие; просьба об указании; просьба высказать мнение; просьба об информации; ориентация других; мнение; предложение, указание; согласие (поддержание равновесия); снятие напряжения; солидарность.):

Спектр беседы: конфронтация – спор – полемика – психологический контакт – диалог – сотрудничество.

Перцепция – процесс восприятия и взаимопонимания друг друга партнерами по общению. Имеет следующие особенности:

· воспринимаемый человек стремится трансформировать представления о себе в благоприятную для своих целей сторону (отсюда вывод: надо наблюдать, в какую сторону партнер стремится трансформировать представления о себе);

· внимание воспринимающего сосредоточено, прежде всего, на смысловых и оценочных (в т.ч., причинных) интерпретациях объекта;

· большая зависимость перцепции от мотивационно-смысловой деятельности и связь ее с аффектами.

По критерию цели общения выделяют следующие:

1 – фатическая – установление контакта, как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения;

2 – информационная – передача и получение сведений, обмен мнениями и др.;

3 – побудительная – направление активности партнера на выполнение тех или иных действий;

4 – координационная – взаимное ориентирование и согласование действий;

5 – понимание – адекватное восприятие и понимание партнерами смысла сообщения и друг друга;

6 – эмотивная – изменение собственных переживаний и состояний с помощью партнера;

7 – установление отношения, утверждение своего места в системе связей сообщества;

8 – оказание влияния.

Влияние – изменение состояния, поведения, личностно смысловых образований партнера, в т.ч. его намерений, установок, ожиданий, целей, мнений, решений, готовности, настроения, представлений, потребностей, действий, активности, переживаний, оценок и пр.

Влияние сводится к таким процессам:

· анализ отношений партнера к элементам реальности; анализ команд, из которых синтезируются речь и поведение;

· приспособление своего поведения к поведению партнера;

· организация психического состояния партнера;

· уменьшение противодействия;

· формирование диспозиций (требуемой мотивации, внутренних побуждений).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: